Конспект урока на тему «Где обитают живые организмы»


Урок 5.

Глава II. ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

Тема: Где обитают живые организмы

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с основными оболочками Земли.

  2. Ознакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе.

  3. Научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

Оборудование: рисунки животных, плакат «Где обитают живые организмы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


– Давайте с вами вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)

Могу ли я утверждать, что все живые организмы обитают на поверхности Земли?

Дети высказывают свои мнения. Возможно, будут предположения, что живые организмы обитают повсюду. Например, высоко в небе можно встретить и птиц, и насекомых, и даже семена растений. А крот живёт под землей.

Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)

Давайте составим план урока.

План (примерный) 3

  1. Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.



ΙΙ. Совместное открытие знаний.


Работа в учебнике.

А вы сами как думаете? Посмотрите на наши иллюстрации.

Видят изображения рыбы, бегемота, ласточки, крота, комара и др. животных.

Давайте определим для каждого животного среду его обитания. (Я думаю, что рыба живёт в воде.)

Кто знает, как по-научному называется водная оболочка Земли? (Гидросфера.)

Верно.

Каких ещё животных можно отнести к гидросфере? (Тритон.)

А куда нам поместить бегемота? (Бегемоту нужны вода и земля. Его надо поместить между двух сред.)

Может быть, кто-то знает, как по-научному называется каменная оболочка Земли?

Она называется литосфера.

Кого ещё можно поместить в литосферу? (Червяка, крота.)

А куда нам отнести остальных животных?

По-научному воздушная оболочка Земли называется…

Верно.

А куда мы поместим комара? (На границе всех сред. Комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается кровью животных на земле.)

Итак, вы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы:

1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;

2) на пересечении двух сред;

3) на пересечении трёх сред.

Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы можем это сделать?

Как разумнее поступить именно сейчас?

Работать будем в группе. Каждая группа получит текст об одном из животных, изображённых на наших иллюстрациях. Найдите в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы.

Работают в группах.

Расскажите о своём исследовании классу. Заслушаем первую группу.

Мы прочитали текст о бегемоте. Мы узнали, что бегемоты могут не только плавать, но и бродить по дну. Ещё они в воде размножаются. Дышат бегемоты воздухом. А выходят на сушу, чтобы поесть и позагорать. Мы сделали вывод, что для жизни бегемоту нужна и земля, и вода, и воздух.

Скрещивают круги. Помещают в центр бегемота.

Посмотрите на оболочки Земли. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания?

Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)

Аналогично проводится работа с остальными группами.

Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Работа в учебнике.

Ответьте на вопросы на с. 25.

Выполни любые два задания из рабочей тетради.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 5. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из предложенных учителем.


V. Итог урока.

Где особенно много встречается живых организмов? Где образуется биосфера?

Что нового узнали?

Где пригодятся знания?


© ООО «Баласс», 2013

Свежие документы:  Конспект урока биологии «Происхождение Млекопитающих»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: