Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме «Гуси-лебеди»

Урок чтения в 1 классе


Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка.

Цели: 1.способствовать расширению знаний у детей о волшебных сказках, о волшебных существах, о волшебных предметах;

2.содействовать формированию у детей навыков работы с текстом;

3.создавать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброта, вежливость.



План урока.


1. Вступительная беседа и сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказками. С какими сказками мы познакомились на прошлых уроках?


2. Викторина.

— Назовите, из какой сказки этот зачин.

Слушайте: «Жил-был старик, у него были кот да петух».

— Узнай, из какой сказки отрывок инсценируют дети.

— Из какой сказки выражение: «Как аукнулось, так и откликнулось».

— Кто автор этих сказок?

— Какие это сказки?


3. Рассказ о волшебных сказках.

В волшебных сказках говорится о чудесном мире, где есть волшебные предметы, которые помогают героям, попавшим в беду, о «сказочном мире», где есть добрые и злые волшебные существа, а волшебные предметы помогают героям, попавшим в беду.

Героиня сказки, с которой мы сейчас познакомимся, тоже оказалась в беде. Как это произошло, почему и кто ей помог, выручил её из беды, — обо всем этом вы узнаете, прослушав сказку.


4. Знакомство с содержанием сказки (чтение учителем).


5. Проверка первичного восприятия.

— Понравилась вам сказка?

— Какая беда случилась с братцем?

— Кто выручил его из беды?

— Кто помог девочке?


6. Словарная работа.

Кликала – громко кричала

Причитывала – плакала, приговаривая

Шкодить – озорничать, вредить чем-то

Жилиная – страшная, старая, вся в жилах

Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун

(хоровое чтение по слогам)


7. Чтение сказки по частям, работа над содержанием.


ЧАСТЬ 1.

— Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?

— Могло ли это не случиться?

— Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).

С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.

Свежие документы:  Урок - конкурс для учащихся 5 класса по теме "Творчество И.А.Крылова"


ЧАСТЬ 2.

— Где происходит действие? (в чистом поле)

— «Чистое поле» — это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа и волшебные предметы. Куда полетели гуси-лебеди? (в темный лес)

— «Темный лес» — это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют в этой сказке?

— Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди? Посмотрите на красочные изображения гуся и лебедя и попытайтесь соединить их и представить, как могли бы выглядеть волшебные гуси-лебеди.


Слайд № 1,2


Нравятся ли вам эти птицы?

— Кто приказывал им творить зло?

— Эти злые силы вредят людям. Только ли гуси-лебеди и Баба-Яга виноваты в том, что произошло с братцем и девочкой, как же девочке удалось спасти братца и почему это произошло не сразу. На эти вопросы мы и попробуем ответить.


ЧАСТЬ 3.

— Что повстречалось девочке в начале пути?

— Почему печка не помогла девочке?

— Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?

— Что повстречалось девочке после печки?

— Почему яблонь не помогла девочке?

— Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?

— Что повстречалось девочке после яблони?

— Почему речка не помогла девочке?

— Каким тоном разговаривала девочка с речкою?

— Какие из волшебных предметов подходят к этим эпизодам по настроению? (демонстрация картин)

Слайд 3




— Сколько волшебных предметов в этой сказке?

— В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета. Девочка неласково, пренебрежительно отвечала на просьбы волшебных предметов, обидела, огорчила их, какие они стали грустные.

— Как бы вы попросили печку, яблоньку и речку?

— Вот поэтому впереди её ждали серьёзные испытания, и от неё самой зависело, выдержит ли она эти испытания, изменит ли отношение к окружающим, сумеет ли спасти братца.


ЧАСТЬ 4.

— Кого повстречала девочка?

— Почему еж помог девочке?

— Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.

— Где нашла девочка своего братца? — Страшно ли было девочке?

— Почему девочка пересилила свой страх?

— Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Тема памяти в произведениях о войне" ( по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №…") 7 класс





Слайд №4




ЧАСТЬ 5.

— Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?

— Как она обращалась к ним?

— Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой. Волшебные предметы улыбаются нам с этих рисунков.


8. Актуализация знаний.

— Что же девочка испытала и поняла?

— О чем же эта сказка?

— Когда все откликаются на беду?

— Приведите примеры из жизни.

— Мы сказали, что эта сказка «волшебная». Назовите волшебные предметы, злые волшебные существа, где скрываются эти злые волшебные существа.


9. Итог урока. Домашнее задание.

— Подготовить рисунок к отрывку, по выбору.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: