МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК
Открытый урок литературы
«Открываем богатства Пришвина»
(6 класс)
Учитель русского языка
и литературы
Бедросова
Элмира Николаевна
Тема: «Открываем богатства Пришвина»
Цель: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии
М.М.Пришвина; исследовать, выявить сказочное и реальное в повести
писателя «Кладовая солнца»
Оборудование:
1 .Портрет М.М.Пришвина
2.Выставка книг писателя.
3.Выставка иллюстраций к сказкам «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Волшебное кольцо», «Снежная королева».
4 .Мультимедиа.
Эпиграф:
Не о хлебе едином жив человек, ему ещё нужны сказки, и
так было всегда, от самых первых людей на земле: в шелесте листьев или в столкновении волн с каменными берегами, в мерцании звёзд люди сливаются, и в эту минуту, когда сливаются с этим, сами начинают шептать.
М.Пришвин. Из книги «Незабудки»
Ход урока.
1.Слово учителя о писателе.
— «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта в нашей литературе не было. В чувстве и слове вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное — подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами. Не преувеличиваю, что моё истинное ощущение совершенно исключительной красоты, силой которой светлейшая душа ваша освещает всю жизнь… Всё у Вас сливается в единый поток живого, всё осмыслено умным Вашим сердцем, исполнено волнующей, трогательной дружбы с человеком. С Вами — поэтом и мудрецом…»
Так в одном из писем оценил творчество М.М.Пришвина русский писатель А.М.Горький.
(Учитель объявляет тему урока, цель; уч-ся записывают тему в тетрадях. Далее следует рассказ учителя о писателе, сопровождаемый показом слайдов через мультимедиа)
— Сегодня у нас не просто урок, а урок — исследование, приуроченное к знаменательной дате — 140-летию со дня рождения М.М.Пришвина. Именно 5 февраля 1873 года неподалёку от Ельца в дворянском имении Хрущёво, принадлежавшим его отцу, и родился Михаил Пришвин. Он рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии (слайд-Пришвин-гимназист) и был исключён оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем географии. Потом Пришвин учился в реальном училище Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии и поступил в Рижский политехнический институт (слайд-Пришвин-студент). За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под надзор полиции.
В 1899 г. едет в Германию, в Лейпциг, через 4 года возвращается с дипломом агронома, готовил себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литературному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу. С 1905 года Пришвин становится писателем путешественником, этнографом, («Этнограф» — специалист, изучающий быт, нравы, культуру какой-нибудь народности; запись слова в тетрадь), ездит и ходит пешком по стране. В этом образе жизни, по его признанию, он «воплотил мечты и сказки собственного детства».
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор», «Лисичкин хлеб» и др.). (Учитель показывает книги на выставке).
II. Знакомство с миниатюрами М.М.Пришвина.
-М.М.Пришвин, автор повести «Кладовая солнца», — человек удивительный. Писательница Л.Воронкова называет его писателем-ведуном. Что же значит слово «ведун»?
Словарная работа: «ведун» — ведать, т.е. много знать о чём-либо. Ведунами и ведуньями в народе называли колдунов, волшебников, знахарей. (Запись слова в тетрадь)
— Почему же, за что называли Пришвина ведуном, т.е. волшебником, колдуном? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с несколькими его миниатюрами.
(Учащиеся читают 3 миниатюры Пришвина о природе: «Эолова арфа», «Цветущие травы», «Именины осинки», каждый сопровождается показом слайда).
— Каким видит окружающий мир Пришвин? Что он умеет замечать в природе?
Каким человеком предстаёт он перед нами из этих миниатюр? (Ответы уч-ся)
— Сам писатель огромное значение придавал сказке. Обратимся к словам Пришвина, которые являются эпиграфом нашего урока. Именно это и помогло Пришвину создать произведения, в которых слились сказка и быль, проза и поэзия, природа и жизнь человеческая… Одно из таких произведений — «Кладовая солнца», которое автор определил как «сказку-быль».
(Уч-ся записывают определение жанра в тетрадь).
III. Выявление в повести реального и сказочного.
1. Беседа с учащимися.
— Итак, повесть вами прочитана. Определим, что же реально в «Кладовой солнца»?
(1.Время действия — период Великой Отечественной войны, 1943 год.
2.Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели.
3. Жизнь брата и сестры в голодное военное время вполне реальна: им всё приходится делать самим.) (Слайд Настя и Митраша)
— На первый взгляд, ничего похожего на сказку в повести нет: дети отправляются на поиски клюквы, чуть не теряют друг друга из-за глупой ссоры, а потом счастливо спасаются от беды, вновь соединяются и возвращаются домой с добычей. Но присмотримся к повести более внимательно. Помогать нам искать сказочные черты в произведениях Пришвина будут иллюстрации к сказкам. Они подтолкнут нас к размышлениям.
Главные герои произведения — Митраша и Настя. Вспомните сказки, где героями тоже являются брат и сестра. (Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева»).
— Какие отношения обычно между братом и сестрой? (Они очень любят друг друга, заботятся, помогают, а то и спасают от смерти).
— Так ли у Насти и Митраши? (Да, так. Пришвин не один раз повторяет слово «дружные», характеризуя отношения между детьми. И в конце концов заключает: «.. .Во всём селе ни у кого не было такой дружбы. Как жили между собой Митраша и Настя Весёлкины». (Заметим: у них есть фамилия, чего никогда не бывает в народных сказках).
— Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда? (Кто-то из них, чаще всего брат, совершает ошибку или ослушивается запрета, за чем обязательно следует беда: Иванушка превращается в козлёночка, Кай оказывается в плену у Снежной королевы и т.д.).
— А в сказке Пришвина? И там происходит нечто подобное. Вспомним, беда пришла, когда дети поссорились и разошлись в разные стороны. Давайте посмотрим. Как это было…
(Инсценирование эпизода ссоры детей со слов: «Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой…»)
— Кто виноват в этой ссоре?
(Скорее всего, оба героя, т.к. ни один не захотел уступить другому. В результате они чуть не потеряли друг друга. В сказках вина и ответственность чаще всего ложатся на одного из героев, у Пришвина же, как и в жизни, в ссоре виноваты оба.
— А где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь? (Ссора произошла на развилке двух троп, и в этом тоже просматривается элемент сказки. Вспомните: «Налево пойдёшь — богатым станешь, прямо пойдёшь — голову сложишь, направо пойдёшь — невесту найдёшь и т.п.)»
— Скажите, за чем, собственно отправились дети? Какова их цель? (Дети отправились за клюквой. Им голодно в трудное военное время, приходится добывать хлеб насущный, вот и отправились они на поиски сладкой клюквы). (Показ слайда — корзина с клюквой)
— Припомните, а что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся?
(Сказочные герои отправляются на поиски царевен, жар-птицы, молодильных яблок, богатырских коней, волшебных конец и т.д.)
— С чем эти сокровища сопоставимы в произведении Пришвина? Можно ли клюкву сравнить с сокровищем?
(Клюкву можно назвать природным сокровищем. Ведь в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней. И в этом смысле она ближе всего к сказочным молодильным яблокам, которые возвращают молодость и здоровье старым и больным.)
— Любые сокровища достаются сказочным героям непросто, с трудностями и испытаниями. Порой даже с риском для жизни. Им постоянно грозит то смертная казнь, то гибель в поединке с чудовищем, то страшные звери в дремучем лесу. Есть ли что-то подобное в повести Пришвина?
( Есть. Митраша попал в болото и чуть не погиб (слайд-Митраша на болоте), а Настя, увлёкшись сбором клюквы, забыла о брате. Волк Серый помещик угрожает жизни затерявшихся в лесу детей (слайд- Волк Серый помещик), и Митраше приходится вступить с ним в поединок, чтобы защитить себя и сестру.)
— Сказочное и реальное переплетается в этих мотивах. Грань между жизнью и сказкой очень тонкая, почти неуловимая. Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?
(Детей спасла охотничья собака лесника Антипыча — Травка (слайд-Травка): именно она помогла очнуться Насте. Протянула «лапу помощи» Митраше. У Пришвина Травка выполняет функцию сказочного волшебного помощника.
— Вспомните, каких волшебных помощников из мира природы мы встречали в сказках?
(Собака и кот -сказка «Волшебное кольцо», волк- «Иван-царевич и серый волк», корова -«Крошечка — Хаврошечка», конь- «Сивка-бурка», щука — «По щучьему велению» и др.)
(Учащиеся рассматривают иллюстрации к этим сказкам) -Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?
(Как и сказочные помощники, она приходит в самую трудную минуту и спасает героев. Но Травка помогает человеку не в ответ на его доброту, а бескорыстно, просто из любви к Антипычу, которому она всегда служила. В повести Травка неразрывно связана с Антипычем. (слайд-Травка и Антипыч).
— Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя? (Он похож на доброго старичка, который приходит на помощь сказочным героям.
Антипыч — хозяин могучего леса, знающий и хранящий его тайны.)
— Всё. Как в сказке, исполнено необычного, чудесного. Вспомните, какие волшебные предметы встречаются в сказках.
(Это шапки-невидимки, сапоги-скороходы, скатерти-самобранки. Ковры-самолёты, «всезнающие» клубки-проводники, которые ведут в нужное место и т.д.)
— А что в повести Пришвина названо «чудесной вещью»? И почему? (Это компас)
— Давайте обратимся к тексту повести. Как Пришвин говорит о значении этой вещи? (показ слайда) (Чтение отрывка на с. 42)
— В чём отличие компаса от сказочного клубка, который ведёт за собой героя? (Клубок сам ведёт его. Компас же заставляет думать, взвешивать, выбирать). -Выходит. И здесь сказочное превратилось в реальное и стало настолько
привычным, что мы перестаём ему удивляться. Вот писатель и возвращает
нам удивление и называет обычный компас «чудесной вещью».
А в чём ещё произведение Пришвина перекликается со сказкой? Вслушаемся
в звучание авторской речи. Чем она напоминает сказочную?
(Речь автора нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку
и подобна ручейку в сказочном дремучем лесу: льётся и льётся)
— Но можно ли всё-таки назвать все эти элементы безусловно сказочными.
Почему?
(С первого взгляда, сходство это более внешнее, чем внутреннее: ничего
необыкновенного во всех этих элементах нет. Что удивительного в старом
леснике Антипыче и его собаке? В матёром волке? В клюкве и компасе. Но
Пришвин учит нас заглядывать в глубинную суть вещей, возвращая им
забытую человеком значимость, вызывая удивление и спасая тем самым
сказку. Потому-то и называет он своё произведение сказкой-былью и уже
этим заставляет задуматься о том, что же ждёт нас на страницах его книги,
какие тайны она раскроет.)
IV. Подведение итогов урока.
— Подводя итог нашему исследованию, попробуйте ответить на вопрос: почему же писатель назвал своё произведение сказкой-былью? (В одном из первых изданий для детей «Кладовая солнца» есть посвящение писателя, которое поможет лучше понять смысл всего произведения: «Содержание обыкновенной сказки — это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-Царевича со Змеем-Горынычем. И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать её по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи».
(Открывается доска с записью «Сказочное и реальное в повести»; дети переписывают запись в тетрадь)
V. Домашнее задание.
1 .Подготовить ответ на вопрос: «Какой смысл Пришвин вложил в название «Кладовая солнца»?».
2.Обращаясь к тексту повести, подобрать материал для характеристики Насти и Митраши.
Приложения.
1. Читательская игра.
1. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была «как золотая курочка на высоких ножках»?
2. А как учителя называли между собой Митрашу?
3. Почему, как вы думаете, его называли «мужичок в мешочке»?
4. Как звали Травку до того, как она стала Травкой?
5.А почему Антипыч мог назвать её Затравкой, как вы считаете? 6. Какое прозвище дали в деревне волку? 7.Как же возникло это прозвище — «Серый помещик»? 8. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
9.Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, телушку -Дочкой, петуха — Петей, козу — Дерезой, а поросёнка — Хреном?
10. Вы догадались, почему болото, куда отправились дети, местные жители называли Блудовым?
11 .А что такое елань? И почему она слепая?
2. Соревнование знатоков леса.
1.Какие деревья селятся в «приболотице» — на краю болота? Какие — на сухих островах в болотном «море»? Почему эти острова называются «боринами»?
2.Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? 3.Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика, костяника? 4.Как цветёт волчье лыко?
5.Как возникает болото и почему оно так называется? 6.Правда ли, что болото — кладовая солнца, и как это понять? 7.Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были? Перечислите их. Какие у них повадки, крики, стоны