Урок чтения в 1 классе
Тема: «Гуси-лебеди». Русская народная сказка.
Цели: 1.способствовать расширению знаний у детей о волшебных сказках, о волшебных существах, о волшебных предметах;
2.содействовать формированию у детей навыков работы с текстом;
3.создавать условия для формирования у детей нравственных качеств: доброта, вежливость.
План урока.
1. Вступительная беседа и сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказками. С какими сказками мы познакомились на прошлых уроках?
2. Викторина.
— Назовите, из какой сказки этот зачин.
Слушайте: «Жил-был старик, у него были кот да петух».
— Узнай, из какой сказки отрывок инсценируют дети.
— Из какой сказки выражение: «Как аукнулось, так и откликнулось».
— Кто автор этих сказок?
— Какие это сказки?
3. Рассказ о волшебных сказках.
В волшебных сказках говорится о чудесном мире, где есть волшебные предметы, которые помогают героям, попавшим в беду, о «сказочном мире», где есть добрые и злые волшебные существа, а волшебные предметы помогают героям, попавшим в беду.
Героиня сказки, с которой мы сейчас познакомимся, тоже оказалась в беде. Как это произошло, почему и кто ей помог, выручил её из беды, — обо всем этом вы узнаете, прослушав сказку.
4. Знакомство с содержанием сказки (чтение учителем).
5. Проверка первичного восприятия.
— Понравилась вам сказка?
— Какая беда случилась с братцем?
— Кто выручил его из беды?
— Кто помог девочке?
6. Словарная работа.
Кликала – громко кричала
Причитывала – плакала, приговаривая
Шкодить – озорничать, вредить чем-то
Жилиная – страшная, старая, вся в жилах
Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун
(хоровое чтение по слогам)
7. Чтение сказки по частям, работа над содержанием.
ЧАСТЬ 1.
— Почему случилась беда: гуси-лебеди унесли братца?
— Могло ли это не случиться?
— Старшие в сказках часто запрещают младшим что-то делать, чтобы с ними не случилось чего-либо плохого. Если младшие нарушают запрет, то происходит беда. Найдите в тексте народные слова и выражения, которые помогают почувствовать, как девочка переживает беду (выборочное чтение).
С этой беды, с переживаний девочки и начинаются события в сказке. Читая сказку дальше, мы понаблюдаем за поведением героини, за её отношением к окружающим, попытаемся разобраться, почему спасение братца для неё оказалось таким не простым делом. Сейчас послушаем следующий эпизод, в котором говорится о начале поисков братца, и найдите в тексте выражения, указывающие место, где происходит действие, куда полетели гуси-лебеди.
ЧАСТЬ 2.
— Где происходит действие? (в чистом поле)
— «Чистое поле» — это сказочное место действия, где героям встречаются добрые волшебные существа и волшебные предметы. Куда полетели гуси-лебеди? (в темный лес)
— «Темный лес» — это тоже сказочное место, но только для злых волшебных существ. Как их называют в этой сказке?
— Что же это за птицы такие странные гуси-лебеди? Посмотрите на красочные изображения гуся и лебедя и попытайтесь соединить их и представить, как могли бы выглядеть волшебные гуси-лебеди.
Слайд № 1,2
—
Нравятся ли вам эти птицы?
— Кто приказывал им творить зло?
— Эти злые силы вредят людям. Только ли гуси-лебеди и Баба-Яга виноваты в том, что произошло с братцем и девочкой, как же девочке удалось спасти братца и почему это произошло не сразу. На эти вопросы мы и попробуем ответить.
ЧАСТЬ 3.
— Что повстречалось девочке в начале пути?
— Почему печка не помогла девочке?
— Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?
— Что повстречалось девочке после печки?
— Почему яблонь не помогла девочке?
— Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?
— Что повстречалось девочке после яблони?
— Почему речка не помогла девочке?
— Каким тоном разговаривала девочка с речкою?
— Какие из волшебных предметов подходят к этим эпизодам по настроению? (демонстрация картин)
Слайд 3
— Сколько волшебных предметов в этой сказке?
— В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета. Девочка неласково, пренебрежительно отвечала на просьбы волшебных предметов, обидела, огорчила их, какие они стали грустные.
— Как бы вы попросили печку, яблоньку и речку?
— Вот поэтому впереди её ждали серьёзные испытания, и от неё самой зависело, выдержит ли она эти испытания, изменит ли отношение к окружающим, сумеет ли спасти братца.
ЧАСТЬ 4.
— Кого повстречала девочка?
— Почему еж помог девочке?
— Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.
— Где нашла девочка своего братца? — Страшно ли было девочке?
— Почему девочка пересилила свой страх?
— Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меня свое отношение к девочке., они становятся другие.
Слайд №4
ЧАСТЬ 5.
— Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?
— Как она обращалась к ним?
— Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой. Волшебные предметы улыбаются нам с этих рисунков.
8. Актуализация знаний.
— Что же девочка испытала и поняла?
— О чем же эта сказка?
— Когда все откликаются на беду?
— Приведите примеры из жизни.
— Мы сказали, что эта сказка «волшебная». Назовите волшебные предметы, злые волшебные существа, где скрываются эти злые волшебные существа.
9. Итог урока. Домашнее задание.
— Подготовить рисунок к отрывку, по выбору.