Конспект урока биологии для 6 класса «Водоросли»


Тема урока:   Водоросли.

Тип урока: урок открытого нового знания (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, научить отличать водоросли от других растений

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.

Задачи:

  • Образовательная – формирование у учащихся представления о низших растениях на примере водорослей.

  • Воспитательная – формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  • Развивающая – развитие исследовательских умений школьников, составляющих познавательные УУД.

Предполагаемые результаты:

  • Личностные;
    А) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
    Б) формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

  • Метапредметные;
    А) овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,
    Б) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
    В) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • Предметные:
    А) знание термина “низшие растения”,
    Б) умение распознавать водоросли различных отделов, распознавать и описывать внешнее строение водорослей,
    В) объяснение роли водорослей в природе и жизни человека,
    Г) сравнение по заданным критериям одноклеточных и многоклеточных водорослей.



Ход урока

Этапы урока, время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

время

1. Организационный момент.

Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей. Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо!



1 мин

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы вместе отправимся в путешествие. Куда, вы мне сейчас скажите сами. Послушайте. (звучит фоновая музыка «Шум моря и биение волн»)

Сегодня к нам в гости зашел владыка морей и океанов Нептун и мы отправляемся в сад владыки морей и океанов (слайд «Дно моря с  водорослями») скажите, что за растения произрастают в его садах?

(Презентация) (слайд 1-2)

  1. Есть змеи стометровые,
    Зеленые, лиловые,
    Есть бурые, бордовые
    А капитану в море
    От них большое горе.

  2. Хоть капустой и прозвали,
    Но на грядках не сажали.

  3. Оглянуться не успел
    Весь забор позеленел.

Как вы, думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

А что вы хотели бы узнать нового?

(Напишите на листочках и положите в песочные часы, а конце урока мы подведем итог)

Какова тема нашего урока?


Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями. А как?





Ответы детей: на море, океан.

Правильно!




Ответы детей: водоросли









Отгадывают загадки.




Ответы детей о водорослях


Ответы детей:

Определяют и озвучивают тему урока.

Заполняют рабочие листы.


водоросли


Изучим среду обитания

Строение, численность видов водорослей, приведем примеры представителей их отделов. определим значение водорослей в природе и жизни человека.


2 мин

  1. Актуализация знаний.











  1. Первичное усвоение новых знаний



— Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы – высшие и низшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются от остальных растений?








Рассказ учителя Слушают, смотрят слайды презентации


A) Среды обитания

Водоросли самые древние животные на Земле. Основная масса водорослей обитает в водной среде , но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных, так же могут образовывать симбиоз с грибами, образуя лишайники.

В водной среде они могут входить в состав планктона (фитопланктон), так и произрастать на дне водоемов.



Итак, подведём итог по пункту «Среда обитания»:

(Слайд3-4)



Б) Строение клетки водорослей. (Слайд5 )


Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения.

Водоросли произошли от различных предков. Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. Общие признаки водорослей: тело – талом или слоевище, не разделено на органы. По строению талом бывает одноклеточным (диатомовые, некоторые зеленые водоросли), многоклеточным (зеленые, красные, бурые водоросли).

Среда жизни – вода, влажные участки на суше.

Окраску обеспечивают пигменты (красящие вещества). Часто отделы водорослей называют в зависимости от окраски тела, которую обеспечивают пигменты. Пигменты находятся в хроматофорах. Их количество от одного и больше, они разнообразны по форме. Клетки водорослей по строению напоминают клетку наземных растений.

Сверху покрыты клеточной оболочкой, богатой целлюлозой и пектиновыми веществами.

Центр клетки — ядро.

Водоросли содержат хлорофилл, содержащийся в хроматофорах различного строения — грушевидного, спиралевидного (спирогира) и т.д.

Помимо хлорофилла — зеленого пигмента, в клетках водорослей могут содержаться красные и желтые пигменты.

В хроматофоре может находиться пиреноид — тельце с запасными питательными веществами – в основном углеводами.

