Метод проектов,как одна из форм продуктивного обучения в современных условиях. (методические рекомендации)










Метод проектов,

как одна из форм продуктивного обучения в

современных условиях

(методические рекомендации)








Исполнители: Крылева Лариса Михайловна, учитель математики, МБОУ «СОШ №80»

Фазлиахметова Наталья Владимировна, учитель математики, МБОУ «СОШ № 45»

















Кемерово,2012

Оглавление


Введение — 3

Глава 1. Понятие метода проектов. — 6

Глава 2. Классификация метода проектов — 13

Глава 3. Организация работы над проектами на уроках

математики -16

Заключение — 20

Список литературы — 22

Приложение — 24





























Введение

«Если сам ученик выработает мысль,

самостоятельно освоив новое знание, то мысль

эта сделается его собственной».

К.Д.Ушинский

Изменяющиеся социально – экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной педагогической системы, особенностью которой является наличие нового социального заказа общества к образованию – новые образовательные стандарты образования (ФГОС начального образования (приказ Мо и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373), ФГОС основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 17.12. 2010 г. № 1897).

По результатам исследований «математической грамотности» 15 летних школьников (PISA) большое число стран показало невысокие результаты. Это говорит о том, что учащиеся не справились с заданиями, проверяющими математическую компетенцию, обеспечивающих готовность к повседневной жизни в современном обществе. Одной из причин является недостаточное внимание к практической составляющей математического образования.

От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная и ряд других. А с изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.

В настоящее время во всех нормативных документах (ФГОС, программы и др.), регламентирующих образовательный процесс в российских школах, делается акцент на то, что одной из главной целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Психологи отмечают, что современные школьники отличаются своей рациональностью, они четко хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно просто впитывать знания, новое поколение требует новых методов обучения.

На данном этапе развития образования все чаще педагоги отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить метод проектов.

В проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, но еще и учатся тому, как самостоятельно их приобретать. Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Метод проектов декларируется сегодня как одна из наиболее эффективных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетентностей одновременно, а также прививать учащимся вкуса к творчеству и исследованиям. В его основе лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Одним из важных условий успешной реализации учебных проектов является формирование у учащихся мышления высокого уровня. Под мышлением высокого уровня понимается такой стиль мыслительной деятельности, когда ученик умеет анализировать и систематизировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований.

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности школьников.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить теоретический материал по вопросу организации проектной деятельности обучающихся;

2.      показать методические основы проектной деятельности;

3.      Выявить особенности использования метода проектов при обучении математики;

4.      проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности

Результатом исследования метода проектов становится повышение интереса к предмету, сознательное применение знаний в различных ситуациях, личностный рост участника проекта. Все это способствует повышению качества знаний учащихся, развитию у них высокой мотивации, формированию творческого потенциала.











Глава I. Понятие метода проектов.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.

Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у учащихся, а именно, учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

— планированию содержательной деятельности ученика;

— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

— представлению результатов своей деятельности и хода работы;

— презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

— поиску и отбору актуальной и необходимой информации для усвоения необходимого знания;

— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

В процессе работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и т.д. и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями.

Учебный проект, как правило, предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способы презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками – все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает при обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища и компетентного консультанта. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика; учитель задает «пространство» возможных целей и путей их достижения, ученик выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального творческого развития учащихся.

Проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект), остальное сделать вне уроков.


Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

  • Высокая активность учеников

  • Самостоятельная познавательная деятельность учеников

  • Самостоятельная ценность реализованных проектов

  • Глубина и объем полученных знаний не сравним со стандартными методами

  • Вырабатывается устойчивый интерес к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще


Сложности:

  • Учитель должен владеть психолого-педагогическими приемами организации работы (тренинговые методики)

  • Индивидуально-ориентированная система организации работы

  • Большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.


Особенности:
Учитель перестает учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса самообразования.

Требования, предъявляемые к организации учебного проекта

  • Проект создается по инициативе учащихся и должен для них и для ближайшего окружения.

  • Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и теоретическое) значение.

  • Работа учащегося над проектом является самостоятельной (поиск информации, которая затем обрабатывается и представляется), носит исследовательский характер.

  • Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы.

  • Проект планируется и разрабатывается заранее исходя из конкурентных целей и задач; изменения допускаются в процессе его осуществления.

Таблица №1.

Основные этапы работы над проектом.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Погружение в проект (подготовительный этап)

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение его цели и задачи

Коллективное обсуждение предложенной для изучения информации целеполагания, выбор вида и способа деятельности для достижения поставленной цели, создание проектных групп

Постановка проблемы, мотивация и объяснение цели проекта, оказание помощи в создании проектных групп.

Планирование работы

Отбор источников информации и выбора способов представления конечного результата деятельности

Планирование деятельности, определение сроков, выбор формы представления результатов и распределение обязанностей в каждой группе (в зависимости от выбранной индивидуальной темы исследования)

Необходимая консультационная и организационная помощь.

Поисково-информационная деятельность

Работа с источниками информации: анализ и обобщение полученных сведений

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет. Проведение исследования, выполнение практических заданий.

Помощь в текущей поисковой, аналитической и практической работе. Организация консультаций. Наблюдение.

Результаты и выводы

Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов

Анализ и синтез найденной информации, формулирование выводов. Консультация с учителями -предметниками. Оформление результатов, подготовка материалов для защиты проекта, создание презентации

Консультационная и методическая помощь в подготовке презентации. Организация консультаций с учителями-предметниками.

Презентация (защита проекта)

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе

Демонстрация результатов проделанной работы каждой проектной группой в форме принятой в ходе проектирования

Участие в обсуждении

Оценка процессов и результатов работы

Оценка конечного результата коллективной деятельности. Анализ и обобщение результатов работы в целом

Оценка участниками групп индивидуального вклада каждого члена в реализацию проекта, а также всей группы. Самооценка реализации поставленных целей

Участие в коллективном анализе и оценке результатов



Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е папка в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.

На последнем этапе проектирования важным является вопрос оценивания проекта, когда и обучающиеся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. Здесь обязательно включение промежуточного контроля и оценивание на всех этапах выполнения проекта. Особое внимание необходимо уделить оценке результатов работы самими обучающимися. Для оценивания деятельности учащихся удобно использовать таблицу.











Таблица №2.

Оценка деятельности учащегося

Критерии

Оценка

учащегося

учителя

учащихся

средний балл

Выполнение проекта

— актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы





— объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность





— уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предполагаемых решений





— аргументированность предполагаемых решений, подходов, выводов





— качество записи, оформление по стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков





Защита проекта

— качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность





— объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи





— культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории





— ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, стремление использовать ответы на вопросы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы





— деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность







Таким образом, в критерии оценивания должны входить актуальность темы, объем и полнота освещения решаемой проблемы, степень самостоятельности при выполнении проекта, аргументированность предполагаемых решений, подходов выводов, качество оформления работы, а также качество публичного выступления.

 

Глава II. Классификация проектов по математике

  Важную роль в организации проектной деятельность учащихся играет умение учителя определить тип проекта, определить в нем приоритетное направление и разработать цель, содержание, методику реализации.

Таблица №3.

Типы проектов по математике

Виды

Особенности

Суть

Форма конечного продукта

По доминирующей деятельности обучающихся

1.

Практико – ориентированный проект

Направлен на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика

Цель проекта заранее определена, а сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, город

Учебное пособие, сборник рекомендаций и др.

2.

Исследовательский проект

По структуре напоминает научное исследование (не предполагает открытие нового математического знания, новизна только для исполнителя проекта)

Включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

3.

Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её обобщения и представления широкой аудитории

Публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса

4.

Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Такие проекты, как правило, не имеют детально продуманной структуры совместной деятельности учащихся

Школьная газета, видеофильм, игра, праздник, выставка, альманах и др.

5.

Ролевой проект

Наиболее сложны. Обучающиеся берут на себя роль литературных или исторических персонажей, выдуманных героев

Цель: воссоздание различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.


По предметному содержанию

1.

Моно-проект

Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности

Учитель-предметник руководит, учитель другой дисциплины — консультант


2.

Межпредметный проект

Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания



По продолжительности

1.

Мини проект

0дин урок или менее

Наиболее продуктивны на уроках


2.

Краткосрочный проект

4-6 уроков

На уроках происходит координация работы групп. Основная работа (подбор информации, изготовление продукта, подготовка презентации) осуществляется во внеклассной деятельности.


3.

Недельный проект

Выполняется в группе в ходе проектной недели

Выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы ( лекции, эксперименты) с внеклассной (экскурсии, экспедиции)


4.

Годичный проект

Выполняются как в группах, так и индивидуально

Ученические научные общества. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.


<font face="Tim

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра: