Урок-практикум «Лабиринт» по теме «Квадратные уравнения»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Города Кирова, Калужской области









Урок – практикум «Лабиринт»

по теме «Квадратные уравнения»











подготовила

учитель математики

Балалаева Марина Николаевна















Город Киров

2012



Математический лабиринт – нестандартный урок,

организация и методика проведения.

Форма проведения этого урока имеет соревновательный характер. Известно, что дети проявляют большой интерес к различного рода состязаниям, соревнованиям. И даже самые неактивные из них включаются в соперничество с огромным желанием, стараясь показать свои знания и умения, чтобы не подвести одноклассников. Ученики увлечены, переживают неудачи своей команды и радуются ее успеху. Во время прохождения «Математического лабиринта» школьники очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны, так как, чтобы победить, необходимо четко запомнить правила соревнования, за короткое время ответить на поставленные вопросы. Создание благоприятной атмосферы , необычность проведения урока, разнообразие заданий — все это увлекает ,ненавязчиво прививает и развивает интерес к математике , побуждает учащихся к активной деятельности.

Проводить такой урок лучше при повторении, обобщении и систематизации полученных знаний, после изучения большой темы или раздела. Урок «Математический лабиринт» проводится со всеми учащимися в часы , отведенные для данного предмета расписанием.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности класса, данную форму урока можно использовать на этапах закрепления изученного материала или повторения , при организации самостоятельной работы. Задания подбираются так, чтобы ученики могли их выполнить за 10 – 40 минут в младших и средних классах, в старших классах целесообразно использовать сдвоенные уроки.

Чтобы полностью реализовать возможности игры «Математический лабиринт», к ней надо тщательно готовиться.

Прежде всего необходимо определить число таких уроков в учебном году ( оптимальный вариант проведения – один раз в четверть) и темы, при изучении которых они будут проводиться.

Трудоемка и многогранна подготовка учителя к уроку. Это и изучение индивидуальных особенностей учащихся с помощью наблюдения, анкетирования, тестирования; личностные беседы; социометрические измерения для лидеров и правильного комплектования команд, количественный и качественный анализ самостоятельных и контрольных работ, рефератов. Это даст возможность учителю наиболее адекватно прогнозировать содержание, ход и результаты урока «Математический лабиринт».

Учителю следует тщательно продумывать и подготовить наглядные пособия и дидактический материал. Также в организацию надо включить подготовку знатоков-консультантов, которые выбирают, как правило, из сильных учеников. Им надо разъяснить их функции и задачи. Таким образом, каждому уроку «Математический лабиринт» предшествует большая подготовительная работа учителя в сотрудничестве с учениками.

Перед началом урока «Математический лабиринт» нужно расставить парты в классе так, чтобы участники для удобства общения сели вокруг. На каждой парте – табличка с названием команды, чистые листы бумаги, ручки, карта «Математического лабиринта», «лист учёта», игральный кубик, фишки.




Карта «Математического лабиринта» состоит из пяти больших кругов – «лабиринтов», каждый из которых разбит на сектора определённого цвета: желтый, синий, красный и т. д. Таким образом, цветными линиями соединяются соответствующие сектора в каждом круге «лабиринта».

Методика проведения урока «Математический лабиринт»

Урок начинается вступительным словом учителя, который ставит перед учащимися цели и задачи урока, напоминает порядок его проведения, дает необходимые советы. Рассмотрим этапы урока «Математический лабиринт».

I этап – организация класса. Класс разбивается на команды по 3-4-5 человек по желанию самих учащихся или по наличию в каждой команде как сильных, средних, так и слабых учеников. Второй вариант составления команды оптимальный, так как команда, состоящая только из сильных учеников, естественно, быстрее всех справится с заданиями и победит, а команда из слабых – проиграет. Команды «смешанного» состава будут находиться в равных у условиях. Знатоки – консультанты распределяются по командам. Их роль – контроль за правильными ответами, помощь в поиске верного решения при затруднениях. При подготовке знатоков – консультантов можно прорешать и разобрать подобные задания. Парты сдвигаются вместе. Каждая группа занимает своё место.

II – этап прохождения математического лабиринта.

Работать команды начинают одновременно.

Представители каждой команды по очереди кидают игральный кубик. Если у последующего выпадает то же число, что и у предыдущего, то кубик перекидывают до тех пор, пока не выпадет новое число. Выпавшее число указывает, с какого задания начнёт игрок, Далее от данного сектора по цветной линии он будет двигаться к остальным кругам – лабиринтам и получать соответствующие задания. Например, если одному из участников выпал стартовый номер 3, то он решает задание из первой группы под номером 3, а далее, двигаясь по лабиринту, берёт нужное задание.

После решения каждого задания ученик сдаёт своё решение на проверку консультанту. Каждое задание имеет свой балл. Если ученик решил своё задание без ошибок, то он получает количество баллов, указанных на карточке.

Если ученик решил задание с неточностями, то консультант вправе снизить количество баллов. Если ученик не знает, как решать задание, или в случае затруднения, ученик может обратиться за помощью к консультанту, но баллы при этом тоже снижаются.

Консультанты фиксируют номера заданий и количество полученных баллов в «Листе учёта». В конце работы, в зависимости от набранных баллов, консультант выставляет оценки каждому ученику в «Листе учёта». По окончании игры «Листы учёта» сдаются учителю. Оценки, выставленные консультантом, учитель выставляет в журнал и дневники учащихся.

III этап – подведение итогов.



Принципы составления заданий

Задачи – задания для урока «Математический лабиринт» могут, с одной стороны, соответствовать «стандартам образования» или «обязательным результатам обучения», так как данный урок является итоговым в изучении определенной темы, раздела. Но, с другой стороны, задания должны быть интересными, оригинальными, с необычной формулировкой, что способствует повышению интереса к математике.

Задания в вариантах составлены по принципу «от простого к сложному».

Значение уроков «Математический лабиринт».

Урок «математический лабиринт» отличается от традиционных нестандартностью проведения, атрибутикой (эмблемы, таблицы для подведения итогов карта лабиринта и др.), атмосферой соревнования.

К положительным моментам урока «Математический лабиринт» можно отнести то, что ученики готовятся к нему активно, с подъёмом. Каждая команда старается показать безукоризненные знания, умения, навыки, понимание математических символов, формул, терминов и т.д. В предлагаемых вариантах происходит чередование устных и письменных заданий, что очень важно для предупреждения утомляемости.

Практика показала, что если использование соревновательных ситуация носит не случайный, а систематический характер, тесно связано с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче поймут и запомнят способы решения примеров, задач, теоретический материал, который, быть может, недостаточно был усвоен на предыдущих уроках.

Урок «Математический лабиринт» выполняет познавательные и воспитательные функции. На нем ученики применяют приобретённые знания, открывают новые примеры и способы решений, рассуждений; слабые школьники привлекаются к занятиям; развивается логическое мышление, смысловая и образная память, умение работать с учебными текстами.

Обязательность четкого, правильного и наиболее полного объяснения решения той или иной задачи также является положительной чертой этого урока. Соревновательность активизирует мыслительную деятельность, возбуждает её. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.

Диалоговое взаимодействие(при обсуждении того или иного задания) способствует выработке у учеников умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; прислушиваться к мнению других, коллективно находить правильные решения; развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения; формирует осознанные нормы поведения, умение оценивать и направлять свои действия с учётом позиции других членов коллектива; учит внимательности, терпимости, самоуправлению и самообладанию. Такой урок способствует развитию различных качеств личности учащегося: честности, находчивости, сообразительности, критичности мышления, скорости в отыскании ответа и т. д.
В заключение хотелось бы отметить, что такая форма урока, как «Математический лабиринт», позволяет разносторонне развиваться личности учащегося, то есть целостно.

Урок – практикум «Лабиринт»

по теме «Квадратные уравнения»

Тема: Квадратные уравнения

Цель:

  • Проверить умение учащихся решать квадратные уравнения; уравнения, приводимые к квадратным; умение решать задачи с помощью уравнений;

  • Развивать умение оценивать свои знания и знания своих товарищей; способствовать выработке у школьников желания и потребности изучаемых фактов, развивать самостоятельность и творчество;

  • Воспитывать внимательность и аккуратность.


Оборудование: Карты лабиринта, карточки с заданиями, листы учёта (см приложение)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Происхождение задач о лабиринтах относится к глубокой древности. Древние считали задачу о лабиринтах вообще неразрешимой. Человек, попавший в лабиринт, не мог уже из него выйти, если только какое-либо чудо или случай не приходили ему на помощь.

Однако, безвыходных лабиринтов нет, разобраться и найти выход из самого запутанного лабиринта не составляет особого труда, если только знать, как действовать. Слово “лабиринт” – греческое и в переводе означает ходы в подземельях. Существует, действительно, много природных подземных пещер с огромным количеством по всем направлениям перекрещивающимися коридоров, закоулков и тупиков, что нетрудно в них заблудиться, потеряться и, не найдя выхода, умереть от голода и жажды. У древних писателей мы встречаем указание на существование искусственных лабиринтов, например, у египтян. В конце концов, словом “лабиринт” чаще всего обозначали именно искусственное чрезвычайное сложное сооружение, составленное из очень большого числа аллей и галерей, бесконечные тупики которых заставляли попавшего туда бесконечно блуждать в тщетных поисках выхода. Об устройствах таких лабиринтов слагались целые легенды. Мы предлагаем вашему вниманию самую известную легенду о лабиринте.

Выходят ведущие в греческих одеждах и начинают театрализованное представление.

Во время представления одна из учениц показывает называемые города и путь, пройденный кораблем Тезея на карте Древней Греции.

Ведущий 1.

Сегодня расскажем мы вам, о, гости Эллады,
Легенду о подвиге славном героя Тезея.
Много легенд сложено было о нем…
Мы же расскажем вам ту, в которой Тезей убил Минотавра, пройдя Лабиринт.
Но все по порядку…

Ведущий 2.

Родился на острове Крит, что с Грецией рядом, маленький Минос.
Зевс-громовержец отцом его был, а мать его звали Европа.
Люди на острове том жили, как дикие звери.
Где-то рождались града, а здесь люди ютились в пещерах.
Выросши, Минос решил, что покончит он с жизнью такой.

Ведущий 3.

Поднялся он на гору, в пещеру вошел,
С молитвой к отцу обратился.
И внял громовержец молитве его.
Спускался же Зевс ни малым, ни многим, а 9 тех лет,
Что записывал Минос в пещере советы его, обращая в законы.

Ведущий 1.

А выйдя оттуда, собрал же наш Минос людей, создал города.
И выбрали люди носителей власти,
Чтоб правили ими во имя, в пределах закона.
И сто городов возникли на острове том благодатном.
Лес Крита давал древесину, чтоб строить суда.
И вскоре познала Эллада и силу,
И мощь Миноса – острова Крита царя.

Ведущий 2.

Блистательный брак завершил величие и счастье той жизни:
Дочь Солнца дана ему в жены была.
Но слишком великое счастье превыше сил смертной природы…
И он возгордился! Он – Минос – он равен не людям, он равен богам!
Другим он – законов создатель,
Себе – законом избрал произвол.

Ведущий 3.

Разгневался Зевс, послал наказание:
Жена родила ему сына – да, просто урода –
Все тело его – человек, а выше взгляни, быка голова на плечах.
О, ужас! Не мог же сам Минос убить существо, которое сыном считал.

Ведущий 1.

И рос Минотавр – “бык Миноса”, народ его так и прозвал, в объеме и силе.
Гнушался растительной пищи, а всякому мясу – людское предпочитал.
А с ним рос позор!
Хоть с глаз бы долой скрыть чудовище…Как?

Ведущий 2.

Потребовал Минос Дедала, того, что в Афинах ваял “ходящие” статуи первым,
Ему приказал, особый чтоб дом он построил.
И выполнил мастер заказ…
Построил он дом Лабиринт, где в центре чудовище жило.
Ходы его к центру вели, а выхода не было вовсе.
Дверь дома всегда же открыта.
И все любопытные прямо к чудовищу шли на обед.

Ведущий 3.

Как мы говорили: Эллада познала и силу, и мощь острова Крита царя.
Теперь же пребудем в Афины, где старый Эгей приветствует сына Тезея,
Где всем Афинянам понравился юноша смелый.
Но счастье и радость от встречи исчезли в мгновение ока,
Как будто зловещая туча накрыла великий тот город.

Тезей.

Что здесь происходит, отец мой?

Ведущий 3.

Тезей обратился к Эгею.

Тезей.

Как будто поминки справляют, так мрачен стал город Афины.

Ведущий 3.

Склонил Эгей седую главу, печально он сыну ответил:

Эгей.

Надвигаются тяжкие дни, сын мой. Тебе пора уже знать, что несколько лет тому назад Афины потерпели поражение от войск царя Миноса, который царствует на острове Крит. И победители – критяне наложили на нас тяжелую дань. Ежегодно Афины должны отправлять 7 самых красивых юношей и 7 самых красивых девушек на остров Крит, где в хитросплетениях Лабиринта живет страшное существо – Минотавр. Это получеловек – полубык. Минотавр питается людьми – он и пожирает тех, кого мы вынуждены посылать на Крит…На днях в Афинах будут бросать жребий, кого именно из юношей и девушек придется принести в жертву Минотавру.

Тезей.

О нет, отец мой, в этом году я поплыву одним из 7 юношей и сумею сразить Минотавра. Твой меч со мной, отец. И рука моя не изменит мне.

Эгей.

Тезей, дорогой мой Тезей! Ты видишь эту большую скалу над морем? Каждый день, с утра до вечера, я буду стоять на ней, ожидая твоего возвращения. И если удастся тебе вернуться домой победителем, то прикажи заменить черные паруса корабля на белые. Я издали увижу их – и мое старое сердце загорится новым желанием жить с тобой и для тебя, сын мой.

Ведущий 1.

Скорбным всегда был этот путь, но не было слышно рыданий обреченных.
Вселил в них надежду отважный Тезей, и каждый мечтал был спасенным.
7 дней плыл корабль, и вот он Талос – огромный охранник Крита.
Он их пропустил, их встретят другие – воины, Миноса свита.

Ведущий 2.

Да, Минос сам лично всех осмотрел холодным жестоким взглядом:
“Достоин стать пищей ты первым, Тезей,
Других Минотавр съест всех разом”.

Ведущий 3.

Схватили, пленили, нет больше меча.
Что делать, как можно спастись?
Вдруг щелкнул замок поворотом ключа,
Дочь Миноса в темницу вошла.

Ариадна.

Меня ты пленил отвагой своей, и мужества не занимать.
За свет ясных глаз, за россыпь кудрей не стоит отца умолять.
Пришла я помочь тебе, слышишь, беги, корабль стоит у воды.

Тезей.

Не будет же этого, впрочем, пока, пока Минотавр не убит.

Ариадна.

Я верила в смелость твою, о. Тезей, так меч свой скорее бери.
Убей Минотавра, вернись к нам сюда. Товарищей освободи.
Но как же вернешься?

Тезей.

Не знаю. И все ж, сейчас же иду в Лабиринт,
Убью Минотавра, чтоб больше никто в сетях его не погиб.

Ариадна.

Возьми вот клубок, о. храбрый Тезей,
Пусть боги помогут тебе!
А тонкого шелка нить пусть, укажет тот путь, что ведет к нам назад.
Иди же, я буду ждать.

Ведущий 1.

И он не считал поворотов, ветвей,
И времени не считал.
Покончить с чудовищем скорей он хотел,
И час этот вскоре настал.
Убит Минотавр ударом меча – повергнуто страшное зло.
В стену Лабиринта вонзились рога, а тело поникло его.

Ведущий 2.

Но нужно спасти других афинян, нить шелка в руке дрожит.
Скорей на корабль, поднять паруса, так хочется счастливо жить.
Но снова печаль: Дионису нужна красавица царская дочь.
Не смеет герой перечить богам, ну, как тут сумеешь помочь.
В печали забыл сменить паруса на белый победный цвет.
А старый Эгей все в море смотрел, надежду в сердце храня.

Ведущий 3.

Увидел царь утром в море корабль, забилось сердце его.
Но черный цвет паруса резал глаза, как жить, если сына нет?
В отчаянии бросил корону свою в бурлящие воды Эгей,
Последовал сам в пучину морскую, чтоб с жизнью покончить скорей.

Ведущий 1.

И снова на сердце Тезея печаль: забыл, и отец погиб.
Афины скорбели о старом царе и радовались, что победили.
Тезей стал на долгие годы царем, любимым царем афинян.
А нить Ариадны он помнил всегда, она его в жизни вела.

Исполняется танец Сиртаки “освобожденными” юношами и девушками

Учитель. Славный Тезей победил Минотавра, пройдя Лабиринт. Обратный путь он нашел с помощью нити Ариадны. Сегодня мы с вами будем проходить свой лабиринт, побеждать своего Минотавра.

Командам приготовиться к старту. Каждому ученику для прохождения лабиринта необходимо решить 5 задач. И сегодня я вам предлагаю покорить свой «лабиринт»

Работа в группах.

Подведение итогов урока.

Учитель. Подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы пожелать, чтобы вы всегда сумели победить в себе “Минотавра” в виде лени, равнодушия, невежества, безделья и других пороков, чтобы вы всегда могли найти путь из любого лабиринта. А нитью Ариадны пусть будут ваши знания, умения и навыки. И помните, безвыходных лабиринтов нет.

Приложения:

Приложение1: Карта математического лабиринта

Приложение 2: «Лист учёта»

п/п

Ф.И ученика

Стартовый номер

Количество набранных баллов

Всего баллов

Итоговая оценка
























































Приложение 3:Задания для математического лабиринта учитель подбирает сам, ориентируясь на знания и умения своих учащихся.задания можно брать из дидактического материала для 8 класса и другой методической литературы.

Список использованной литературы:

Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение» 2008.



Учебник: алгебра : учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Ю. Н. Макарычев,

Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С.А.Теляковского.

17 – е изд. – М. : Просвещение. 2008


Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – 6-е изд. –М.: Просвещение, 2000, — 144 с.: ил.



http://www.onelegend.ru/minotaur.html

http://comp-science.narod.ru/Project/labirinti.html

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра: