Конспект урока по Литературе «Серебряный век русской поэзии». Литературная гостиная кафе «Бродячая собака» 9 класс

Урок литературы в 9 «А» классе на тему:

«Серебряный век русской поэзии». Литературная гостиная кафе «Бродячая собака».



Цели:


  1. Обучающая


Расширить представление учащихся о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, о понятии «серебряного века», модернизма. Повторить основные направления модернизма и их художественные особенности. В творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии.


2. Развивающая


Развивать у учащихся навыки работы с литературоведческими понятиями и терминами, работу с текстами лирических произведений, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развивать устную речь учащихся, их словарный запас, а также творческие способности обучающихся через театральную постановку.


3. Воспитывающая


Воспитывать у учащихся интерес к русской культуре и литературе, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении. Воспитывать уважение к историческому прошлому страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции.


Оборудование:

  • проектор,

  • презентация

  • вывеска с названием кафе,

  • скатерти,

  • цветы,

  • портреты поэтов,

  • вещи, которые могли принадлежать поэтам Серебряного века (перчатки, шаль, перо, веер, ноты),

  • тетради, ручки



Ход урока

Перед началом урока учащиеся садятся за парты (по 4 человека за один стол).

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по «Серебряному веку русской поэзии». Запишите тему сегодняшнего урока в свои тетради.

II. Актуализация новой темы.

1. Слово учителя. Сообщение целей.

Учитель: Ребята, вспомните, имена каких поэтов вам уже знакомы?

Учащиеся: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Фет и др.

Учитель: Время, когда творил А. С. Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную.

Как называлась эта эпоха?

Ученик: «Серебряный век» русской поэзии.

2. Опрос по пройденному материалу.

Учитель: Мы с вами уже говорили, что понятие «Серебряный век» появилось позже, а современники использовали другой термин. Какой?

Учащиеся: «Модернизм».

Учитель: Что он означает?

Учащиеся: От французского модерн — новый, современный. Термин точно передавал заложенную в литературе «серебряного века» идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Учитель: Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками», это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами сегодня побываем в литературном кафе под названием «Бродячая собака», познакомимся с поэтами «серебряного века» и откроем для себя их творчество. Но прежде чем отправится туда, давайте вспомним основные направления модернизма и назовем поэтов – представителей этих направлений.

Ребята, ваша задача заполнить пустоты. (работа со слайдами, заполнение схемы. таблицы)

Учащиеся:

А) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ — многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.

Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.

Представители: К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В.Брюсов, З. Гиппиус и др.

Б) Акмеизм — (от греч. Акме — цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) — литературное направление, сплотившее русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов, И. Одоевцева, О. Мандельштам и др.

В) Имажинизм — течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. «Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы», — говорили они.

Представители: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич.

Г) Футуризм — передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.

Представители: В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин и др.

III. Введение нового материала.

Учитель: Молодцы, ребята. А теперь давайте отправимся в прекрасный город – Петербург в кафе, где собирались поэты «Серебряного века» «Бродячая собака». Будьте внимательными к тому, что вы узнаете и к тому, кого увидите. Основные моменты записывайте в тетради. После нашего посещения «Бродячей собаки» вас ждет небольшая викторина.

(звучит музыка песни из к. ф. «Бандитский Петербург»)

Учитель: Поэты сами говорили о своем кружке, в котором собирались по ночам. Посмотрите, вот идет Анна Ахматова.

Анна Ахматова (появляется на сцене):


Да, я любила их, те сборища ночные

На маленьком столе стаканы ледяные

Над черным кофием пахучий тонкий пар

Камина красного тяжелый зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий

Учитель: А вот еще один поэт, угадайте, кто?

Он так хорошо, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в нем ананасов и авто.


(Вбегает поэт – Игорь Северянин в цилиндре, с цветком – роза, гвоздика, подсолнечник. Бурно читает):


Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!


Учащиеся: Это молодой Игорь Северянин.


Учитель: А начиналось все так. «Бродячая собака» появилась осенью 1911 года в Петербурге.


(Появляется Борис Пронин – взъерошенный, ему навстречу идет историк Николай Могилянский с книгами под мышкой).


Борис Пронин: Понимаешь! Гениальная идея! Откроем в Петербурге подвал – «Бродячую собаку»! Это будет литературный клуб! Но денег нет…


Николай Могилянский: Подумаешь, денег нет! Дам я тебе 25 рублей. Остальное с купцов соберете. (дает ему деньги и расходятся)


Учитель: 31 декабря 1911 года «Бродячая собака» «залаяла», то есть открылась. Собирались после 12 часов. К одиннадцати приезжали «фармацевты» — те, кто хотел посмотреть на живых поэтов. Посмотрим, кто же здесь нынче будет?


Вот идеи Зинаида Гиппиус – гордая, рыжая, недоступная, ко всем относящаяся с иронией.


Зинаида Гиппиус (на всех смотря в лорнет, рыжие волосы распущены):


Как черный ветер ты рвешься к двери,

Как ветер черный, поешь – «я твой».

Я древний хаос, я друг твой давний,

Я друг твой давний – открой! Открой!


(Вбегает Бальмонт. Волосы взъерошены, рыжая бородка, шея обмотана черный галстуком)


Бальмонт: Ах, оставьте, Зинаида Николаевна! Лучше я прочту. Я же первый поэт России!

Я русский, я русский, я рыжий.

Под солнцем рожден и взрос…

(останавливает, продолжает дальше)


Нет, лучше другое, послушайте, как звучит. «Чуждый чарам черный челн!..» А? Каково?


Зинаида Гиппиус: И чьим же чарам он чужд, позвольте?!


Бальмонт: Ну, не хотите слушать стихи – я выброшусь в окно! (бежит к окну, дамы с визгом его оттаскивают).


Учитель: Бальмонт в порыве забыл, что кафе находилось в подвале, и из окна можно было только вылезть. Жаль…


Учитель: А вот и гость из Москвы. Это же Андрей Белый. Как всегда танцует с дамами.


Андрей Белый (танцуя танго с дамой):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.


Учитель: Да, жизнь этого поэта не очень удалась. Талантливый человек, он метался в поисках истины, и умер от солнечного удара уже после революции.


Зинаида Гиппиус: А это что еще за дитя? Что за бант?


(появляется Ирина Одоевцева – «маленькая поэтесса» с огромным черным бантом)

Ирина Одоевцева: О, вы меня еще не знаете! Сейчас я пишу стихи. А потом уеду за границу вместе с поэтом Георгием Ивановым, проживу с ним долгую жизнь во Франции, вернусь в Россию и подарю вам две книги воспоминаний: «на берегах Невы» и «На берегах Сены».


(читает стихотворение по выбору)


Учитель: Здесь в «Бродячей собаке» разыгрывались очень интересные сцены. Вот, кажется, незнакомое лицо. Откуда этот молодой поэт?


(Идет Сергей Есенин под руку с Айседорой Дункан. Он – в рубахе, сапогах, белокурый. Она – в хитоне, босая с шарфом)


С. Есенин: Из Рязани! Послушайте!

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

С. Есенин: Айседора, спляши!

Айседора начинает свой танец с шарфом.

Учитель: Разное случалось в «Бродячей собаке». Но все же там было весело и оживленно.

А теперь господин Бальмонт прочитает вот это стихотворение.

Бальмонт:

От рождения подвала

Пролетел лишь быстрый год,

Но Собака нас связала

В тесно-дружный хоровод.

Чья душа печаль узнала,

Опускайтесь в глубь подвала,

Отдыхайте (3 раза) от невзгод!

Анна Ахматова: Это Михаил Кузьмин сочинил гимн литературному кафе к годовщине открытия.

(звучит музыка)

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы открыли с вами еще одну страницу «Серебряного века русской поэзии». А теперь давайте поиграем. Литературная викторина. За каждый правильный ответ вы получаете бумажную «собачку». Столик, набравший большее количество «собачек», получает оценки «5».

Викторина (см. приложение)

IV. Итог урока.

Учитель: Вот и подходит к концу наша встреча с поэтами «Серебряного века».

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии этого периода русской литературы, нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в произведениях поэтов «серебряного века», будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

V. Рефлексия.

А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?

Какие из них нашли в вашем сердце отклик?

Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку? Над этими вопросами я предлагаю вам порассуждать дома.

Домашнее задание.

Учитель: Написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами.

Вам искренне можно позавидовать, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.

Спасибо за урок. До новых встреч.



Свежие документы:  Урок литературного чтения в 4 классе "Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: