Конспект урока «Генетика пола и наследование групп крови» 9 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82» г.Перми.









Конспект урока по биологии в 9 классе.

Тема: «Генетика пола и

наследование групп крови».




подготовила

учитель биологии

Лушникова Ольга Владимировна






















Пермь, 2013.


Цели: привить учащимся 9 класса знания, умения и навыки в соответствии с программой.

Задачи:

  1. рассказать детям о правилах наследования признаков, связанных с генетикой пола.

  2. научить решать генетические задачи.

  3. познакомить генетическими заболеваниями.

  4. рассмотреть наследование групп крови.

  5. познакомить учеников с некоторыми примерами живописных картин, подходящих при изучении данной темы.


Ход урока.

Организационный момент.

Вступительный рассказ учителя: В Древнем Китае образовалась и до сих пор существует направление философии: Фен-Шуй. В этом направлении философии говорится о том, что в нашем мире существует единство и борьба противоположностей.(приложение 1).

Это символ отражает в себе, что весь мир поделен на две половины. Черное и белое (приложение 2).

Плюс и минус (приложение 3).

Мужчина и женщина (приложение 4).

Что значит слово «SEX»? Оно произошло от латинского слова «Secare» — делить или разрезать. Русское слово «Пол» означает разделение на две половинки единого целого. Адам и Ева (приложение 5).

При изучении генетики пола мы должны запомнить, что женские хромосомы обозначаются знаком «Х», а мужские – «Y». Пол будущего организма определяется слиянием гамет (половых клеток, содержащих половые хромосомы): «ХХ» — рождается женский организм, сочетание «XY» — определяет рождение мужского организма.

Женская хромосома Х – по своим размерам не отличается от других хромосом и, значит, содержит в себе ряд признаков. Мужская хромосома Y – мала и содержит в себе лишь незначительное количество генов. Генетика пола заключается в изучении признаков, которые сконцентрированы в половых хромосомах.

Действия учеников: учащиеся записывают за учителем основные элементы с доски.

Учитель объясняет детям правила оформления генетических задач и систему их решения.

Действия учеников: учащиеся решают на доске и параллельно в тетради несколько задач предложенных учителем, например:

Ген близорукости доминантен и сцеплен с полом. Определите процентную вероятность рождения близорукого ребенка в браке между здоровой женщиной и близоруким мужчиной.


Учитель знакомит учеников с дальтонизмом и гемофилией:

Дальтонизм – одно из распространенных заболеваний связанных с половыми хромосомами, так как ген дальтонизма находится в Х-хромосоме. (приложение 6).

Y-хромосома подобного гена в себе не несет, по этой причине данным заболеванием страдают в основном мужчины. Заболевание связанно с цветовым зрением, у больного человека отсутствует восприятие зеленого и красного цветов.

Известны случаи приобретенного дальтонизма. Это заболевание, которое развивается только на глазу, где поражена сетчатка или зрительный нерв. Этому виду дальтонизма свойственно прогрессирующее ухудшение и трудности в различении синего и жёлтого цветов. Известно, что И. Е. Репин, будучи в преклонном возрасте, пытался исправить свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Однако, окружающие обнаружили, что из-за нарушения цветового зрения, Репин сильно исказил цветовую гамму собственной картины, и работу пришлось прервать. (приложение 7).

Действие учеников: решают задачи на наследование дальтонизма.


Гемофилия — наследственное заболевание, связанное с нарушением коагуляции (процесс свёртывания крови); при этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства. Обычно болезнью страдают мужчины (наследование, сцепленное с полом), женщины же выступают как носительницы гемофилии, которые сами ей обычно не болеют, но могут родить больных сыновей или дочерей-носительниц.

Самой известной носительницей гемофилии в истории была королева Виктория (приложение 8).

По-видимому, эта мутация произошла в её генотипе de novo, поскольку в семьях её родителей гемофилики не зарегистрированы. Теоретически, это могло бы произойти и в том случае, если бы отцом Виктории являлся в действительности не Эдуард Август, герцог Кентский, а какой-либо другой мужчина (больной гемофилией), однако никаких исторических свидетельств в пользу этого не существует. Гемофилией страдал один из сыновей Виктории (Леопольд, герцог Олбани), а также ряд внуков и правнуков (родившихся от дочерей или внучек), включая российского цесаревича Алексея Николаевича (приложение 9).


Во второй половине занятия хотелось бы поговорить о наследовании групп крови.

В популяции человека в настоящее время выделяют 4 группы крови:

  1. группа – ОО;

  2. группа – АО или АА;

  3. группа – ВО или ВВ;

  4. группа – АВ.

В современном обществе стало интересно и модно говорить происхождении групп крови и разделении образа жизни и типа питания в зависимости от вашей группы крови.

1группа крови – «Охотники» (приложение 10), самая древняя группа, самая первая, появившаяся в глубинах Центральной Африки вместе с зарождением первых людей.

В настоящее время люди с первой группой крови встречаются в основном в Западной и Центральной Европе. Для таких людей желательно употреблять в пищу свежее мясо, овощи и фрукты.

2 группа крови – «Земледельцы» (приложение 11), группа не менее древняя, чем первая, зародилась при первых миграциях древнего человека в Северной и Восточной Африке.

Для людей со второй группой крови предпочтительнее питание состоящее в основном из продуктов растительного происхождения, большого количества овощей и фруктов.

3 группа крови – «Кочевники» (приложение 12),группа которая зародилась около 15000 лет до н.э. в Восточной Африке и предгорьях Гималаев. В настоящее время люди с этой группой крови проживают в основном в Восточной Европе и Азии.

Для людей с 3 группой крови желательно употребление в пищу молочных и кисломолочных продуктов питания.

4 группа крови – «Смешанная» (приложение 13),самая молодая, самая редкая, самая загадочная группа крови в популяции человека. Существует легенда, что у Иисуса Христа была 4 группа крови.

Для людей с этой группой крови практически нет ограничений в продуктах питания.

Признак, отвечающий за определение групп крови в человеческом организме, сконцентрирован не в 2 хромосомах, а в 3. Комбинации сочетания трех хромосом определяют формирование групп крови.


Учитель прорешивает задачи на наследование групп крови вместе с учениками.

Задача: определите возможные группы крови у детей в семье, где у матери 3 группа, а у отца – 4 группа.


В конце занятия проводится проверочный тест.


На основании проведенного теста выставляются оценки за работу на уроке.

Список использованной литературы


1. Учебник: «Общая биология» учебник для 10 — 11 классов. Под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. Изд: М. «Просвещение», 2002.

2. Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Общая биология» учебник для 10 — 11 классов. Изд: М. «Дрофа», 2006.

3. Учебник: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сонин «Общая биология» 10 – 11 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений. Изд: М. «Дрофа», 2001.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. https://sportswiki.ru/ — питание по группам крови.

  3. http://www.liveinternet.ru/tags/%DF%ED/

  4. http://allomone.ru.com/?c=resu

  5. https://viberiwebinar.ru/vebina…

  6. http://www.libart.com/imgpainting/0/5/40250-adamandevetizianovecellio.jpg

  7. http://img.rufox.ru/files/big2/487661.jpg

  8. http://allart.biz/up/photos/album/WXYZ/Franz_Xavier_Winterhalter/franz_xavier_winterhalter_27_queen_victoria.jpg

  9. http://imgfotki.yandex.ru/get/24/more7007.0/0_f459_5ccdc0_XL.jpg

  10. http://gloss.ua/file/12/08/22/unh1y.jpg

  11. http://www.artinfo.ru/bank/big/i9320901.jpg

  12. http://s58.radikal.ru/i160/1103/67/74c49a2af4a8.jpg

  13. http://palomniki.su/assets/images/palom/2010/02/25-paris/01.jpg

Приложения.















Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Хрящевые рыбы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: