МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска Кировской области
Урок русского языка в 6 классе
по теме
«Употребление деепричастий в речи»
Автор:
Телицына Наталья Алексеевна —
учитель русского языка и литературы
2014 год
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока «Употребление деепричастий в речи»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания выразительной роли деепричастий в речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место урока в теме: один из завершающих уроков в теме «Деепричастие».
Цели по содержанию:
1) образовательные
организовать усвоение обучающимися знаний об употреблении деепричастий в речи,
формировать умение узнавать деепричастия, находить их в тексте,
тренироваться в точном и уместном употреблении деепричастий;
2)развивающие
развивать коммуникативную компетенцию,
развивать логическое и образное мышление;
3)воспитательные
воспитывать представление о прекрасном в языке и речи, потребность в эстетическом совершенствовании своей речи на примере использования деепричастий,
воспитывать уважение к русскому языку и желание его изучать.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, практический.
Средства обучения:
учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской. М.:Дрофа,2010.
дидактический материал.
Здоровье и психосберегающая среда осуществляется через
создание условий психологического комфорта для проведения урока,
смену видов деятельности,
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный момент | Подготовить обучающихся к работе на уроке, создать психологический настрой. | Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Целеполагание и мотивация | Организовать и целенаправить деятельность обучающихся | Предлагает сформулировать тему урока, контролирует оформление записи в ученических тетрадях. Предлагает определить цели урока, конкретизирует их.
| Формулируют тему урока. Оформляют записи в тетради, определяют и осмысливают цели урока. |
Актуализация знаний | Совершенствовать ЗУН по теме «Деепричастие» | 1.Просит найти соответствующую деепричастию словообразовательную модель.
2.Организует работу по анализу художественного текста Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И.Северянин) | Анализируют модели, аргументируя ответ.
Анализируют фрагмент художественного текста, транскрибируют и выполняют морфологический разбор деепричастий по вариантам. |
Изучение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала | 1. Организует работу над осмыслением языковых истоков выразительности деепричастий.
2. Предлагает задание для самостоятельной работы.
3.Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила построения предложений с деепричастиями, включающим тренировочные упражнения.
| Подготовленный заранее учителем ученик читает художественный текст упражнениея 404, обучающиеся слушают, отвечают на вопросы упражнения.
Выполняют упражнение 406, самоконтроль по ключу.
Пробуют найти ошибку в построении предложений, тренируются в составлении предложений с деепричастиями. |
Закрепление | Закрепить полученные знания. | Организует работу по составлению предложений, описывающих репродукцию к картине.
Предлагает выяснить роль деепричастий в речи. Обобщает сказанное. | Рассматривают репродукцию, составляют предложения.
Определяют роль деепричастий в речи |
Информация о домашнем задании | Сообщить информацию о домашнем задании, алгоритм его выполнения | Предлагает выбрать для домашнего задания упр.408 или 409. | Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по выполнению |
Рефлексия | Проанализировать, дать оценку успешности достижения целей | Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает. | Каждый анализирует свои достижения, определяя уровень достижения целей урока
|
КОНСПЕКТ УРОКА
I. Организационный момент
II. Целеполагание и мотивация
-Прочитаем выразительно отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого
Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны,
Поднимается выше и выше
Запоздалое солце весны
-Деформируем текст, лишив его деепричастий. Что изменилось?
-Завершая изучение темы «Деепричастие», сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на проблемный вопрос:
Как и с какой целью используются в речи деепричастия?
— Определим цели урока.
— Важность урока состоит и в том, что, усвоив роль деепричастий в речи, вы не только пополните копилку своих знаний, но и сможете сделать свои творческие работы более выразительными. Итак, сегодня мы должны научиться употреблять в речи деепричастия.
III.Актуализация знаний
— В каком разделе науки о языке мы изучаем деепричастие?
— Умеем ли мы узнавать деепричастия среди других самостоятельных частей речи? Какую информацию содержат данные словообразовательные модели?
(на доске – словообразовательные модели глагола, имени прилагательного, деепричастия)
-Прослушайте отрывок из стихотворения И.Северянина. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт?
Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.
-Проанализируйте речевую ситуацию. (Художественный стиль речи, так как воздействует на чувства и воображение читателя)
-Рассмотрим, как автор воздействует на читателя. Попробуйте, опираясь на предложение, передать противоречивые чувства и настроения этого времени года.
-Найдите в отрывке слова, с помощью которых названы действия.
-Какими частями речи они являются? Докажите.
-Замените деепричастия глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом?
— Нашли ли мы ответ на проблемный вопрос урока?
-Таким образом, деепричастия помогают «живописать» сложное действие, которое происходит неразрывно, одновременно. Плачет, смеясь и качая.
-Запишите текст по памяти.
-Объясните пунктуацию.
-Затранскрибируйте деепричастия, разберите их морфологически.
IV.Изучение нового материала
-Муки творчества, поиск нужного слова — ситуация, надеюсь, знакома. Прочитаем, как об этом вспоминает писатель Д.В.Григорович (упражнение 404 в Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская. М.: Дрофа, 2010.)
— Как вы понимаете выражение Д.В.Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель?
— Будет ли это выражение ответом на проблемный вопрос урока?
— Употребление деепричастий делает речь выразительной, «дорисовывая движение», живописуя его.
-Предлагаю потренироваться в правописании, выполните самостоятельно упражнение 406 учебника (списать вставить пропущенные буквы)
Проверьте себя, используя ключ на доске: раз-, раз-, -ворот-, по-, -лом-,
-спеш-, -лож-, -креп-).
— Найдите в упражнении фразеологизмы с использованием деепричастий, каково их переносное значение? (спустя рукава, сломя голову, сложа руки, скрепя сердце)
-Какой ответ мы сможем дать на проблемный вопрос урока?
— Ваша речь станет образной, яркой и меткой, если вы обогатите её фразеологизмами с использованием деепричастий.
-Обогащая язык, деепричастия создают своим присутствием множество ошибок. Научимся узнавать и исправлять такие ошибки.
-В чём, по-вашему, ошибка в построении данного предложения:
Найдя лодку, радость охватила туристов.
-Получается бессмыслица (лодку нашла радость). Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц.
—Это предложение следовало бы построить так: Найдя лодку, туристы обрадовались.
(И основное действие — обрадовались, и добавочное — найдя совершают туристы.)
—Работа с дидактическим материалом. У обучающихся на парте карточка:
К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1) Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами;
б) мы устроили привал.
2) Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия;
б) на рассвете был назначен сбор.
—Повторим, как правильно построить предложение с деепричастием.
V.Закрепление изученного.
Работа с репродукцией к картине «Море» Н.Н.Дубовского (цветная вклейка в учебник)
— Что изображено на картине?
— Какие цвета преобладают?
— Как называют художников, изображающих на своих картинах море?
— Помня о выразительности деепричастий, правилах построения с ними предложений, опишите выразительно и точно, что вы видите на картине.
-Прочитайте ваши предложения, обосновав употребление в них деепричастий.
VI. Домашнее задание.
(дифференцированное: редактирование предложений или поиск деепричастий как средств художественной выразительности).
VII.Рефлексия
-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достигнуть?
-Какие ответы мы нашли на проблемный вопрос «Как и с какой целью используются в речи деепричастия?»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М.: Дрофа, 2010.
2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс»Под ред. М.М.Разумовской. М.: Дрофа, 2002.