Конспект урока на тему «Живые участники круговорота веществ»


Тема: Повторение по теме «Живые участники круговорота веществ».

Цели урока: закрепить знаний учащихся по теме “Живые участники круговорота веществ”; активизация познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к изучению предмета “Окружающий мир”; воспитание экологической культуры учащихся.

Оборудование: Иллюстрации с организмами разных “профессий”, рабочие тетради по “Окружающему миру”, учебник .

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Ребята, какие оболочки нашей планеты вы знаете?

  • Расположите названия оболочек .

  • Помести живые организмы рядом с той оболочкой, в которой они обитают.

  • Как называется оболочка Земли, ко объединяет эти оболочки?

  • Что такое биосфера?

  • Кто поддерживает порядок в биосфере?

III. Закрепление темы «Живые участники круговорота веществ».

  • Давайте вспомним, какие роли играют живые организмы в экосистемах.

(Кормильцы, едоки, мусорщики)

  • Роль “кормильцев” (а правильно мы теперь будем их называть – производители), играют растения.

Почему растения называют производителями ?

Что необходимо для роста растений?

Какие части растений вы знаете?

  • ТАК КАК ЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВАЯ ГРУППА В ЭКОСИСТЕМЕ?

  • А теперь поговорим о “едоках” (а правильно мы теперь будем их называть – потребители).

Как вы думаете, почему они получили название – потребители?

— Кого мы можем отнести к потребителям?

А мы кем являемся?

  • Но у нас есть ещё одна группа организмов. Как мы их называли? Правильно “мусорщики” (а правильно мы теперь будем их называть –разрушители).

Они не создают органические вещества. А питаются умершими организмами. – Какие организмы мы можем отнести к этой группе?

— У нас получился вот так круговорот веществ .

Я хочу рассказать вам сказку.

Жил-был мальчик Ваня. Летом он гостил у бабушки в деревне. Утром бабушка ушла на работу, а на столе оставила на завтрак бутерброд с маслом, чай с молоком, варенье. Мальчик проснулся и решил погулять перед завтраком.

Во дворе рос пышный куст. Ваня взял палку и стал ей бить куст. Вдруг: куст заговорил:

— Зачем ты меня бьёшь?

— Просто так, — ответил Ваня.

— А разве ты не знаешь, что погубив меня, ты навредишь себе?

— Так не бывает!

Ваня не послушался и продолжил своё занятие. Вскоре от куста остались голые палки.

Уставший мальчик решил позавтракать. Но на его глазах с тарелки пропал со стола бутерброд, исчезло варенье. Вместо чая с сахаром и молоком в кружке оказалась простая вода. Ваня не мог понять, что происходит.

— А Вы, ребята, можете помочь Ване?

— Объясните, как куст наказал мальчика.

— О чем должен задуматься мальчик?

Ответы на вопросы на карточках( работа в парах).

    1. Что произойдет, если исчезнут растения?

    2. Что произойдет , если исчезнут животные?

    3. Что произойдет , если исчезнут мусорщики?



Я загадаю вам загадки, а вы, отгадывая их, будете говорить какую “профессию” они выполняют в природе.

1. В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (подсолнух) – производитель

2. Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы . (гриб) – разрушитель

3. Лесники её котят
Взять домой не захотят
Ей не скажешь “Кошка брысь!”
Потому что это …(рысь) – потребитель

4. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик) – производитель

5. В воде она живёт
Нет клюва, а клюёт. (рыба) – потребитель

— А теперь немного поиграем. Распределите эти организмы по профессиям.

Деревья, звери, травы, птицы, насекомые, грибы, кустарники, дождевые черви, микробы.

IX. Подведение итога урока.

— Чтобы вы посоветовали Ване и всем людям?

Домашнее задание. Ответить на вопросы, стр. 62-63 в рабочей тетради.

Свежие документы:  Информация и информационные процессы 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: