Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление деепричастий в речи»

МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска Кировской области










Урок русского языка в 6 классе

по теме

«Употребление деепричастий в речи»




Автор:

Телицына Наталья Алексеевна —

учитель русского языка и литературы








2014 год

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык


Класс: 6


Тема урока «Употребление деепричастий в речи»


Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания выразительной роли деепричастий в речи.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Место урока в теме: один из завершающих уроков в теме «Деепричастие».


Цели по содержанию:

1) образовательные

  • организовать усвоение обучающимися знаний об употреблении деепричастий в речи,

  • формировать умение узнавать деепричастия, находить их в тексте,

  • тренироваться в точном и уместном употреблении деепричастий;

2)развивающие

  • развивать коммуникативную компетенцию,

  • развивать логическое и образное мышление;

3)воспитательные

  • воспитывать представление о прекрасном в языке и речи, потребность в эстетическом совершенствовании своей речи на примере использования деепричастий,

  • воспитывать уважение к русскому языку и желание его изучать.


Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.


Методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, практический.


Средства обучения:

  • учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской. М.:Дрофа,2010.

  • дидактический материал.


Здоровье и психосберегающая среда осуществляется через

  • создание условий психологического комфорта для проведения урока,

  • смену видов деятельности,

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований.





Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Подготовить обучающихся к работе на уроке, создать психологический настрой.

Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

Организовать и целенаправить деятельность обучающихся

Предлагает сформулировать тему урока, контролирует оформление записи в ученических тетрадях. Предлагает определить цели урока, конкретизирует их.


Формулируют тему урока. Оформляют записи в тетради, определяют и осмысливают цели урока.

Актуализация знаний

Совершенствовать ЗУН по теме «Деепричастие»

1.Просит найти соответствующую деепричастию словообразовательную модель.


2.Организует работу по анализу художественного текста

Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И.Северянин)

Анализируют модели, аргументируя ответ.



Анализируют фрагмент художественного текста, транскрибируют и выполняют морфологический разбор деепричастий по вариантам.

Изучение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала

1. Организует работу над осмыслением языковых истоков выразительности деепричастий.





2. Предлагает задание для самостоятельной работы.



3.Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила построения предложений с деепричастиями, включающим тренировочные упражнения.


Подготовленный заранее учителем ученик читает художественный текст упражнениея 404, обучающиеся слушают, отвечают на вопросы упражнения.


Выполняют упражнение 406, самоконтроль по ключу.



Пробуют найти ошибку в построении предложений, тренируются в составлении предложений с деепричастиями.

Закрепление

Закрепить полученные знания.

Организует работу по составлению предложений, описывающих репродукцию к картине.


Предлагает выяснить роль деепричастий в речи. Обобщает сказанное.

Рассматривают репродукцию, составляют предложения.



Определяют роль деепричастий в речи

Информация о домашнем задании

Сообщить информацию о домашнем задании, алгоритм его выполнения

Предлагает выбрать для домашнего задания упр.408 или 409.

Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по выполнению

Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения целей

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает.

Каждый анализирует свои достижения, определяя уровень достижения целей урока



КОНСПЕКТ УРОКА


I. Организационный момент


II. Целеполагание и мотивация

-Прочитаем выразительно отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого

Осветив черепицу на крыше

И согрев древесину сосны,

Поднимается выше и выше

Запоздалое солце весны

-Деформируем текст, лишив его деепричастий. Что изменилось?

-Завершая изучение темы «Деепричастие», сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на проблемный вопрос:

Как и с какой целью используются в речи деепричастия?

— Определим цели урока.

— Важность урока состоит и в том, что, усвоив роль деепричастий в речи, вы не только пополните копилку своих знаний, но и сможете сделать свои творческие работы более выразительными. Итак, сегодня мы должны научиться употреблять в речи деепричастия.


III.Актуализация знаний

— В каком разделе науки о языке мы изучаем деепричастие?

— Умеем ли мы узнавать деепричастия среди других самостоятельных частей речи? Какую информацию содержат данные словообразовательные модели?

(на доске – словообразовательные модели глагола, имени прилагательного, деепричастия)

-Прослушайте отрывок из стихотворения И.Северянина. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт?

Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель.

-Проанализируйте речевую ситуацию. (Художественный стиль речи, так как воздействует на чувства и воображение читателя)

-Рассмотрим, как автор воздействует на читателя. Попробуйте, опираясь на предложение, передать противоречивые чувства и настроения этого времени года.

-Найдите в отрывке слова, с помощью которых названы действия.

-Какими частями речи они являются? Докажите.

-Замените деепричастия глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом?

— Нашли ли мы ответ на проблемный вопрос урока?

-Таким образом, деепричастия помогают «живописать» сложное действие, которое происходит неразрывно, одновременно. Плачет, смеясь и качая.

-Запишите текст по памяти.

-Объясните пунктуацию.

-Затранскрибируйте деепричастия, разберите их морфологически.


IV.Изучение нового материала

-Муки творчества, поиск нужного слова — ситуация, надеюсь, знакома. Прочитаем, как об этом вспоминает писатель Д.В.Григорович (упражнение 404 в Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская. М.: Дрофа, 2010.)

— Как вы понимаете выражение Д.В.Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель?

— Будет ли это выражение ответом на проблемный вопрос урока?

— Употребление деепричастий делает речь выразительной, «дорисовывая движение», живописуя его.


-Предлагаю потренироваться в правописании, выполните самостоятельно упражнение 406 учебника (списать вставить пропущенные буквы)

Проверьте себя, используя ключ на доске: раз-, раз-, -ворот-, по-, -лом-,

-спеш-, -лож-, -креп-).

— Найдите в упражнении фразеологизмы с использованием деепричастий, каково их переносное значение? (спустя рукава, сломя голову, сложа руки, скрепя сердце)

-Какой ответ мы сможем дать на проблемный вопрос урока?

— Ваша речь станет образной, яркой и меткой, если вы обогатите её фразеологизмами с использованием деепричастий.


-Обогащая язык, деепричастия создают своим присутствием множество ошибок. Научимся узнавать и исправлять такие ошибки.

-В чём, по-вашему, ошибка в построении данного предложения:

Найдя лодку, радость охватила туристов.

-Получается бессмыслица (лодку нашла радость). Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц.

Это предложение следовало бы построить так: Найдя лодку, туристы обрадовались.

(И основное действие — обрадовались, и добавочное — найдя совершают туристы.)

Работа с дидактическим материалом. У обучающихся на парте карточка:


К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.


1) Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами;

б) мы устроили привал.

2) Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия;

б) на рассвете был назначен сбор.



Повторим, как правильно построить предложение с деепричастием.


V.Закрепление изученного.

Работа с репродукцией к картине «Море» Н.Н.Дубовского (цветная вклейка в учебник)

— Что изображено на картине?

— Какие цвета преобладают?

— Как называют художников, изображающих на своих картинах море?

— Помня о выразительности деепричастий, правилах построения с ними предложений, опишите выразительно и точно, что вы видите на картине.

-Прочитайте ваши предложения, обосновав употребление в них деепричастий.


VI. Домашнее задание.

(дифференцированное: редактирование предложений или поиск деепричастий как средств художественной выразительности).


VII.Рефлексия

-Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достигнуть?

-Какие ответы мы нашли на проблемный вопрос «Как и с какой целью используются в речи деепричастия?»






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М.: Дрофа, 2010.

2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс»Под ред. М.М.Разумовской. М.: Дрофа, 2002.


Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, связанными параллельной, последовательной, однородной связью"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: