Интегрированный урок по теме: «Горы и человек»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5″ г. Брянска









Интегрированный урок по биологии и географии

«Горы и человек»











Подготовили:

учитель биологии высшей категории

Елисеева Ирина Николаевна

и

учитель географии высшей категории

Глебова Евгения Николаевна



Тип урока: урок-систематизация знаний с элементами изучения нового материала.

Форма урока: урок-экспедиция (комплексно-географическая) с опорой на опережающие групповые задания.

ЦЕЛЬ: продолжить формирование умений систематизировать и интегрировать знания из разных дисциплин с целью решения проблемных ситуаций на уроке.

Задачи:

Образовательные:

выявить черты и признаки биологической и

небиологической адаптации людей к жизни в горах.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к предметам путём интеграции;

  • развитие умения самостоятельного поиска различных источников информации;

  • развитие коммуникативных компетентностей учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и аккуратность ;

  • содействовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: задания для групп, отчёты по заданиям, комплексная презентация (результаты совместной работы групп), компьютер, карты, атласы.

Правила совместной работы

  • Нет «актеров» и «зрителей», все — участники.

  • Говорить так, чтобы тебя понимали.

  • Будь активным, стремись к успеху.

  • Критикуются идеи, а не личности.

  • Возражай.

  • Цель деятельности не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Подготовка к уроку

Класс по желанию делится на группы, которые получают свои исследовательские задания опережающего характера с целью выяснения влияния гор на биологическую и небиологическую адаптацию человека, живущего в горных районах.

Источники информации различны: научно-популярная литература, материалы Интернет, карты атласов, текст учебников по географии и биологии, рассказы очевидцев, семейные реликвии ит.д.

Формы отчётов: доклады, презентации, устные сообщения, рисунки, схемы и т.д.

Задание для антропологов

  • доказать, что горы – колыбель человечества, приведя факты из истории освоения гор, используя данные о мировых находках пребывания человека в горах и предгорьях;

  • подготовить отчет и презентацию о влиянии гор на эволюцию человека, растений и животных.

Задания для первой группы физиологов

  • раскрыть причины долголетия горцев и показать влияние природы гор на здоровье человека;

  • охарактеризовать физиологические изменения в организме человека, возникающие под действием горного климата.


Задания для второй группы физиологов

  • раскрыть причины горной болезни;

  • описать правила оказания помощи человеку, страдающему горной болезнью.

Задания физгеографам

  • из курса географии 6-7 классов вспомнить и показать на схеме какие физические показатели меняются с высотой. Каковы главные закономерности этих изменений;

  • показать на схеме (на примере Кавказских гор) особенности высотной поясности в горах;

  • охарактеризовать главные закономерности распределения высотных поясов в горах, специфика высотной поясности на западных и восточных склонах Кавказа;

  • охарактеризовать особенности хозяйственной деятельности в пределах различных высотных поясов.

  • проанализировать и нанести на к/к горные районы России, подверженные стихийным бедствиям или неблагоприятным для хоз. деятельности человека природным явлениям.


Ход урока:

Оргмомент.

Познакомившись с эпиграфом к уроку, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Инструкция учителя: урок проводится в форме комплексной биогеографической экспедиции. В восхождении принимают участие специалисты в разных отраслях знаний: физгеографы, антропологи, физиологи, биологи, экологи, этнографы. Группы, получившие свои задания, свои маршрутные листы, идут своим маршрутом.

Девиз экспедиции – не скорость восхождения, а его качество. Поэтому работаем в связке, и как это важно в горах чувствовать взаимопомощь, чувство локтя. Ваше снаряжение – это тот багаж знаний, который уже есть и тот, который получите.

В восхождении важна страховка – опорные базовые знания, понятия. Используйте их.

Поведут вас к вершине знаний опытные инструкторы – ваши учителя биологии и географии.

Актуализация темы урока

Актуальна ли эта тема для России?

Один ученик работает с атласом, другой у доски с настенной картой показывает гонные районы России.

Учащиеся сами формулируют цель экспедиции:

  • как горы повлияли на жизнь и х/д человека?

  • как горы влияют на здоровье и приспособленность человека в горах (адаптацию)?

  • как деятельность человека изменяет горы?

  • выяснить влияние гор на биологическую и небиологическую адаптацию человека.

Черты биологической и небиологической адаптации учащиеся записывают в схему :

Человек — горы

Горы — человек





Первыми на маршруте работают физгеографы с отчётом о первых четырёх заданиях.

За ними антропологи доказывают, что горы – колыбель человечества.

Физгеографы докладывают о том, что природа гор испытывает человека повседневно стихийными явлениями (отчёт о пятом задании).

Как же горы влияют на здоровье и какие физиологические особенности формируются у горцев?

Отчёт первой группы физиологов.

Отчёт второй группы физиологов.

Как горы влияют на этно-культурные особенности жизни населения, быт, обычаи, хозяйственную деятельность?

  • Особенности национального состава и расселения народов Кавказа.

  • Особенности планировки и застройки населённых пунктов в горах.

  • Особенности одежды.

  • Обычаи и традиции.

Привал на маршруте.

Учащийся класса историческая родина которого Кавказ, демонстрирует свою родословную, рассказывает о своих предках, демонстрирует семейные реликвии и фотографии, угощает блюдами национальной кухни. В это время звучит музыка народов Кавказа.

После привала отчёт о развитии ремёсел.

Отчёт экологов.

Подведение итогов.

Домашнее задание:

по географии — составить памятку для отправляющихся в горы;

по биологии – повторить регуляцию дыхания и кровообращения.


Использованная литература


  1. Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. «Горы» — Москва: Мысль, 2000.

  2. Агаджанян Н.А. «Человеку жить везде» — Москва : Мир, 1992.

  3. Анучин В.А. «Географический фактор в развитии общества» — Москва: Мир 2005.

  4. Алексеев А.И. «География России» учебник для 8 – 9 класса – Москва: Дрофа, 2008.

  5. Драгомилов А.аш Р.Д. «Биология» учебник для 8 класса – Москва : ентана-Граф, 2011.

  6. https://www.ecology-portal.ru/publ/ekologiya-i-obschestvo/501502-chelovek-i-gory.html





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Круги кровообращения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: