Открытый урок для 8 класса «Значение дыхания. Органы дыхания»


1

Открытый урок по биологии 8 класс


«Значение дыхания. Органы дыхания»


Цели: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.

Развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов.

Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; выполнять несложные практические задания.


Задачи урока:


Познавательные:


  • дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;

  • установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;

  • развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.


Развивающие:


  • развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

  • Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора.

  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.


Воспитательные:


  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

  • провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).


Технологии:


— здоровьесберегающая технология;

— проблемного обучения;

— самостоятельная работа;

— ИКТ – технологии (сопровождение урока презентацией, слайдами диска «ОК»)


Методы:


  • Объяснительно – иллюстративный;

  • Проблемный, частично – поисковый;

  • Самостоятельная работа.


Средства:


Предметные: презентации «Кто как дышит?»; « Эмоциональный фон к уроку», «Дыхательная система». Диск «ОК»; учебные таблицы; влажный материал « Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань».

Практические: выполнение заданий «Наблюдение», самостоятельной работы.

Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.

Эмоциональные: интерес.


Формы:

Индивидуальная.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, учебные таблицы, Диск «ОК», влажный материал «Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань». Портрет Гиппократа.


Тип урока: изучение нового материала


ХОД УРОКА:


1.Организационный момент:


Приветствие, фиксация отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания школьников.


Презентация учащихся.


Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идём по тропинке мимо стройных сосен и величавых елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчёлы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.


2.Изучение нового материала


СЛАЙД №1 — о «Дыхательной системе»


СЛАЙД №2 – Цель урока


Эпиграф к уроку: «ПОКА ДЫШУ – НАДЕЮСЬ» — римский поэт Овидий.



Решение биологических задач:


  1. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Почему?

(Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти).

  1. Используя знания, полученные при изучении курса «Зоологии», давайте вспомним и расскажем, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?


Презентация учащихся с комментариями.


(* беспозвоночные ( губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;

* у большинства насекомых появляется дыхательная система – трахейная;

* рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;

* с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:

Земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение;

* лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.


  1. Проблемный вопрос:


Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?


Беседа:


Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.

Вопрос: Вспомните, откуда добывают энергию растения?

(Растения используют Е солнечного света.)

Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?

(Она используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды).

Вопрос: А откуда получают энергию животные?

(Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей.


Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.

Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.

Различают несколько видов окисления:

  1. Быстрое окисление – горение.

  2. Медленное окисление.

  3. Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.


Во всех этих процессах окисления участвует кислород и входе процесса выделяется тепловая энергия.

Вопрос: много ли кислорода в нашем организме? Давайте решим небольшую задачку.


Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме. (Учащиеся дают свои ответы).


Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления.


Вопрос: Откуда животные и человек берут кислород? (из воздуха; воды).


Учитель. Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.


СЛАЙД №3- о сущности дыхания


ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.


Поступление кислорода происходит через органы дыхания


Слайд № 5 – о видах дыхания


Дыхание бывает:

* легочное (вдох и выдох)

* тканевое (клеточное дыхание)


ПОКАЗ ДИСКА – ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ



СЛАЙД № 6- О значении дыхания


Значение дыхания:

  1. Обеспечение организма кислородом

2) Удаление углекислого газа

3)Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности

4)Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и др.)


Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена или дыхательная часть.


СЛАЙД №7- дыхательная система.

СЛАЙД №9- верхние дыхательные пути

ДИСК ОК- носовая полость


Проблемный вопрос:


«Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» — так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)


— А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у предков – человекообразных обезьян, его не было! (записан на доске)


При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой. Лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.


СЛАЙД № 10 – Гигиена носового дыхания.


  1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании в лёгкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

  2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции


СЛАЙД № 11

Наблюдения

«Проверь проходимость воздуха через носовые ходы»


Закроем один носовой ход, а к другому поднесём кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.

Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


СЛАЙД № 12 — гортань и МОДЕЛЬ


ДИСК «ОК» — гортань


Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.

Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.

Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.

Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.


СЛАЙД № 13. Наблюдение


1.Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.


Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательные движения. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.

Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.


2.Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.


Сделать ещё одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.


СЛАЙД № 14. –Образование звука


Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.

Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.

Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.


ЗАДАНИЕ В РТ №83: На рисунках изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто молчит, кто поёт. (Ученики дают ответы).

У мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин -18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.


Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (Ответ: при выдохе).


СЛАЙД № 15 – Фонограмма слова мама, на которой чётко видно слово МАМА, на которой чётко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.


СЛАЙД № 16. Гигиена голосового аппарата


Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь вызывают негативное влияние на голосовой аппарат.


СЛАЙД № 17 – Трахея и бронхи.


ДИСК «ОК».


Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких.


В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.


Носовая полость – глотка – гортань образуют верхние дыхательные пути


Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.


ВЫВОД ПОУРОКУ (Делают учащиеся)


  1. Закрепление изученного материала.


СЛАЙД № 26. Проверь себя.

По предложенным рисункам задаются вопросы классу.


  1. Домашнее задание: 23. РТ №


Творческие задания:


  1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.

  2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «День Земли»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: