Элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Наследственность и здоровье»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г. В. Кравченко»




Рассмотрено «Утверждаю»

На заседании методического объединения

Учителей естествознания директор ________ Л. М. Политова

Протокол № __ от _______









«Наследственность и здоровье»

(Элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов)




Автор:

Перминова Л. Ф.

Учитель биологии



















г. Вуктыл 2009 г.


-2-

Пояснительная записка


Знать особенности и возможности своего организма – одна из многочисленных задач человека.

Элективный курс «Наследственность и здоровье» призван в соответствии с возрастными особенностями, расширять знания обучающихся об особенностях организма человека, в передаче наследственной информации будущим поколениям, а также информировать учеников о норме поведения между мужчиной и женщиной, вызвать понимание ценности своей личности и внимание к здоровью человечества.

Цель: Расширить знания об индивидуальном развитии человека, о взаимосвязи здоровья и наследственности, их влияние на потомство.

Задачи:

1) Определить место, цель и значение изучения данной темы в школьном предрофильном курсе биологии.

2) Формирование знаний о половом размножении и влиянии среды на здоровье и будущее потомство.

3) Получение обучающими навыков анализа реальных ситуаций и принятия решений.

Отличительной особенностью курса является его практическая направленность. Он предполагает работу не только в форме усвоения знаний и определений, сколько работу, которая строится на эмоциональной включённости в учебный материал, на получении опыта осмысления жизненных ситуаций.

Курс предполагает различные формы обучения (теория, групповое обсуждение проблемы, творческие задания и др.).

Курс рассчитан на 14 часов. Интенсивность – 1 раз в неделю.














-3-

Тематический план


Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в курс «Наследственность и здоровье»

1

1


2

Строение мужских органов

1

1


3

Строение женских органов

1

1


4

Циклические периоды женского организма

1

0,5

0,5

5

Методы предохранения от беременности

1

Экскурсия в аптеку

0,5

0,5

Экскурсия в аптеку

6

Кто родится: девочка или мальчик

1

1


7

Как начинается новая жизнь

1

1


8

Развитие зародыша

1

1


9

Его уже не называют эмбрионом

1

1


10

Роды

1

1


11

Видеофильм: «Чудо новой жизни»

50 мин.

10 мин.

40 мин.

12

Постэмбриональное развитие организма

1

1


13

Венерические болезни. Влияние инфекционных болезней на репродуктивность человека

1

1


14

Итоговое занятие (тест)

1


1



Всего: 14 часов















-4-

Содержание программы.


Тема 1

Введение в курс «Наследственность и здоровье»

Общее понятие о свойствах организма производить потомство, способность к самовоспроизведению и продолжению своего вида.


Тема 2

Строение мужских органов

Понятие о наружных и внутренних органах размножения мужчин, их особенностях. Значение для создания семьи и продолжения рода.

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Плод. Его многообразие и значение»


Тема 3

Строение женских органов

Понятие о наружных и внутренних органах размножения женщин, их особенностях. Значение для создания семьи и продолжения рода.


Тема 4

Циклические периоды женского организма

Необходимость физиологических изменений организма. Построение циклических графиков.


Тема 5

Методы предохранения от беременности

Виды методов предохранения, их роль, свойства и отличия. Планирование семьи и использование методов предохранения от беременности.


Тема 6

Кто родится: девочка или мальчик

Возможно ли определение пола до оплодотворения? Нужно ли искусственное воздействие на природу зачатия и рождения?


Тема 7

Как начинается новая жизнь (от клетки к организму)

Различия половых клеток мужчины и женщины, их созревание и взаимодействие – оплодотворение.


Тема 8

Развитие зародыша

Как протекает развитие зародыша, его особенности. Меры предосторожности для качественного развития зародыша.

-5-

Тема 9

Его уже не называют эмбрионом

Когда эмбрион называется плодом. Его развитие. Понятие об обмене веществ между матерью и плодом. Защита будущего организма.


Тема 10

Роды

Как происходит акт рождения ребенка, чем сопровождается для матери и ребенка. Патология родового акта.


Тема11

Видеофильм «Чудо новой жизни»

Просмотр видеофильма и его обсуждение.


Тема 12

Постэмбриональное развитие организма

Развитие организма с момента рождения, его особенности и значение для дальнейшей жизни.


Тема 13

Венерические болезни. Влияние инфекционных болезней на репродуктивность человека.

Виды болезней, методы предохранения и лечения. Чем опасны инфекционные заболевания на репродуктивность человека.


Тема 14

Итоговое занятие (тест)

Подведение итогов по проведению курса в форме теста.














-6-

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Знать:

— Основы теории по данному курсу

— Особенности человеческого организма и его особенности

— Принципы, формы, способы и механизмы защиты организма.


Уметь:

— Использовать полученные знания на практике

— Правильно толковать свои права и обязанности, связанные с развитием своего организма и будущего потомства.































-7-

Литература:


1) Батуев А.С.; Гуленкова М.А. и др.

Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы – М.: «Дрофа», 2004.


2) Брусиловский А.И.

Жизнь до рождения, изд-во «Знание» — М.: 1991.


3) Жуковский М.А.

Нарушение полового развития, изд-во «Медицина» — М.: 1989.


4) Левитин М.Г.; Левитина Т.П.

Общая биология. Пособие для поступающих в ВУЗы – Спб.: Питер, 2005.


5) Периодическое издание: «Семья» Энциклопедия сексуальной жизни для детей и подростков. Изд-во АШЕТТ, 1990.


6) Видеофильм «Издательский дом Ридерс Дайджест», 2002.























Критерии оценивания теста.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по биологии "Прогулка под водой"

Ответить на поставленные вопросы, оценить по баллам каждый вопрос, суммировать и сравнить по данным преподавателя. Сделать вывод. Данные теста прилагаются.


75-99 Ты уже «созрел» для того, чтобы иметь постоянного партнера, может быть, ты уже связан с кем-нибудь прочными отношениями, или ты еще мечтаешь об этом. Это неважно. Ты считаешь, что утвердиться ты можешь лишь при наличии партнера. «Мы» для тебя важнее, чем «Я». В одиночку ты чувствуешь себя так же, как листок на ветру, тебе недостает здорового эгоизма. Ведь тебе несколько раз казалось, что тебя просто использовали? Это чувство приходит после решения очередной «любви». Уделяй больше внимания собственным интересам – это относится и к любви.

48-74 Ты отлично разбираешься во всем, что касается противоположного пола. Ты берешь на себя ответственность за самого себя и за свои поступки и всегда готов прийти на помощь партнеру. Ты обо всем можешь говорить открыто, — даже о таких вещах, как секс, предохранение. Ты умеешь добиваться того, что хочешь, но всегда чувствуешь, когда можно и нужно уступить. Все отлично так держать! Но тебе не следует задирать нос, так как в этих делах нельзя постичь всего.

22-47 Постоянный партнер? Тебя бросает в дрожь от одной мысли об этом. Ты еще не готов к серьезным отношениям. Ты или слишком молод или эгоист. А может, хочешь поэкспериментировать. Ты имеешь очень много доводов против постоянного партнера. Стоит помнить, что полностью от чувств отказываться неразумно и невыгодно.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: