Как повысить эффективность урока математики в условиях современной школы









Как повысить эффективность урока математики в условиях современной школы









Никитина Людмила Анатольевна

учитель математики первой квалификационной категории

МБОУ «Кадетская школа» Чистопольского муниципального района

г. Чистополь









Тема: «Как повысить эффективность урока математики в условиях современной школы».


Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания математики.

Это непосредственно связано с введением ЕГЭ, и с современными требованиями к выпускнику школы. который самостоятельно должен принимать ответственные решения, уметь прогнозировать возможные последствия.

Эффективность урока зависит от ориентации обучения, способа преподавания.

Главная задача обучения математики— учить рассуждать, учить мыслить.

Современный урок—это урок, на котором учитель умело использует все возможные формы организации познавательной деятельности учащихся.

Высокая эффективность достигается в том случае, когда ученик поставлен в активную позицию.

Главная задача урока — обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка. Важно, чтобы ученик знал в чем должен заключаться его собственный конечный результат обучения на данном уроке и видел как его можно достичь.

Важно определить несколько уровней знаний и несколько путей их достижения —пусть будет у каждого свой. А это все невозможно без интереса к делу, без разнообразия форм уроков и видов работ на уроке, без их связью с жизнью.

Возникновение интереса к предмету у учащихся зависит от методики преподавания урока. Надо позаботится о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно.

Новый материал стараюсь так преподнести учащимся, чтобы им (даже слабым) было все понятно. Использую раздаточный материал, мультимедийную доску. (сл 1).

При изучении математики имеются серьезные проблемы.

Первая из них состоит в том, что многие дети, обладая прекрасными способностями имеют очень серьезные пробелы:

1.Недостаточно прочно овладели основными теоретическими положениями.

Поэтому на уроках обязательным элементом является работа с учебником.

Применяю такие формы работы:

а). коллективное чтение(один читает, другие следят),

б). Конспектирование учебного материала и дополнительной литература;

в). Составление кроссворда по заданной теме.

г) устные и письменные тематические математические диктанты.

2. Очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную так и письменную) Поэтому применяю тренировочные карточки в начале каждого урока.(сл.2,3)

3.Допускают ошибки в вычислениях на тему «Положительные и отрицательные числа». Провожу взаимотренаж на уроках. ( сл. 4)

4. Не всегда самостоятельно применяют рациональные способы вычислений.

5. Затрудняются обосновать ход решения задачи.

Мне удается преодолеть эти трудности с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь именно, в игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. «Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).

Игра- форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математики.( сл.5,6).

Мыслить человек начинает если у него возникает потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы и вопроса, удивления, противоречия.

Поэтому на уроках применяю: творческие задания. ( сл. 7).

проблемные ситуации (сл. 8).

Важнейшим средством развития познавательной активности и самостоятельности является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня и переходом на более высокий уровень, при этом необходим дифференцираванный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки способствует реализации возможностей каждого из них. ( сл. 9).

Для подготовки к ЕГЭ с 5 класса ввожу элементы тестирования. ( сл. 10).

Дети теряют интерес к знаниям, если будут однообразные уроки. Сама практика подсказывает выход из такой ситуации—это применение творческого подхода к построению урока, его неповторимость, многообразие.

Любое проявление постоянства- разрушает и убивает интерес, а особенно детский.

Поэтому кроме игровых ситуаций (элемента соревнования, КВН, математического аукциона, путешествия, экскурсии), провожу нестандартные уроки. (сл.11). и внеклассные мероприятия как по математике так и интегрированные внеклассные мероприятия по предметам естественно-математического цикла.

Другая проблема – обеспечить активное участие всех учеников в процессе урока.

Для решения этой проблемы на уроке применяю различные организационные формы общения – это работа в группах , в парах , индивидуальная, коллективная.

И третья проблема — создание психологического климата в классе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, свободное выражение мнения при обсуждении вопросов, хорошее настроение- все это определяет работоспособность и творческую атмосферу на моих уроках.

Совершенствование методов обучения невозможно без широкого использования информационных технологий. Применение И.Т. решает ряд проблем .

1.Повышает качество обучения.

2. Повышает наглядность обучения.

3. Повышает темп изложения учебного материала.

4. Обновляет дидактические материалы.

5. Развивает творческий потенциал как учащихся так и учителя.

6. Организует рациональный досуг учащихся.и т. д.

Поэтому И Т я использую при разных формах обучения (при изучении новой темы, на комбинированном уроке, при закреплении знаний, на уроке обобщения знаний и.т.д.)

Повышает качество знаний взаимодействие предметника с родителями .

На тематических собраниях знакомлю родителей с психологическими особенностями возраста ( приглашая психолога) и организации учебного процесса.












Список использованной литературы

1. Баранов. С.П. и др. Педагогика.- М.: Просвещение, 1987.-368с

2. Башмаков. М.И. Математика в школе // Журнал.- 2002.-№10

3. Бусев В.М. Математика в школе// Журнал.- 2006.-№2

4. Каплунович. И.Я. Математика в школе // Журнал.- 2003.-№2

5. Майданюк. Т.Я. Первое сентября// Журнал.- 2007.- №18

6. Манвелов. С.Г. Математика в школе// Журнал.- 2006.-№6

7. Мягина М.В. Математика в школе // Журнал.-2006.- №9

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия,2005.- 272с

9. Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики.- М.: Просвещение, 1980.-368с.

10. Окунев. А.А. Спасибо за урок, дети! – М.: Просвещение,1988.-

11. Педагогика. Учебное пособие/ под ред.П.И. Педкосистого.- М.: Педагогическое общество России, 1988.- 640с

12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно- практическое пособие, 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Гном – Пресс», Московское педагогическое общество, 1999.-192с

13. Рыжик В.И. Математика в школе// Журнал.-2003.- №5

14. Харламов И.Ф. Педагогика.- Мн.: Университетское, 2002.-560с

15. Чтобы урок был не в тягость, а в радость. Методическое пособие/ В. А. Куликова.- Из опыта работы.- 95с

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра: