Формирование экологической культуры как фактор социализации личности учащихся. (Из опыта работы учителя биологии)



Формирование экологической культуры как фактор социализации личности учащихся.

(Из опыта работы учителя биологии)



Краскова Раушания Мунировна учитель биологии первой квалификационной категории «МОУ Гимназия №4 с татарским языком обучения» Кировского района города Казани Республики Татарстан.

Аннотация

В настоящее время проблема взаимодействия природы и человека приобретает особую актуальность. На данный момент в современной школе существуют проблемы слабой экологизации учебно-воспитательного процесса. А так же существующие образовательные модели не формируют экологически ответственного отношения к природе и окружающей действительности. Формирование экологической культуры личности должно происходить в единстве образования и воспитания, урочной и внеурочной деятельности и экологизации всего образовательного пространства.

Ключевые слова: экологическое воспитание, социализация личности учащихся, опыт учителя, экологизация учебно-воспитательного процесса.



Экологическое воспитание выступает сегодня как одно из приоритетных направлений развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамического продвижения в решении насущных проблем современности. [31., 165]

В настоящее время проблема взаимодействия природы и человека приобретает особую актуальность. Низкий уровень экологических ценностей, слабое развитие экологического сознания, недостаточная ориентированность существующих образовательных моделей на формирование экологически ответственного отношения к природе и окружающей действительности ориентирует на изучение основ экологии в современных условиях как более существенного элемента общеобразовательной подготовки молодого поколения. [2.,418]. От экологической образованности и экологической культуры выпускников средней школы зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей и будущее всей Планеты.

Основой экологической культуры являются экологическая грамотность, экологическая эрудиция, экологическая образованность.

Экологическая грамотность выпускника предполагает наличие у него базовых экологических знаний и умений использовать их для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранные действия в ситуациях экологического характера.

Экологическая эрудиция – это наличие широкого круга знаний и умений использовать их не только для природоохранных действий, но и для анализа и оценки ситуаций экологического характера.

Под экологической образованностью подразумевается высокий уровень знаний в области экологии, сложившееся экологическое мышление, экологическая воспитанность, позволяющие учащимся проявлять активную позицию в защите окружающей среды. [4.,171].

У учащихся, которые лишь приближаются к будущей профессиональной деятельности в рамках профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, экологическая культура вряд ли может быть сформирована в полном объеме, скорее могут и должны быть заложены ее прочные основы. На данный момент существуют проблемы:

  • слабая экологизация учебно-воспитательного процесса (2 часа факультативных занятий по экологии (существуют не в каждой школе)) не позволяют обучить детей пониманию сложных проблем экологии);

  • низкий уровень экологических ценностей в обществе в целом и слабое развитие экологического сознания всего населения;

  • существующие образовательные модели не формируют экологически ответственного отношения к природе и окружающей действительности;

  • попытка решать проблемы развития экологического сознания школьников только в рамках образовательного учреждения.

А так же проблемы, связанные с усиливающимся загрязнением окружающей среды, низкой экологической культурой населения нашей страны, требуют углубленного изучения и практического решения ряда конкретных эколого-образовательных задач. В первую очередь, необходимо обеспечить более высокий уровень экологической образованности и культуры школьников.

Формирование экологической культуры личности происходит в единстве образования и воспитания, урочной и внеурочной деятельности и экологизации всего образовательного пространства.

Для каждого человека и человечества в целом важным являются два направления экологии:

— социальная экология — наука о взаимоотношениях человеческого общества с окружающей средой;

— экология человека — наука о взаимоотношениях человека как биосоциального существа с окружающей средой, наука о сохранении его физического и душевного здоровья в загрязненной окружающей среде, о формировании здорового образа жизни.

Вопросы экологического воспитания, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой изучаются в трудах Н.Ф.Виноградовой, Н.С.Дежниковой, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Б.Т.Лихачева, И.Н.Пономаревой, И.Т.Суравегиной.

Работа над методической темой «Формирование экологической культуры как фактор социализации личности учащихся» позволяет достичь следующей цели: воспитание экологически грамотной личности, обладающей аналитическими навыками определения причинно-следственных связей и закономерностей развития окружающей среды;

И решить ряд конкретных задач:

  1. Повышение уровня экологической культуры учащихся;

  2. Развитие социально значимых качеств личности: коммуникативных, познавательных, исследовательских, регулятивных;

  3. Формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья человека.

В ходе работы над темой реализуется компетентностный подход в образовательном и воспитательном процессе, характеризующий личностную деятельность и ответственность ученика, способность к решению жизненно важных задач на основе усвоения отечественной и мировой культуры и цивилизованного опыта общения с окружающим миром.

В процессе обучения у школьников формируются ключевые компетентности, базирующиеся на четырех основаниях:

  • учиться познавать

  • учиться делать

  • учиться жить

  • учиться быть

Конечный результат — модель выпускника, ответственного за экологическое состояние окружающей среды; обладающего высоким уровнем реального здоровья, вооруженного необходимым багажом знаний, умений, навыков и высокой экологической культурой.

Для решения организационных аспектов проблемы реализуются непрерывное экологическое образование учащихся, включающее как уроки экологической тематики, так и организацию внеурочной деятельности, интеграцию этих вопросов в содержание учебных предметов.

Интеграция основного и дополнительного образования также осуществляется через работу экологического кружка гимназии «Табигать». В работе кружка используются разнообразные формы и методы: ведение фенологических календарей, целевые прогулки, экскурсии,  использование игровых обучающих ситуаций, составление маршрутов экологической тропы. На сегодня составлена Экологическая тропа Кировского района.

Реализация данной темы способствует развитию у школьников в процессе экологического образования понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Вся система эколого-биологического обучения в рамках личностно — ориентированного обучения строится на принципах выявления субъективного экологического опыта учащихся и создания атмосферы личностного открытия экологических закономерностей.



Особый акцент при решении вопроса формирование экологической культуры ставится на внедрение информационных, проектных и здоровьесберегающих технологий.

Информационные технологии позволяют: построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения, коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление и рационально организовать познавательную деятельность.

Одним из способов применения современных средств обучения является создание Web – сайта учителя. Создание сайта – это процесс обретения лица и имиджа учителя. С целью обретения личного информационного пространства мною был создан проект «Персональный сайт учителя биологии».

Задачи проекта:

  1. общение с коллегами, обмен опытом по вопросам экологического воспитания;

  2. помощь ученикам в поиске нужной информации в сети Интернет;

  3. формирование информационной культуры учащимся;

  4. реализация элементов дистанционного обучения и дополнительного экологического образования. А также, хотелось сделать сайт стильным, удобным, информативным и посещаемым.

Для более красочного оформления каждую страницу украсили фотоальбомом с видами природы и подборкой цитат великих людей о величии, красоте и необходимости защиты окружающей среды.

Одна из задач экологического образования — разностороннее развитие создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.[3.,145] Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей, их творческих интересов, способностей, навыков самообразования, ребенка по поиску новых знаний.

В старшем, а в некоторых случаях и в среднем звене активно используются элементы проектных технологий. Проектная деятельность школьников второй и третьей ступени обучения имеет ярко выраженную межпредметную направленность. Особенно это касается проектов, посвященных экологическим темам, как совокупности учебно-познавательных приемов, позволяющих решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В данном случае решаются сразу несколько дидактических задач. Это и развитие навыков работы в информационных системах, и самостоятельный отбор ребенком увлекательного учебного материала по изучаемой теме, и опыт создания важного и нужного одноклассникам электронного или бумажного продукта, и формирование познавательных и коммуникативных компетенций школьников.

У всех школьников, участвующих в проектной деятельности, значительно воз­растает интерес к вопросам экологии, к изучению биологии. Они учатся само­стоятельно определять проблему и находить ее решение. По сравнению с другими эти учащиеся добиваются более высоких резуль­татов в ходе проверочных работ по соответст­вующим темам школьного курса.

Условиями эффективного применения проектной технологии в экологическом воспитании является соблюдение технологической цепочки:

  1. Выявляется ученик, имеющий интерес к исследовательской работе, которому учитель помогает в выборе темы предполагаемого исследования. Совместно определяется круг проблем, требующих решения, подбирается литература.

  2. Работа над проектом проходит под руководством учителя.

  3. По ходу исследовательской работы осуществляется проверка и предварительная оценка проделанной работы. Выявляются «слабые» стороны исследования, при необходимости оказывается помощь в решении возникших вопросов.

  4. Ученики выступают с сообщениями, рефератами, докладами по своим исследовательским темам и получают практику общения с большой аудиторией.

Главное требование при выборе темы проектной работы по экологии направлено на осознание значимости изучения данной проблемы. Также необходимо, чтобы работа была нацелена не только на результат, хорошую оценку, общественное признание, но и соответствовала возрастным и личностным особенностям обучающихся. Только тогда можно говорить, что работа над проектами способствует формированию экологической культуры школьников.

С целью развития интеллектуальных, исследовательских способностей одаренных учащихся, развития интереса к научной работе в гимназии организована деятельность научного общества учащихся «Глобус».

Задачи НОУ:

  • вовлечь учащихся в научную исследовательскую работу по экологии для подготовки и профориентации их в этом направлении;

  • проводить теоретические и практические исследования в области экологии;

  • пропагандировать среди учащихся, учителей и жителей микрорайона экологические знания;

  • оказывать практическую помощь в оздоровлении окружающей среды участием в субботниках, уборке территорий, посадкой зеленых насаждений, установкой птичьих гнезд и кормушек, другими работами.

  • участвовать в научных и научно-практических семинарах, конференциях, проводимых в районе, городе, республике и так далее.

Ученические научные общества являются первыми звеном, краеугольным камнем научной работы. В общество может вступить любой учащийся 5-11 классов, успевающий по всем предметам. Работа общества ведется на татарском и русском языках. Высшим органом ученического общества является собрание членов общества, которое собирается один раз в месяц. В остальное время обществом руководит правление во главе с председателем.

Работа общества регулируется планом работы общества, которая составляется на учебный год по месяцам. За плодотворную деятельность в научно – исследовательской работе НОУ «Табигать» было награждено почетными грамотами.

Результатами дополнительной внеурочной деятельности становятся творческие работы учащихся, призовые места на олимпиадах и конференциях, а также большое количество информационных ресурсов, разработанных ребятами и используемых в школе.

В рамках всего курса биологии ведется работа по формированию культуры здоровья. Воспитание культуры здоровья — процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья школьника является важным аспектом здоровьесберегающей педагогики.

В гимназии реализуется программа «Школа здоровья и развития». Она направлена на укрепление здоровья обучающихся, составленна с учётом их возрастных, психо-физических особенностей, а так же в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами. Создана на базе 6-10 классов лекторская группа для проведения занятий с учащимися младших классов. Активизирована работа по профилактике ПАВ. Важную роль на уроках и во внеурочное время отводится развитию у учащихся валеологической культуры: здорового питания, гигиены тела, правильного выбора средств бытовой химии и т.п.


Образовательная политика претерпевает ныне существенное обновление и одним из его важнейших ресурсов является национальная культура.

В рамках изучения экологических тем широко используется национально-региональный компонент, применяются межпредметные связи, основанные на национальной культуре, школьники приобщаются к сохранению своего здоровья и состояния окружающей среды на материалах, предоставленных республиканскими организациями, СМИ. Это позволяет воспитывать чувство национальной гордости за заслуги и достижения своих соотечественников.

В систему традиционных мероприятий гимназии входят национальные праздники экологической направленности: “Нәүрүз”, “Сөмбелә”, “Каз өмәсе”, “Карга боткасы”.

Одним из эффективных способов изучения состояния сформированности экологической культуры школьников является анкетирование учащихся. [1.,124] Оно наглядно демонстрирует результаты процесса экологизации учебных предметов. С помощью анкетирования изучаются такие параметры отношения к природе как:

широта интересов учащихся в природных объектах;

осознанность важности решения экологических проблем;

эмоциональная отзывчивость на природу и природные явления;

осознание своей роли в решении экологических проблем;

тип взаимодействия с природой;

готовность к практической деятельности по охране природы;

потребность в отношении с природой как источником знаний;

интерес к природоохранной деятельности.

Изучение ответов учащихся показало:

1. В основном интересы учащихся направлены на такие компоненты природоохранной деятельности как уход за комнатными цветами, растениями и животными, чтение книг о природе, «зеленый патруль».

2. 32% на первом месте поставили природу, 32% природа — человек, 27% -человек, 9% — науку.

3. Отзывчивость на природу и природные явления выражено у 93% учащихся, 7% проявляют безразличие по отношению к факту нарушения равновесия природы.

4. У 90% учащихся имеет место готовность к практическим действиям по охране природы, у 7% выражается осознанность необходимого решения экологических проблем на уровне «не делай».

5. 61% учащихся высказали желание заниматься природоохранной деятельностью.

6. В целом у учащихся преобладает эмоциональная оценка природы и действия в ней (77%), ярко выражена потребность общения с природой

7. 60% учащихся считают, что в решении экологических проблем должны принимать участие все (и они в том числе), при этом 38% осознают важность и полезность экологической деятельности.

8. 82% учащихся утверждают, что нужно изучать предмет экология в школе, при этом 34% видят значение в приобретении знаний на сохранение природы на будущее, 30% думают, что знания пригодятся для сохранения своего здоровья.

Ответы учащихся показывают, что процесс экологизации учебно-воспитательного процесса дает положительную динамику формирования экологической культурны личности.

В основе педагогической деятельности учителя биологии заложено воспитание у учащихся ответственного и нравственного отношения к людям, природе, самой Жизни. Но надо помнить, что школьники еще не достигли возраста полной социальной и общекультурной зрелости. Они лишь проходят этап взросления: не занимаются профессиональной деятельностью, не имеют какого-либо специального образования, а только готовятся сделать или делают свой выбор в этой области, их трудовая деятельность возможна, но рамки ее пока тоже достаточно ограничены. Именно поэтому компоненты экологической культуры учащихся я рассматриваю не как нечто целостное и завершенное, а скорее как нечто динамичное и процессуальное. Но при этом, ни на секунду нельзя забывать, что наш выпускник должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Это и будет скромный вклад учителя в решение глобальных проблем человечества




Литература:


1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

3.Захлебный А. Н. На экологической тропе. — М.: Знание, 1986.

4.Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2000.



Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Органические вещества клетки. Модуль Белки"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: