Портфолио как средство развития самооценки и рефлексии школьника










Статья: «Портфолио как средство развития самооценки и рефлексии школьника»











Автор: учитель английского языка

Бурнос Александра Викторовна

ГБОУ Гимназия 67







Санкт-Петербург

2014

Портфолио – это то средство, которое без сомнения необходимо для развития самооценки и рефлексии любого школьника. Лично нашему опыту работы с методикой портфолио четыре года. Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени.

Конкурс портфолио на английском языке, который проводится в нашей Гимназии №67 с 2011 года, показал, что он не просто нужен, а необходим. Развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности, учащиеся с удовольствием отмечают, что им уже есть, что показать и чем гордиться. Каждый человек, безусловно, индивидуален и это не секрет. Поэтому каждое портфолио — рабочая папка личных достижений – является особенным творением. Я не случайно употребляю это слово. Дети не просто оформляют, пишут, составляют, они занимаются творчеством в том числе.

Сначала они заводят папку и согласно определенной структуре: титульный лист, содержание, разделы: «О себе», «Мои достижения», «Планы на будущее» и начинают ее заполнять, документируя приобретенный опыт и достижения. Учащиеся могут по желанию добавлять какие-то темы разделов, которые их волнуют, или являются частью их жизни. Например, некоторые выделяют отдельным пунктом тему «Спорт» или «Любимый город» и т.д. После того, как портфолио готово, учителя выбирают лучшие, прислушиваясь к мнению учеников, у которых была возможность также посмотреть и выбрать лучшие работы. Заключительным этапом является презентация в Power Point. Это одновременно и волнующий и желанный момент для тех, кому посчастливилось стать победителями. Ученики рассказывают о себе, листая слайды, отвечают на вопросы слушателей.

Сам конкурс делает детей более активными и самостоятельными, расширяет возможности обучения и самообучения, формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Успешно составленный портфолио – это свидетельство прогресса обучения : по результатам, по приложенным усилиям, по материалам учебно-познавательной деятельности.

Педагогические цели:

— формирование позитивного отношения к работе;

— поддержание интереса к предмету;

— развитие интереса у учащихся;

— развитие творческого и критического мышления учащихся.



Задачи:

  1. Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников.

  2. Поощрять их активность и самостоятельность.

  3. Расширять возможности обучения и самообучения.

  4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

  5. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.



Особенно производит впечатление выступление о планах на будущее. Дети 13-15 лет уже не просто задумываются о том, где они планируют жить, когда завести семью, где учиться, некоторые имеют четкое представление об этом.

Конечно, не все из участников подходят серьезно к оформлению своей папки. Уверена, что главная причина – это ни в коем случае не отсутствие интереса, основная проблема – это некоторая леность. Некоторым кажется, что они очень заняты, хотя их занятость ограничивается сидением в социальных сетях или общением с друзьями.

Интерес безусловно есть у всех, это подтверждают великолепные работы и горящие глаза слушателей. Многие думают о том, а как бы у него получилось и о чем бы он или она могли интересного рассказать.

В 2011 году мы испытали гордость за своих учеников. Мы увидели высокого уровня материал и ответственное отношение к выполнению работы и конкурсу вообще, узнали о них много нового. Важной частью был неподготовленный ответ на вопросы, который показал свободное владение языком.

Конкурс мы проводим весной и ровно через год в 2013 году мы увидели еще очень много великолепных и креативных работ. Книжное издательство Oxford проводило городской конкурс портфолио, в котором наши учащимся, которые заняли первое место в школьном туре, приняли участие. Можно было участвовать в трех возрастных категориях : 6-7 класс, 8-9 класс и 10-11 класс.

В последних двух категориях мы заняли вторые места, чем, безусловно, гордимся. Я считаю, что не хватило умения свободно говорить на английском языке. После презентации ученики должны были отвечать на вопросы судей и вести беседу. Видимо, речь была не достаточно свободной и уверенной.

В 2014 году мы опять планируем участвовать в этом конкурсе и работа с детьми уже ведется.

Портфолио представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме этого, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату.









































Список литературы

1.Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.

2.Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.

3.European Language Portfolio: accredited model № 8.2001, awarded to Center for Information on language 4.Teaching and Research. Council of Europe

5.Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998

6.Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.

7.Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14

8.Стандарт основного общего образования по иностранному языку

9.English Teaching Forum (Vol. 40, number 4) October 2002 / “Teaching Portfolios as Assessment Tools”



Свежие документы:  Портфолио ученицы 10 класса для участия в конкурсе "Ученик года". Часть 1. Биография

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: