ВАРИАНТ 19 ЕГЭ-2015
Часть 1
Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Межнациональное общение происходит везде: в быту, в мире искусства, на страницах литературных произведений (2)И, конечно, это общение состоялась, помимо знания языка, нужно знать и уважать культуру, обычаи носителей разных языков. (3)Только в этом случае состоится межкультурная коммуникация, цель которой – взаимопонимание разных народов.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Взаимопонимание разных народов в процессе межкультурной коммуникации возможно, если эти народы знают и уважают язык, культуру и обычаи друг друга.
2) Проблему межнационального общения необходимо решать прежде всего на уровне приобщения людей и культуре.
3) Чтобы достичь взаимопонимания, представителям одной национальности необходимо знать язык другой национальности.
4) Цель культурной коммуникации – изучение обычаев различных народов.
5) При условии знания и уважения языка, культуры и обычаев друг друга можно достичь взаимопонимания разных народов.
Ответ:_______________________________________
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
чтобы наоборот даже а вопреки этому,
Ответ:_______________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУРА, -ы. ж.
1) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков.
2) То же, что культурность (см. культурный во 2-м знач.). Человек высокой культуры.
3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.
4) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани.
5) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К. речи.
Ответ:_______________________________________
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
низведЁн нАверх срЕдства облилАсь позвонИт
Ответ:_______________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.
Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ – вопрос серьёзный для каждого предприятия.
Николай оказался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах ядерной физики.
ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолять голод или жажду.
Профессор получил документ, подтверждающий ОПЛАТУ им командировки.
Ответ:_______________________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПЯТИСОТ фотографий ПОЕЗЖАЙТЕ в город
пара НОСКОВ НАИБОЛЬШЕ уместный
ИХ разговор
Ответ:_______________________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ:
Б | В | Г | Д | |
|
|
|
|
|
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
напом..нание к..рьерист разр..слась предпол..гать пол..мический
Ответ:_______________________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
не..гибаемый, бе..грамотный о..брасывать, на..пись
пр..забавный, пр..школьный пр..одолев, пр..града
пр..бежать, пр..успевать
Ответ:_______________________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
вздраг..вать назойл..вый алюмини..вый улыбч..вый доверч..вый
Ответ:_______________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
проед..шься вывез..нный выдел..шь сброш..нный постигн..шь
Ответ:_______________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)СУМЕВШИЙ реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
Ключи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.
Дом у Петровых (НЕ)БОЛЫШОЙ, но очень уютный.
Брат (НЕ)УДОСТОИЛ его даже упрёком.
Перед взором туристов открылась далеко (НЕ)РАДОСТНАЯ картина.
Ответ:_______________________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Вы не правы, (ПО)СКОЛЬКУ нельзя осуждать человека только (ЗА)ТО, что вы не разделяете его убеждений.
(ПО)ТОМУ, что говорил дед, ясно было, что он доволен Витькой, а (ОТ)ЭТОГО хорошо становилось на душе.
Он труженик и (ПО)ЭТОМУ успешен, (ЗА)ТО честолюбив не в меру.
Вода в заливе отличается чрезвычайной солёностью, а ТАК(ЖЕ) плотностью, ПОТОМУ(ТО) удары волн здесь гораздо сокрушительнее, чем а море.
(НА)КОНЕЦ встреча состоялась, ТАК(ЧТО) все проблемы были решены.
Ответ:_______________________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.
Ответ:_______________________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.
Ответ:_______________________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
Ответ:_______________________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.
Ответ:_______________________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.
Ответ:_______________________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем мы страшно опоздали. (2)Они застали нас врасплох. (3)Навёрстывая упущенное, мы стали слишком быстро и хаотически множить число этих проблем. (4)Перечислю некоторые. (5)Это отказ от войн, преодоление отсталости стран «третьего мира», демография, природные ресурсы, мировой океан, окружающая среда, освоение космоса… (6)Но приглядимся. (7)Не существует ли в действительности лишь одна-единственная проблема – экологическая? (8)И не является ли все остальное прямо или косвенно лишь её проявлением?
(9) Человечество сделалось той силой, которая поставила под угрозу само существование жизни. (10)И нет теперь такого человеческого действия, которые бы сказывалось на всей жизни бесследно, которое бы не ранило, не убивало её или не лечило, не приумножало, не совершенствовало.
(11)«Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая тоже хочет жить», – утверждает А. Швейцер. (12)Это и значит, что окружающая среда, «дом, в котором мы живем» есть не что иное, как живое жилище живой жизни. (13)И законом этого живого жилища является множащееся разнообразие форм жизни. (14)А в отношении к человеку этот же закон требует выявления и приумножения его личностной и национальной духовной неповторимости. (15)Чем разнообразнее жизнь, тем она живее, тем она бессмертнее.
(16)Мы подошли к краю пропасти прежде всего потому, что растеряли любовь к жизни. (17)И спасёт нас не столько отталкивание от смерти, сколько притяжение к жизни, возрождение любви к ней.
(18)Не случайно со всех сторон слышится: «экология культуры», «экология человека», «экология книги»… (19)Очень много экологий. (20)Это и означает оживление всего, что нас окружает, точнее, признание нашего «дома» живой жизнью, признание взаимозависимости всех форм жизни, признание бесконечных живых связей жизни.
(21)В глобальной экологической проблеме можно выделить главные неразрывные человеческие, социальные аспекты. (22)Во-первых, это сохранение, удлинение и оздоровление физической жизни каждого человека при полной реализации его неповторимой личности, его духовного потенциала. (22)Во-вторых, сохранение и духовное развитие каждого народа, каждой нации (23)И самое главное – сосредоточение усилий всего человечества на физическом и духовном развитии детей. (24)Без решения этих вечных задач нам не выжить. (25)Эти задачи вдохновляют и заражают не только своей понятностью, реализмом и красотой (соединение физического и духовного), но и своей безальтернативностью перед угрозой небытия.
(27)Абсолютный приоритет экологии подводит действительно объективную основу под новую этику: «Добро – это сохранять жизнь, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни». (28)Живая жизнь породила человека. (29)Человек поставил её под угрозу смерти. (30)Человек призван спасти жизнь. (31)Или он пущен в свет лишь «в виде наглой пробы»?
(32)Нам и всем будущим поколениям грозит небытие. (33)Это и есть то главное, что должно объединить людей всего мира. (34)Постараемся постигнуть простую и глубокую мысль Л. Толстого. «(35)Единение есть ключ, освобождающий людей от зла. (36)Но для того чтобы ключ этот исполнил свое назначение, нужно, чтобы он был продвинут до конца, до того места, где он отворяет, а не ломается сам или не ломает замок. (37)Так и единение – для того чтобы оно могло произвести свойственные ему благодетельные последствия, оно должно иметь целью единение всех людей во имя общего всем людям, одинаково признаваемого всеми начала».
(По Ю. Карякину*)
* Карякин Юрий Фёдорович (1930-2011 гт.) – литературовед, прозаик, публицист и общественный деятель.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Среди всех осознаваемых сегодня людьми глобальных проблем главной является экологическая проблема.
2) Любые действия людей влияют на существование жизни на планете.
3) Бессмертие жизни на земле заключается в множественности форм жизни, в выявлении личной духовной и национальной неповторимости людей.
4) Всем людям надо объединиться, чтобы не было на земле войн.
5) Следует уделить самое пристальное внимание вопросам, связанным с экологией языка.
Ответ:_______________________________________
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено повествование.
2) В предложениях 9-10 содержится рассуждение.
3) Предложение 12 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 11.
4) В предложениях 21-26 представлено рассуждение.
5) В предложениях 32-35 представлено повествование.
Ответ:_______________________________________
22. Из предложения 27 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ:_______________________________________
23. Среди предложений 32-37 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза, лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 – 23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Публицистичность речи философа и литературоведа Юрия Карякина проявляется и в проблематике статьи, и в эмоциональности, и в убедительности, в воздействующем на человека Слове. Привлечь внимание читателя к проблемам, поставленным в тексте, помогают прежде всего синтаксические средства языка – (А) ___________ (предложения 14, 17), приёмы, среди которых (Б) ___________ (предложения 11, 35-37). Значимость начатого автором разговора подчёркивают лексические средства, например (В) ___________ (предложение 17). Троп, который использован в словах Л.H. Толстого, – (Г) ___________ (предложения 35, 36) – помогает понять позицию автора статьи».
Список терминов:
1) антонимы
2) разговорная лексика
3) развёрнутая метафора
4) синонимы
5) парцелляция
6) гипербола
7) восклицательное предложение
8) ряды однородных членов предложения
9) цитирование
Ответ:
Б | В | Г | |
|
|
|
|
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 19 ЕГЭ-2015
к заданиям части 1
ответ | |
1 | 15 < или > 51 |
2 | чтобы |
3 | 1 |
4 | наверх |
5 | языковой |
6 | наиболее |
7 | 51623 |
8 | полемический |
9 | преодолевпреграда < или > преградапреодолев |
10 | алюминиевый |
11 | выделишь |
12 | небольшой |
13 | поэтомузато < или > затопоэтому |
14 | 123 любая другая последовательность этих цифр |
15 | 45 54 |
16 | 123 любая другая последовательность этих цифр |
17 | 12 21 |
18 | 2 |
19 | 134 любая другая последовательность этих цифр |
20 | 123 любая другая последовательность этих цифр |
21 | 234 любая другая последовательность этих цифр |
22 | доброзло злодобро |
23 | 36 |
24 | 8913 |
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ
ЧАСТИ 2
Авторская позиция | |
1. Проблема экологии. (Что входит в понятие «экология»? Почему экологическая проблема сегодня стала центральной?) | 1. Экологический взгляд на мир означает признание ценности всего живого, что есть на земле, сохранение жизни во всех её проявлениях, «признание нашего «дома» – живой жизнью, признание взаимозависимости всех форм жизни, признание бесконечных живых связей жизни». |
2. Проблема важности решения социальных вопросов. (Какие социальные вопросы необходимо решать сегодня для сохранения жизни?) | 2. Для выживания человечества сегодня надо решить важнейшие социальные задачи, среди которых «оздоровление физической жизни каждого человека при полной реализации его неповторимой личности, его духовного потенциала, сохранение и духовное развитие каждого народа, каждой нации», физическое и духовное развитие детей. |
3. Проблема единения людей всего мира. (Какова цель единения людей всего мира?) | 3. По мысли Л.Н. Толстого, единение – это ключ, освобождающий людей от зла. Единение всех людей необходимо, по мнению автора, во имя общего всем людям, одинаково признаваемого всеми начала – сохранения жизни во всём многообразии форм, провозглашения приоритетом любви к жизни. |