Есть так же вакуоли и цитоплазма


(Слайд5 )


(Слайд 5)




Строение слоевища. (Слайд6 )

Тело водорослей представлено талломом и не имеет настоящих тканей, а следовательно и органов – листьев, стебля, корней. Тело некоторых водорослей напоминает тело наземных растений, с листьями и стеблем, но на самом деле это разветвления слоевища.


(Слайд ) У водорослей, живущих на дне водоемов, тело крепится к субстрату ризоидами или пластинчатым диском.


(Слайд ) Подведём итог по пункту «Строение водорослей»


Откройте учебники и прочитайте страница56 первый абзац отвечают

К низшим растениям относят водоросли, т.к. они не имеют коней, ни стеблей, ни листьев.











Слушают, смотрят слайды презентации







Делают вывод:

Водоросли могут обитать

в воде, в почве, на снегу

на стволах деревьев и

образовывать симбиоз

с грибами



















Записывают основные органоиды клеток водорослей















































































Делают вывод:

Водоросли могут быть

одноклеточными и

многоклеточными.

В состав клетки входят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. У некоторых представителей могут присутствовать жгутики и глазок.








1 мин















15 мин


В) Систематика водорослей (Слайд 7)


Разделение водорослей на группы в основном совпадает с характером их окраски, что, в свою очередь, связано с набором пигментов, а также основано на общих особенностях строения. При таком подходе выделяется 10 групп водорослей: синезеленые, пирофитовые, золотистые, диатомовые, желто-зеленые, бурые, красные, эвгленовые, зеленые и харовые. но в школьной программе мы изучим 3 группы: зеленые, бурые, красные.


(Работа учащихся в парах «Зеленые водоросли», «Бурые водоросли», «Красные водоросли» ) На каждой парте свой кейс


Значение зеленых водорослей

в природе

для человека

1.

1.

2.

2.

3.

3.






Значение бурых водорослей

в природе

для человека

1.

1.

2.

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.


Значение красных водорослей

в природе

для человека

1.

1.

2.

2.

 

3.



— А водоросли вредные или полезные?


Г) Значение водорослей. (Слайд 11)

(Заполнение схемы «Значение водорослей»)

Источник питательных веществ, для человека и животных,

Образователи органики и кислорода в толще воды.

Для получения удобрений, БАДов,

Индикаторы состояния водоемов.

Биотопливо

Очистка водоемов.

Вызывают цветение водоемов

Среда обитания для других животных.
















Заполняют схему в рабочих оценочных листах


Работа учащихся в парах «Зеленые водоросли», «Бурые водоросли», «Красные водоросли» Заполнение таблицы по кейсам в оценочных листах


(Слайд8-10 ответы)













































полезные


5.Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.



30 сек

  1. Первичное закрепление.




В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы таким образом, чтобы получились названия водорослей. (по желанию)

Уксуф Нирамалия Арипфор




Проверка на слайде



1мин

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Домашнее задание:

    1. Обязательное: познакомиться с содержанием параграфа 14 учебника

    2. По желанию:

1. подготовить сообщения или презентации об интересных представителях водорослей. (О кровавом снеге, о водоросли – космонавте, о морской капусте, о том, почему назвали море Саргассово и другие)

2. тестовые задания, кроссворд по теме «Водоросли».




Запись в дневник

1 мин

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.


Организует рефлексию деятельности учащихся:


(Слайд15 )

Синквейн «Водоросли «

Что? Существительное

Какой? 2 прилагательных

Что делает? 3 глагола

Что автор думает Фраза из 4 слов?

Кто? Что? Синомим


Чему вы научились на уроке? Сейчас мы посмотрим ваши пожелания чему вы хотели научиться.

( Беру листочки из песочных часов и зачитываю)


Выставление оценок согласно листу самооценки (слайд16)


Спасибо за урок!


Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.


Водоросли

Многоклеточные, одноклеточные

Растут, выделяют кислород, украшают море

Самые древние растения Земли

Сокровищница витаминов



7 мин



Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Кинематика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: