Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Дары рек и озер»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Индустриальная средняя общеобразовательная школа»

Кашарского района Ростовской области




Дьяченко Людмила Михайловна

учитель начальных классов





Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе

«Дары рек и озер»



подготовила

учитель начальных классов

Дьяченко Людмила Михайловна







П.Индустриальный

2013 г.





ЦЕЛИ: познакомить с реками и озерами России и родного края;

Учить показывать на карте реки и озера;

Выполнять правила безопасного поведения у водоемов.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный компьютер, учебник, рабочая тетрадь.



ХОД УРОКА.



  1. Организационный момент.

Ребята сегодня на уроке у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде чем отправимся, должны отгадать загадку.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. ( Река).

Ребята, тема нашего урока « Дары рек и озер». Сегодня мы познакомимся с вами с озерами и реками России, научимся показывать на карте эти реки и озера, а также повторим правила безопасного поведения у водоемов и правила защиты окружающей среды. Путешествовать мы сегодня будем на воздушном шаре, с высоты птичьего полета мы посмотрим на несколько рек и озер России. Прежде, чем отправиться в полет, вспомни м реки Ростовской области и речку, на берегах которой расположен поселок Индустриальный. Как называется речка в вашем поселке? Как называется главная река Ростовской области? Правильно. Дон. О ней расскажет Андрюша. Пожалуйста. ( Подготовленный рассказ ученика, показ слайдов 1,2,3.)

Какие реки России вы еще знаете? Правильно: Волга, Обь, Енисей. Иртыш, Лена. Амур.

  1. Формирование новых знаний.

Настоящие путешественники должны уметь пользоваться картой. Откройте первую часть учебника « Окружающий мир», найдите географическую карту России. На этой карте рассмотрите крупные реки, которые мы назвали. Аким, Саша и Юля покажите соседу по парте на карте Волгу, Обь и Лену. Найдите на карте крупнейшие озера нашей Родины: Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро и самое крупное соленое озеро – Каспийское море.

Артем, Вова и Илья покажите соседу по парте на карте эти озера.

Молодцы! С картой вы хорошо научились работать. Теперь можно отправиться в полет и познакомиться с реками и озерами поближе. Полетели!!! ( слайд 4).

В нашей стране около миллиона рек, разное у них происхождение, разная у них судьба.

Слайд 5

БАЙКАЛ — пресноводное озеро на юге Вост. Сибири. Расположено на высоте 456 м и окружено горами. 31,5 тыс. кв.км, длина 636 км, средняя ширина 48 км. Самое глубокое (до 1620 м) в мире. Тектонического происхождения. Впадает 336 рек (в т. ч. Селенга, Баргузин, В. Ангара), вытекает р. Ангара. 27 островов (крупнейший Ольхон).

Слайд 6

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО (древнерусское название — Нево) — на северо-западе Европейской части Российской Федерации. Площадь 17,7 тыс. кв.км, с островами 18,1 тыс. кв.км. Средняя глубина 51 м, наибольшая 230 м. Около 660 островов (крупные — Мантсинсари, Валаам)



Слайд 7

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО (др.-рус. Онего) — на северо-западе Европейской части Российской Федерации, в Карелии, Ленинградской и Вологодской обл. 9,7 тыс. кв.км (без островов). Глубина до 127 м. С созданием Верхне-Свирской ГЭС стало водохранилищем (9950 кв.км).



Возраст озер донесших до нас память о великом леднике, который когда-то спустился на Русскую равнину — 10-12 тысячелетий.

Есть короткие реки , хотя очень известные, например , вытекающая из Ладожского озера — Нева. Ее длина – 74 км, на ней стоит Санкт – Петербург. Если взять реки по – настоящему великие длиной больше 500 км, то их окажется 331, а на расстояние больше 4000 км -текут всего 4 реки: Обь, Енисей, Лена и Амур.

Слайд 8

ВОЛГА (древнее — Ра, в средние века — Итиль), река в Европейской части Российской Федерации, крупнейшая в Европе. 3530 км, площадь бассейна 1360 тыс. кв.км. Начало на Валдайской возв., впадает в Каспийское м., образуя дельту (площадь 19 тыс. кв.км). Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м3/с, в устье — 7710 м/с.

Слайд 9

ОБЬ — река в Зап. Сибири. Образуется слиянием Катуни и Бии на Алтае. Впадает в Обскую губу Карского м., образуя дельту (площадь более 4 тыс. кв.км). 3650 км (от истока Иртыша 5410 км), площадь бассейна 2990 тыс. кв.км.

Слайд 10

ИРТЫШ — река в Казахстане и Российской Федерации (верховье в Китае), левый приток Оби. 4248 км, площадь бассейна 1643 тыс. кв.км.

Слайд 11

ЕНИСЕЙ — река в Сибири. Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл. 3487 км (от истоков М. Енисея 4102 км), площадь бассейна 2580 тыс. кв.км.

Слайд 12

АНГАРА — река на юго-западе Восточной Сибири, правый, самый многоводный приток Енисея. 1779 км, площадь бассейна 1040 тыс. кв.км. Вытекает из оз. Байкал.

Слайд 13

ЛЕНА — река в Восточной Сибири. Длина 4400 км, площадь бассейна 2490 тысяч кв. км. Начало в Байкальском хребте, впадает в море Лаптевых, образуя дельту площадью около 30 тысяч кв. км.

  1. Физкультминутка. ( слайд)

  2. Закрепление изученного.

Ребята! Мы пролетели на воздушном шаре над реками и озерами, увидели их богатства.

Скажите, какие же дары приносят реки людям? А в этом вам помогут рисунки на странице 89 второй части учебника. Как люди используют реки и озера? Правильно, пресная вода -главный дар и главное богатство рек и озер. Например, Байкал славится тем, что растворенных солей в нем меньше, чем в любом другом озере. Специалисты по изучению озер утверждают, что своей чистотой Байкал обязан живым организмам, которые очищают воду.

Скажите, как происходит загрязнение рек и озер? Откройте свои рабочие тетради на странице 32 , посмотрите задание 43.

И дорисуйте рисунок, чтобы было видно, какое значение в жизни человека имеют реки и озера.

Назовите правила поведения у водоемов. Молодцы!

  1. Итог урока. Так какое же главное богатство рек и озер? Правильно: пресная вода.

Итак, наше путешествие подошло к концу. Во время нашего путешествия вы показали себя любознательными, находчивыми, смелыми. Я вам хочу вручить медаль лучшего путешественника. За активное участие на уроке вы получаете следующие оценки:… .

  1. Рефлексия. На столе у каждого два смайлика : грустный и веселый. Если вам понравилось наше путешествие , вставьте в корзинку воздушного шара веселый смайлик, если не понравилось – то грустный. Всем спасибо.







Используемая литература:

Гулуева Т.С. Поурочные планы. Окружающий мир. 3 класс (по учебнику Федотовой, Трафимовой, Трафимова, Царевой), издательство «Учитель»,2011г.













Свежие документы:  Конспект урока на тему «Зимующие птицы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: