Цели и задачи урока:
Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа: равнин и гор.
Проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России.
Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. Расширить знания по предметам.
Активизировать познавательную активность учащихся.
Оборудование: физическая, тектоническая карты России, картины вулканов, Гор, равнин, видеофрагмент “Горообразование”. макеты “Строение вулкана”
Содержание урока:
1. Объяснение хода урока-путешествия, краткое содержание заданий для каждой станции.
2. Путешествие по станциям
3. Подведение итогов.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
“А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”. (Н М Пржевальский)
Учитель: На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь, останется в памяти надолго.
Сегодня нам предстоит обобщить наши зияния и проверить их прочность, выполняя различные задания. Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Мы отправляемся в путешествие. Н. М. Пржевальский сказал: “А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”.
Вот и мы совершим путешествие по необъятным просторам нашей страны, делая остановки на станциях: карта, словарная, творческая, эрудит, экологическая. Информацию мы будем получать из карт атласа, видеофрагментов, таблиц, картин.
Учитель: Открыли тетради, запишите число и тему урока.
Итак, в путь. Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.
Станция 1- Карта.
Учащиеся получают задания в конвертах, прикрепляют названия различных форм рельефа на стенную физическую карту России.
Задания для 1 варианта:
Кавказ.
Восточно-Европейская равнина.
Уральские горы.
Саяны.
Хребет Джугджур.
Чукотское нагорье.
Сихотэ-Алинь.
Верхоянский хребет.
Ключевская Сопка.
Горы Бырранга.
Задания для 2 варианта:
Западно-Сибирская равнина.
Алтай.
Алданское нагорье
гора Эльбрус.
хребет Черского.
Корякское нагорье.
Становой хребет.
Среднесибирское плоскогорье.
Становое нагорье.
Валдайская возвышенность.
Задания для 3 варианта:
Хибины
Срединный хребет
Патомское нагорье
Яблоневый хребет
Витимское плоскогорье
Северные Увалы
Тиманский кряж
Смоленско-Московская возвышенность
Колмыкская низменность
Северо-Сибирская низменность
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к станции: “Словарная”.
Учитель: сегодня вам предстоит подняться на свою вершину. Перед вами висит один из “пятитысячников” горной системы — Кавказ. Высотные пояса горы-задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя вы будете сами. С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на 1000 метров. Если выполните все задания, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.
Задания для 1 варианта:
Древние устойчивые участки земной коры, (платформа).
Скопление полезных ископаемых (месторождение)
Преобладающая форма рельефа России (равнина)
Рыхлые глинисто валунные ледниковые отложения (морена)
Карта, содержащая информацию о горных породах (геологическая)
Задания для 2 варианта:
Выход кристаллического фундамента платформы (щит)
Внешние рельефообразующие процессы (экзогенные)
Формы рельефа, образованные деятельностью ветра (барханы)
Что общего у следующих полезных ископаемых: уголь, нефть, поваренная соль (осадочные)
Назовите современный геологический временной адрес (эра кайнозойская, период четвертичный)
Задания для 3 варианта:
Большие площади скопления ( бассейн)
Потоки камней и грязи (сели)
Внутренние рельефообразующие процессы (эндогенные)
Совокупность всех неровностей земной поверхности (рельеф)
Назовите древнейшую жизнь (архейская)
Восхождение на эти вершины географии закончены. Посмотрите на свои схемы, на какой высоте вы оказались.
Наше путешествие продолжается — впереди Станция “Творческая”.
Вспомните и назовите песни, сказки, рассказы, стихи и т.д о формах рельефа. А теперь решим кроссворд кто вперёд.
Учитель: Движемся дальше — впереди станция “ Эрудит”. Заполните таблицу:
Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые | |
|
|
|
|
Восточно Европейская равнина
Западно Сибирская равнина
Кавказ
По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
Атмосферный вихрь в виде столба – (смерч)
Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
Колебания земной поверхности – (землетрясения)
Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)
Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
Ветер разрушительной силы – (ураган)
Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
Падение больших масс горных пород – (обвал)
Учитель:
Хребтами горбились породы.
Взрывались, плавились кипя
И миллионы лет природа
Лепила самое себя. (С. Щипачев)
Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием “Жизнь гор. Молодость и старость” очень возмутился “Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые”. А как вы думаете?
Совершенно верно. Горы хоть и не живые том не менее они растут, разрушаются, стареют, превращаются, в конце концов, в равнину. Давайте посмотрим, как это происходит.
Демонстрация видеофрагмента “Горообразование”.
Таким образом, Земля как бы дышит, поднимая и опуская земную кору, а в местах разрывов земной коры отдельные огромные блоки, куски поднимаются и опускаются наподобие клавиш рояля.
Демонстрация макета “Образование гор”.
Учитель: Молодцы вы показали хорошие знания других предметов и смогли их применить для объяснения географических процессов.
Учитель: мы приближаемся к последней станции нашего путешествия “Экологическая”.
1. Приведите примеры неблагоприятного воздействия человека на рельеф в результате его хозяйственной деятельности?
2. Какие изменения рельефа осуществлены человеком на территории нашей области?
3. Что значит охранять поверхность и недра?
4. В 1920 году создан первый в мире минералогический заповедник. Достопримечательность его — драгоценные, полудрагоценные минералы. Назовите этот заповедник? Где он находится? (Ильменский заповедник. Южный Урал)
Учитель: Наше путешествие по необъятным просторам нашей страны подошло к концу. Закончить урок я хочу словами А. Твардовского:
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас так иль сяк.
Ей чем-нибудь не заплатить.
За этот самый шаг…
Учитель: А. П. Чехов сказал — “Россия — громадная равнина, по которой носится лихой человек”. Россия страна великих равнин она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Здесь расположились крупные города, пути сообщения, линии электропередач и др. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Добывая их человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как-бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: “Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей”
Выставление оценок.
Домашнее задание: вопросы с.79
МОУ «Мордвинцевская ООШ»
география
урок обобщения
в 8 классе
учитель Падина И.В.
х. Мордвинцево.
2011г.