Мой дом, мой мир, моя планета

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 8 городского округа Октябрьск Самарской области












 Программа внеурочной деятельности

                        «Мой дом, мой мир, моя планета»

социального направления

68 часов (2 часа в неделю)

Программу разработала

учитель биологии

высшей категории

Осипова Н.В.


Октябрьск,

2013

Содержание

1.     Пояснительная записка                                                                    3 стр.

2.     Тематическое планирование                                                            5 стр.

3.     Содержание программы                                                                   5 стр.

4.     Учебно-тематическое планирование                                               8 стр.

5.     Дидактическое сопровождение:                                                      11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Общее экологическое образование, базирующееся на ценностях устойчивого (сбалансированного, гармоничного) развития природы отражены в концепции Федеральных государственных стандартах общего образования нового поколения (ФГОС).

Основной задачей, стоящей перед учителями биологии, является формирование у обучающихся экологической грамотности как условие становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни.

Решение этой задачи не может вписаться в рамки предмета Биологии в 5 классе.

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строится на продуманном сочетании учебных занятий , исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Программа для творческого объединения «Мой дом, мой мир, моя планета» рассчитана на   поэтапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы детей во внеурочное время.

              Внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации творческого потенциала детей, развития их индивидуальности.   Занятие внеурочной деятельности проводятся в 5- х классах, рассчитаны на 2 часа в неделю, всего — 68 часов.


Цель  программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся через социальную значимую деятельность в микрорайоне.


Задачи:

1.     Сформировать экологические понятия.

2.     Развивать умения ухода за растениями.

3.     Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

4.     Сформировать навыки поиска, обработки и представления информации.

5.     Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине

6.     Сформировать умение критически мыслить.

 

Занятие внеурочной деятельности проводятся в 5 классе, рассчитаны на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: биология, технология, география, ИЗО, литература, информатика.

         Принципы реализации программы:

1.     Научность.

2.     Доступность.

3.     Целесообразность.

4. Наглядность.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся смогут:

раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура, среда обитания;

обеспечивать  уход за растениями в учебном кабинете;

прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

смоделировать экологическую ситуацию;

приводить примеры негативных факторов окружающей среды;

аргументировать позицию в отношении поступков других людей к окружающей среде;

взаимодействовать в группах;

находить необходимую информацию на различных носителях;

демонстрировать результаты своей работы;

соблюдать правила поведения в природой среде.

      

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

 









Содержание программы

1.  Экология. Из истории развития науки.  (4 ч.)

Общие представления о развитии науки экология. Методы исследования. Экологическая ситуация современности. Выявление основных проблем, стоящих перед человечеством

2. Становление экологических традиций. (8 ч.)

Экологические традиции народов России. Экологическая культура разных народов.

Экологическая культура жителей Самарской области. Использование традиций прошлого в современном мире.

                   3. Дом, в котором я живу. (14 ч.)

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать.

Что должен  уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы.

Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые

строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.

Наблюдения:  посещение городского краеведческого музея.

Практические работы:   « Наблюдение за расходом воды в школе и дома».

4.  Человек — в условиях городской среды. (20 ч.)

Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема, недостаток питьевой воды, соответствующей

гигиеническим нормам.

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

Переработка бытовых отходов.

Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

Наблюдения: соблюдение порядка вокруг жилых домов. Участие дворовых коллективов в конкурсе «ЛУЧШИЙ ДВОР»    

Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

 


                        5. Трудовой десант (10 ч.)

Изучение жизни комнатных растений и способов ухода за ними.

Поливка и пересаживание растений в классных комнатах и на   пришкольном участке. Оформление табличек с указанием вида растения, его возраста и особенностей произрастания.

 

6. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас (12 ч.)

Написание свода правил поведения человека  в лесу, на берегу реки Волга, в парке, в жилом микрорайоне. Выступление агитбригад на родительском собрании. Изучение правил поведения человека во время пожара в лесу.  

Практическая работа: Конкурс на лучший сценарий выступления агитбригад.

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Всего часов

Часы

УУД

Формы занятий

Формы контроля

Аудитор

ных

Внеауди

торных

1.    Экология. Из истории развития науки  (4 ч.)

 

1-2.

Вводное занятие.

Развитие экологии как науки.

 

 

 

 

2

2

 

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 

Собеседо-

вание

3-4

Экологические проблемы современности.

 

 

 

2

 

 

2

 

 

Виртуальная экскурсия

 

2.     Становление экологических традиций. (8 ч.)

 

5-6

Экологическая культура. Определение понятия

 

2

2

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

,Личностные УУД формирование основ гражданской позиции личности

Журнал

Анализ

7-8

Значение ликвидации экологической безграмотности

 

2

2

Встреча

Собеседо-

вание

9-10

Основы краеведения

 

2

 

2

Экскурсия

Собеседо-

вание

11-12

Проблемы современности

2

Диспут

Анализ

3.    Дом, в котором я живу. (14 ч.)

13-14

Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных,

планета —  дом всего человечества.

2

2

 

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

 

Беседа

Собеседо-

вание

15-16

Что должен  уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

2

 

2

Агитбригада

 

17-18

Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление

одежды и жилищ.

2

Демон-

страция

 

 19-20

Элементарные представления об экологии жилища.

2

 

2

Экскурсия

 

21-22

Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией?

2

 

2

Круглый стол

Собеседо-

вание

23-24

Как научиться экономить энергию?

2

 

2

Акция

Творческий отчёт

25-26

Наблюдение за расходом воды в школе и дома.

2

 

2

Беседа

Анализ

 

4.    Человек — в условиях городской среды. (20 ч.)

 

27-28

Глобальные экологические проблемы:

2

2

 

Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные    УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

 

Беседа

Собеседо-

вание

29-30

Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).

2

 

2

Трудовой десант

Творческий отчёт

31-32

Как разлагается мусор?

2

 

2

Круглый

стол

Анализ

33-34

Переработка и повторное использование бытовых отходов.

2

Беседа, проект

Собеседо-

вание

35-36

Новинки из мусорной корзинки.

2

Коллективно-

творческое дело

Творческий отчёт

37-38

Охраняемые природные территории и объекты:

2

Беседа

Собеседо-

вание

39-40

Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:

2

Круглый

 стол

Собеседо-

вание

41-42

Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

2

Агитбригада

 

43-44

Мусорный бум.

 

2

 

2

Акция

Творческий отчёт

45-46

 Правила утилизации бытовых отходов

2

Игра

 

5.     Трудовой десант.  (10 ч.)

47-48

Роль комнатных растений в жизни человека.

2

2

 

Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа

Собеседо-

вание

49-50

Мои зелёные друзья.

2

 2

 

Проект

Творческий отчёт

51-52

Уход за комнатными растениями.

2

 

2

Беседа

Собеседо-

вание

53-54

Озеленение классных комнат.

2

Проект

 

55-56

Цветочная мелодия. Городские цветы.

2

2

Праздник

 

6.    Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас.( 12 ч.)

57-58

Правила поведения в лесу,

2

Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Круглый

 стол

Анкетиро

вание

59-60

Правила поведения на берегу реки.

 

2

 2

Встреча

Собеседо

вание

61-62

Экологическая сказка «Грустная история».

 

2

 

2

Игра

 

63-64

Берегите природу родного края!

 

2

Наказ

 

65-66

Пожары и человек.

2

 2

Встреча

Собеседо-

вание

67-68

 Дом, в котором мы живем.

2

 

2

Праздник,

конкурс  

 











Дидактическое сопровождение:

1. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 2005.

2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение,2007.

4. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном

искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 2009.

5. Самкова  В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5,

 

Интернет-ресурсы

1. https://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. https://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. https://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. https://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. https://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического

музея МГУ.

6. https://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

Свежие документы:  Тест по биологии для 6 класса «Размножение организмов»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: