Рабочая программа по алгебре для 9 класса


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области






Рабочая программа по алгебре для 9 класса













Подготовила учитель математики

Раиса Ивановна Исакова

УМК: Алгебра 8 Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и другие.











Пояснительная записка.


На алгебру в 9 классе в федеральном базисном плане отведено 3 часа в неделю за счет федерального компонента. Тематическое планирование составлено из расчета 102 часа в год.

Составлено планирование в соответствии с программой по алгебре для средней школы (5 – 9 классы), допущенной департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ. тематическое планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике.

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

 1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Приказа Департамента образования от 20.06.2007 года № 415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Учебного плана МОУ СОШ №1 имени Ю. Д Недвиги МО «Барышский район» на 2010 – 2011 учебный год

6. Сборника нормативных документов.  М.: Дрофа, 2004.- 174с.


ЦЕЛЬ:

УЧЕБНИК: Алгебра 9 2008 г

Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и другие.





Общая характеристика учебного предмета

Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.


В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

   

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.



Обязательный минимум содержания

  • Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выраже­ния с переменными). Допустимые значения переменных, вхо­дящих в алгебраические выражения. Числовое значение бук­венного выражения.

  • Свойства степеней с целым показателем и их применение в преобразовании выражений. Многочлены. Сложение, вычита­ние, умножение многочленов. Формулы сокращенного умно­жения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формулы суммы ку­бов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Вычисления значений арифметических и алгебраических вы­ражений.

  • Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квад­ратном трехчлене. Разложение квадратного трехчлена на ли­нейные множители. Многочлены с одной переменной. Сте­пень многочлена. Корень многочлена. Алгебраические дроби. Действия с алгебраическими дробями. Преобразования алгеб­раических выражений.

  • Уравнения и неравенства. Уравнение с одним неизвестным. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравне­ние: формула корней квадратного уравнения, соотношения между коэффициентами и корнями. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. При­меры уравнений с несколькими неизвестными. Система урав­нений. Решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Методы подстановки и алгебраическо­го сложения. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах. Неравенство с одним неизвестным. Решение неравенства. Линейные неравенства с одним неизвестным и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Примеры доказательств алгебраических неравенств. Составление уравне­ний, неравенств и их систем по условиям задач. Решение тек­стовых задач алгебраическим методом.

Координаты

  • Изображение чисел точками координатной прямой. Геометри­ческий смысл модуля числа. Числовые промежутки: интер­вал, отрезок, полуинтервал, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

  • Декартова система координат на плоскости. Координаты точ­ки на плоскости. Уравнение прямой, уравнение окружности с центром в начале координат. Графическая интерпретация уравнений и неравенств с двумя неизвестными и их систем. Примеры графических зависимостей и функций, отражаю­щих реальные процессы (в том числе периодические — синус; показательный рост).

Числовые функции

  • Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции.

  • Прямая пропорциональность, линейная функция и ее график, геометрический смысл коэффициентов. Обратная пропорцио­нальность и ее график (гипербола).

  • Квадратичная функция и ее график (парабола). Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенная функция с на­туральным показателем и ее график.

  • Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль.

  • Использование графиков функций для решения уравнений и систем.

  • Использование преобразований графиков (параллельный перенос вдоль осей координат и симметрия относительно осей).

Числовые последовательности и способы их задания

  • Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы об­щего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геомет­рической прогрессий. Сложные проценты.


Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероят­ностей

  • Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Понятия об ак­сиомах и теоремах, следствиях, необходимых и достаточных условиях, контрпримерах, доказательстве от противного. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Представление данных в виде таблиц. диаграмм. графиков. Средние результаты измерений.

  • Понятие и примеры случайных событий. Частота событий, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;


АЛГЕБРА

Уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям за­дач, осуществлять подстановку одного выражения в другое, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстанов­ки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одни переменные через другие;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми пока­зателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выпол­нять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для
    вычисления значений и преобразований числовых выраже­ний, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений (линейные и системы, в которых одно уравнение второй, а другое первой степени);

  • решать линейные неравенства с одной переменной и их систе­мы, квадратные неравенства;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпре­тировать полученный результат, проводить отбор решений, учитывать ограничения целочисленности, диапазона измене­ния величин;

  • определять значения тригонометрических выражений по за­данным значениям углов;

  • находить значения тригонометрических функций по значе­нию одной из них;

  • определять координаты точки в координатной плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости: изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пере­сечения графиков;

  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;

  • строить графики изученных функций, описывать их свойства, определять свойства функции по ее графику; распознавать арифметические и геометрические прогрессии, использовать формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.

Применять полученные знания:

  • для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выра­жающих зависимости между реальными величинами; для на­хождения нужной формулы в справочных материалах;

  • при моделировании практических ситуаций и исследовании
    построенных моделей (используя аппарат алгебры);

  • при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на язык функций и исследуя реальные зависимости; для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • при решении планиметрических задач с использованием ап­парата тригонометрии.



ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Уметь:

  • оценивать логическую правильность рассуждений, в своих до­казательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диа­граммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграм­мы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического пере­бора возможных вариантов и с использованием правила умно­жения; вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события;

  • в простейших случаях находить вероятности случайных собы­тий, в том числе с использованием комбинаторики.

Применять полученные знания:

  • при записи математических утверждений, доказательств, ре­шении задач;

  • в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • при решении учебных и практических задач, осуществляя
    систематический перебор вариантов;

  • при сравнении шансов наступления случайных событий;

  • для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией





Уровни подготовки учащихся и критерии успешности обучения по математике

  

Уровни

Оценка

Теория

Практика

1

Узнавание

Алгоритмическая деятельность с подсказкой

 

 

«3»

Распознавать объект, находить нужную формулу, признак, свойство и т.д.

Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул, правил, инструкций и т.д.

2

Воспроизведение

Алгоритмическая деятельность без подсказки

 

 

«4»

Знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы.

Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания

Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала

3

Понимание

Деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма

 

 

«5»

Делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций

Уметь применять полученные знания в различных ситуациях. Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий.

4

Овладение умственной самостоятельностью

Творческая исследовательская деятельность

 

 

 

«5»

В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нем. Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления. Составлять модель любой ситуации.

Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации. Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания. Выполнять функции консультанта.

 









Оценка письменных работ учащихся

 

Оценка «5» ставится, если:

— работа выполнена полностью;

— в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;

— в решении нет математических ошибок ( возможна одна неточность, описка ).

 

Оценка «4» ставится, если:

— работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

— допущена одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках и т.д.

 

Оценка «3» ставится, если:

— допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 

Оценка «2» ставится, если:

— допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

 

Оценка «1» ставится, если:

— работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно;

— выполнено менее 1/3 части работы.



 



Тема: Квадратичная функция (20 часов)


Интегрирующая дидактическая цель


Обучающие и интеллектуально-развивающие цели обеспечивают усвоение темы на уровне:

Знания – ученик должен знать:

— употребляемые термины (функция, область определения функции, множество значений функции, нули, промежутки возрастания и убывания, квадратный трёхчлен, корни квадратного трёхчлена);

— определение функции, её свойств; определение квадратного трёхчлена и способ нахождения его корней, алгоритм разложения квадратного трёхчлена на множители;

— определение квадратичной функции, её свойства

— алгоритм исследования квадратичной функции;

— методы решения задач по теме «Квадратичная функция»

Понимания – ученик должен понимать:

-употребляемые термины;

— алгоритм исследования квадратичной функции.

Применения – ученик должен уметь:

— правильно употреблять функциональную символику и терминологию;

— по графику функции перечислять её свойства;

— находить дискриминант и корни квадратного трёхчлена, выделять квадрат трёхчлена, раскладывать его на множители;

— строить график квадратичной функции по алгоритму.

Ученик может:

— усвоить приёмы решения задач различной степени трудности

— научиться решать задачи по теме «Квадратичная функция» различными способами.


Обобщения и систематизации знаний – ученик имеет возможность:

— получить дополнительные исторические сведения;

— использовать приобретённые теоретические сведения для решения более сложных задач.


Воспитательные цели

Ученик:

— развивает навыки устной речи, умение грамотно вести диалог;

— развивает образное мышление;

— осознаёт необходимость самостоятельных действий при решении проблем;

— осознанно перерабатывает полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме;

— развивает общие навыки учебной деятельности;

— строит собственные планы в соответствии с собственными способностями, интересами, убеждениями;

— проявляет интерес к сотрудничеству в групповой работе.













пп

<td width=10 style="border-; border-; border-; bord
Свежие документы:  Урок – игра «Математический кросс» Тема: «Степень с натуральным показателем» АЛГЕБРА 7 КЛАСС

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра:


Тема учебного занятия

пункт

Дата

Ко- во часов

Тип учебного занятия, форма его проведения



Дидактические цели урока

Методы обуч,

Формы позн деят

Межпред связи, наглядн

контроль

Лит-ра, образоват продукт

1.

Функция и её свойства. Область определения и множество значений

П 1


2 часа

1) урок изучения нового мат.


2)урок закр знаний и ум



Ученик должен знать: определение функции и понятие области определения и множества значений, определение графика функции

Ученик должен уметь: правильно употреблять функциональную символику и терминологию; понимать её при чтении текста, в устной речи учителя и учеников; находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики элементарных функций;

на уровне выше обязательного строить графики функций «Целая часть числа», «Дробная часть числа»

1) объяс-иллюст

Фронт

2) част- поиск

Фронт

Индив

Табл

«Св.функции»


Презент

«Функ

ции и графики»










Сам раб




Сам раб

22/98 стр 3

2.

Свойства функций

П 2


3 часа

1) урок изучения нового мат.


2)урок закр знаний и ум


3) урок прим знан и умен



Ученик должен знать: основные свойства функций (нули, возрастание и убывание, промежутки постоянного знака); свойства функций

Ученик должен уметь: по графику функции перечислять её свойства, то есть указывать нули, промежутки монотонности, знакопостоянства; строить графики основных функций и работать с графиком любой функции

строить графики функций с модулем


1) объяс-иллюст

Фронт

2) репрод фронт индив

3) част- поиск

Фронт

Индив

физика

«графики изотермизобар

изохор процессов»










Сам раб


3.

Квадратный трёхчлен