Проект для 8 класса «Пищевые добавки в рационе старшеклассников»




Научно-практическая конференция « Человек и природа»

Номинация «Экология питания»





Тема работы:

«Пищевые добавки в рационе старшеклассников»







Выполнила:

Котенева Анна

8 класс

Руководитель:

Полякова Евгения Николаевна

Учитель географии и биологии













ВВЕДЕНИЕ

Правильное питание — залог здоровья, силы и красоты человека. Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора для человеческого существования. Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма. Есть люди, которые считают, что чем дороже, тем качественнее питание. Особенно важно правильное питание для формирования организма школьников. Чтобы ребенок рос здоровым и жизнерадостным, он должен разнообразно и полноценно питаться. Сейчас идет активная пропаганда детских продуктов. Но все ли продукты на самом деле полезны и нужны школьнику? В средствах массовой информации постоянно рекламируются чипсы, сухарики, шоколадные батончики и др. Дети — как губки, впитывают информацию, у них появляется желание попробовать все новые и новые выпускаемые товары. Люди создали мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять все то, что человек вырастил сам или взял у природы. А именно, консервировать, рафинировать, замораживать, коптить, вялить, жарить, стерилизовать, пастеризовать, сушить, разрыхлять, превращать в желе и студни, ароматизировать, подкрашивать, насыщать углекислым газом, смешивать в невероятных сочетаниях, каких никогда не встретишь в естественных условиях. (см. приложение 1) За последние десятилетия качество пищи изменилось настолько быстро, что простой человек, не связанный с наукой, плохо представляет, чем ему это может грозить. Полезных искусственных пищевых добавок не может быть в принципе. Многие люди сегодня боятся лишних калорий в своём рационе, боятся загрязнения пищи и воды вредными веществами, радиоактивными элементами; боятся овощей и фруктов, выращенных на удобрениях. Но в, то, же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества. Производители убеждают нас в том, что искусственные добавки третьего поколения безвредны. То же самое они говорили о пищевых добавках первого и второго поколений, многие из которых сейчас признаны не просто вредными, а опасными для здоровья, и их производство запрещено в цивилизованных странах. Можно быть уверенным, что через некоторое время это произойдёт и с пищевыми добавками третьего поколения.

Как же в такой ситуации обезопасить школьников? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Каким продуктам питания отдавать предпочтение, а о каких забыть навсегда?

Объект исследования – вредные пищевые добавки.

Предмет: вредные пищевые добавки, как компонент продуктов питания школьников.

Цель моей работы: исследовать продукты питания школьников на наличие в них опасных пищевых добавок.

В соответствии с целью я поставила следующие задачи:

1) На основе анализа специализированной литературы установить, какие пищевые добавки являются вредными, и выявить их опасное воздействие на организм;

2) Собрать материал о наличии пищевых добавок в продуктах питания школьников 8-х классов;

3) Исследовать и классифицировать продукты питания на наличие в них опасных пищевых добавок;

4) Сделать выводы о продуктах питания, употребляющих школьниками;

Гипотеза: пища настоящего влияет на здоровье будущего.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней определяются понятие пищевых добавок и их роль в производстве продуктов питания.

Практическая значимость определяется возможностью применения результатов исследования при составлении рационального меню школьников; на уроках, посвященных здоровому образу жизни, на классных часах и родительских собраниях, мною был издан буклет.

В работе использовались следующие методы: анализ теоретической литературы, анкетирование, сбор информации методом контент-анализа, классификация, идентификация.

ГЛАВА 1 ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

1.1. Роль пищевых добавок

Пищевые добавки — это разрешенные Министерством здравоохранения Российской Федерации химические вещества и природные соединения, сами по себе обычно не употребляемые как пищевой продукт, или обычный компонент пищи, но преднамеренно добавляемые в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортировки с целью получения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида или намеренного изменения свойств. Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы. Например, разрыхлители освобождают газ и увеличивают объем теста, стабилизаторы позволяют сохранять однородность смеси несмешиваемых веществ, загустители повышают вязкость продуктов, уплотнители сохраняют плотность тканей овощей и фруктов. Также есть вещества, которые препятствуют слеживанию и комкованию, снижают тенденцию частиц пищевого продукта прилипать друг к другу: пеногасители предупреждают или снижают образование пены; эмульгаторы образуют или поддерживают однородную смесь несмешиваемых фаз, таких, как масло и вода; желеобразователи текстурируют пищу путем образования геля; влагоудерживающие агенты предохраняют пищу от высыхания; регуляторы кислотности изменяют и регулируют кислотный или щелочной состав пищи; консерванты повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной микроорганизмами; антиокислители повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной окислением. Существует также очень много различных красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса и запаха, подсластителей.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по теме: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ В ЛЕГЕНДАХ»

Разрешение для использования пищевых добавок дается по результатам медико-биологических, физико-химических и других исследований. Созданы специальные программы, учитывающие всевозможные показатели развития, гистологии органов, функции генеративной системы, определяющие мутагенное, канцерогенное, тератогенное действие, метаболические процессы, ферменты крови, тканей и т.д. (5) В разных странах в производстве продуктов питания используют около 500 пищевых добавок, не считая некоторых разновидностей, комбинированных добавок, отдельных душистых веществ и ароматизаторов.

1.2. Индексы пищевых добавок.

 В составе многих продуктов есть обозначения Е100, Е600 и т.п. Это обозначения пищевых добавок. Полезно знать, о каких добавках сигнализируют нам эти обозначения.
Е100 — Е182 — красители;
Е200 и далее – консерванты

ЕЗОО и далее — антиокислители (предохраняют продукты от порчи);
Е400 и далее — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию);
Е500 и далее — эмульгаторы (поддерживают определенную структуру);
Е600 и далее — усилители вкуса и аромата;
Е700 — Е800 — запасные индексы;
Е900 и далее — антифламинги, противопенные вещества (понижают образование пены, например, у соков);
Е1000 и далее — газирующие агенты, подсластители, крахмалы. (6)

Каждая страна мира имеет свои стандарты по содержанию пищевых добавок в продуктах питания, особенно таких, которые могут нанести вред здоровью человека. Многие нормы применения пищевых добавок в России ниже их аналогов в зарубежных странах, поэтому необходимо обладать информацией о том, что отдельные пищевые добавки в импортных продуктах питания могут вызвать желудочно-кишечные расстройства, аллергию; некоторые являются канцерогенами. (3)

Пищевые добавки, запрещенные к использованию на территории России:
Е121 — краситель цитрусовый
Е123 — красный краситель амарант;
Е240 — консервант формальдегид;
Е246 — улучшитель муки и хлеба;

Анализ теоретических источников показал, что производители используют пищевые добавки для увеличения срока годности и улучшения внешнего вида продукта. Пищевые добавки делятся на запрещенные, вредные и допустимые. (см. приложение 2,3,4) 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Исследование наличия пищевых добавок в продуктах школьников состояло из двух блоков:

Блок 1: анкетирование учащихся с целью выявления употребления школьниками продуктов питания, заменяющих второй завтрак.

Блок 2: сбор материала о наличии пищевых добавок в продуктах питания.

Блок 3: классификация пищевых добавок

2.1. Анкетирование учащихся с целью выявления употребления школьниками продуктов питания, заменяющих второй завтрак.

Среди учащихся « было проведено анкетирование, направленное на определение продуктов питания, наиболее часто употребляемых школьниками в перерывах вместо второго завтрака. В исследовании приняли участие 30 учащихся 8-9-х классов « ».

Результаты анкетирования показали, что ребята чаще всего употребляют следующие продукты:

суфле Бонжур — (Е476, Е270, Е472е, Е322, Е503, Е420, Е440, Е330, Е331) – 18% опрошенных;

газированный напиток PEPSI (Е952, Е150, Е950, Е951, Е338, Е330, Е211) – 8% опрошенных;

шоколад KIT KAT – (Е476, сульфат кальция, ароматизатор) 15% опрошенных;

шоколадные конфетки M&D – (Е171, Е102, Е104, Е133, Е129, Е110, Е124, Е122) 11% опрошенных;

— шоколадный батончик Сникерс (ароматизатор) – 3% опрошенных;

газированный напиток Кока кола (состав — коммерческая тайна,Е120 — краситель кармин – экстракт из самок насекомых вида кошенильских червецов) – 5% опрошенных;

конфета Фант (ароматизатор) – 20% опрошенных;

— конфета Фарс (пищевая добавка палегаард) – 10% опрошенных;

драже Минте (Е129, Е171) – 15% опрошенных;

— жевательные резинки (Е420, Е965. Е422, Е414, Е421, Е965, Е951, Е950, Е171, Е903, Е320, исскуственные ароматизаторы) – 9% опрошенных.

В результате изучения специализированной литературы и результатов анкетирования учащихся, я предполагаю, что в продуктах питания школьников содержатся вредные пищевые добавки. Это и стало гипотезой нашего исследования. Этикетки от жевательных резинок, конфет, шоколада, напитков, драже и т.п. собирались, классифицировались по наличию различных пищевых добавок в них. Исследовались продукты питания как отечественного, так и импортного производства.

Свежие документы:  Конспект урока по биологии для 11 класса на тему "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

2.2. Исследование и классификация продуктов питания на наличие в них опасных пищевых добавок.

Из таблицы (см. приложение 1) видно, что в различных продуктах питания используются пищевые добавки, необходимые для придания продуктам привлекательного цвета, обеспечивающие длительное хранение, замедляющие процессы брожения и окисления.

В напитках очень высокое содержание красителей, которые являются опасными пищевыми добавками. Кроме того, напитки содержат большое количество консервантов и веществ, замедляющих окисление (порчу продукта). Букет этих пищевых добавок оказывает отрицательное влияние на организм человека при больших количествах употребляемых напитков, так как они угнетают желудочно-кишечный тракт и являются канцерогенами. Кроме того, некоторые из пищевых добавок до конца не изучены.

В исследуемом шоколаде содержание пищевых добавок минимально. Используется только антиокислитель, вызывающий угнетение желудочно-кишечного тракта. Необходимо ограничить потребление шоколада в разумных пределах.

Суфле содержит большое разнообразие пищевых добавок, красителей, являющихся опасными. Кроме этого, в ней высоко содержание консервантов и антиокислителей. Воздействие на организм от желудочно-кишечных расстройств до накопления канцерогенов. Суфле из-за высокого содержания пищевых добавок очень вредно для организма человека.

Жевательная резинка содержит большое количество пищевых добавок в качестве красителей и консервантов. Эти пищевые добавки являются опасными, канцерогенными, угнетающими желудочно-кишечный тракт и повышающими содержание холестерина в крови.

Конфеты содержат не очень большое количество вредных пищевых добавок. Но все равно отмечается присутствие красителей, являющихся опасными пищевыми добавками.

2.3. Сбор материала о наличии пищевых добавок в продуктах питания.

Для проверки нашей гипотезы мы в течение трех месяцев собирали этикетки различных продуктов питания. Предпочтение отдавалось тем продуктам, которые учащиеся покупают в школьном буфете и за пределами школы.

В таблице 1 показано вредное влияние пищевых добавок в продуктах питания на организм человека.  

Таб.1 Характеристика отдельных индексов добавок.(2)

Индекс

Характеристика

Индекс

Характеристика

Е102

Опасен

Е 150.151

Сомнителен

Е103

Запрещен

Е152

Запрещен

Е104

Сомнителен

Е 161, 173,180

Сомнительны

Е106

Запрещен

Е 181

Запрещен

Е110

Опасен

Е 210-217

Канцерогены

Е111

Запрещен

Е220

Разрушают витамины группы В

Е120

Опасен

Е 221-226

Нарушают пищеварение

Е121

Запрещен

Е 230,231,233

Наносят вред коже

Е122

Опасен

Е 239

Канцероген

Е123

Очень опасен

Е 240,241

Сомнительны

Е124

Опасен

Е 250,251

Противопоказаны при гипертонии

Е125, 126

Запрещены

Е 312,331

Вызывают сыпь

Е127

Опасен

Е 320.321

Содержат много холестерина

Е130

Запрещен

Е 330

Канцероген

Е131

Канцероген

Е 338,340,341

Нарушают пищеварение

Е141

Сомнителен

Е 407,450,451

Нарушают пищеварение

Е142

Канцероген

Е 462,463,465,477

Нарушают пищеварение

Вывод: продукты, содержащие вредные пищевые добавки, выбрало 28% учащихся. Из них:

— продукты, содержащие канцерогены E-211, E-330, выбрало 20% учащихся.

— продукты, содержащие пищевые добавки, угнетающие желудочно-кишечный E-338 -тракт выбрало 1% учащихся.

— продукты, повышающие холестерин E-332 выбрало 19% учащихся.

— продукты, вызывающие сыпь на коже Е331 выбрало 18% учащихся.

— опасные продукты Е102, Е110, Е122, Е124 выбрали 11% учащихся.

— сомнительные продукты Е104 выбрали 11% учащихся.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. 

































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение литературы показало, что использование пищевых добавок необходимо для изготовления продуктов питания. Однако для того, чтобы увеличить срок хранения и улучшить внешний вид производители, зачастую употребляют вредные и иногда запрещенные пищевые добавки.

Выводы, сделанные в конце теоретической части, и проведенное анкетирование дали нам возможность предположить, что часто школьники употребляют продукты, содержащие вредные пищевые добавки.

Для подтверждения (опровержения) гипотезы мною были собраны и исследованы этикетки различных продуктов питания. Практически в каждом из рассмотренных продуктов были обнаружены пищевые добавки, которые влияют на состояние здоровья человека (см. приложение 2,3). Мы выявили, что 28% учеников 8-9-х классов употребляют в пищу продукты, содержащие вредные добавки, что подтвердило нашу гипотезу.

Для того чтобы не подвергать свое здоровье опасности, желательно в пищу принимать продукты питания с минимальным содержанием пищевых добавок. При приобретении продуктов питания в магазинах необходимо знать, какие пищевые добавки являются вредными для организма человека, и стараться не покупать те продукты, на этикетках которых указаны эти добавки. Из проверенных продуктов самыми безопасными оказались шоколад и конфеты шоколадные.

Свежие документы:  Урок для 8 класса по теме: "Кожа – наружный покровный орган"

Экологическая безопасность и химические знания помогут сделать правильный выбор продуктов питания, образа жизни















Список используемой литературы:

  1. Балабанова В.В, Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: «Биология, экология, здоровый образ жизни». Волгоград: Учитель, 2003. – 154с.

  2. .Маш Р.Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 8 класса- М.: Мнемозина, 2000.- 206 с.

  3. Поддубная Л.Б. Элективный курс «Секретные материалы о твоём здоровье». 9 класс- Волгоград: Учитель,- АСТ, 2005.-80 с.

  4. Тяглова Е.В.Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. Пособие, М.: Глобус, 2008.- 255с.

  5. https://bio.1september.ru/2002/44/11.htm

  6. https://supercook.ru/1-spe.html





































Приложение 1



Наименование категории добавки

Номер


Характеристика


Е100-Е199

красители

100-109

110-119

120-129

130-139

140-149

150-159

160-199

Желтые

Оранжевые

Красные

Синие и фиолетовые

Зелёные

Коричневые и чёрные

Другие

Е200-Е299

консерванты

200-209

210-219

220-229

230-239

240-259

260-269

270-279

280-289

290-299

Сорбаты

Бензоаты

Сульфиты

Фенолы и формиаты (метаноаты)

Нитраты

Ацетаты (этаноаты)

Лактаты

Пропиноаты (пропаноаты)

Дугие

Е300-Е399

антиокислители

300-305

306-309

310-319

320-329

330-339

340-349

350-359

360-369

370-399

Аскорбаты (витамин С)

Токоферол (витамин Е)

Гаплаты и эриторбаты

Лактаты

Цитраты

Фосфаты

Малаты и адипаты(адипинаты)

Сукцинаты и фумараты

Другие

Е400-499

Стабилизаторы, загустители, эмульгаторы

400-409

410-419

420-429

430-439

440-449

450-459

460-469

470-489

490-499

Альгинаты

Камеди

Другие природные вещества

Соединения полиоксиэтилена

Природные эмульгаторы

Фосфаты

Соединения целлюлозы

Соединения жирных кислот

Другие

Е500-Е599

Регуляторы рН и вещества против слёживания

500-509

510-519

520-529

530-549

550-559

570-579

580-599

Неорганические кислоты и основания

Хлориды и сульфаты

Сульфаты и гидроксиды

Соединения щелочных металлов

Силикаты

Стеараты и глюконаты

Другие

Е600-Е699

Усилители вкуса и аромата, ароматизаторы

620-629

630-639

640-649

Глютаматы

Инозинаты

Другие

Е700-Е799

антибиотики



Е800-Е899

резерв



Е900-Е999

прочие

900-909

910-919

920-929

930-949

950-969

990-999

Воск

Глазирователи

Вещ-ва улучшающие мучные изделия

Газы для упаковки

Подсластители

Пенообразователи

Е1000-Е1599

Дополнительные вещества


Новые вещества, не попадающие в стандартную классификацию



Приложение 2



Добавки, запрещённые для использования на территории РФ:

Запрещённые добавки — это те, вредное действие которых на организм человека доказано, как показали исследования, все они могут способствовать образованию злокачественных опухолей.

Опасные красители: Е102, Е110, Е120, Е124

Канцерогены: Е103, Е105, Е110, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е131, Е142, Е152, Е153, Е210, Е211, Е213-Е217, Е231, Е232, Е240, Е251, Е252, Е321, Е330, Е431, Е447, Е900, Е905, Е907, Е952, аспартам

Мутагенные и генотоксичные: Е104, Е124, Е128, Е230-Е233, аспартам

Аллергены: Е131, Е132, Е210, Е214, Е217, Е230, Е231, Е232, Е239, Е311-Е313, аспартам

Нежелательны для астматиков: Е102, Е107, Е122-Е124, Е155, Е211-Е214, Е217, Е221-Е227

Нежелательны для людей, чувствительных к аспирину: Е107, Е110, Е122-Е124, Е155, Е214, Е217

Влияют на печень и почки: Е171-Е173, Е220, Е302, Е320-Е322, Е510, Е518

Нарушение функции щитовидной железы: Е127

Приводят к заболеваниям кожи: Е230-Е233

Раздражение кишечника: Е220-Е224

Расстройство пищеварения: Е338-Е341, Е407, Е450, Е461, Е463, Е465

Вредное воздействие на ребёнка в утробе: Е233

Запрещены для грудных, нежелательны для маленьких детей: Е249, Е262, Е310-Е312, Е320, Е514, Е623, Е626-Е635

Влияет на уровень холестерина в крови: Е320

Разрушают витамины в организме: В1 — Е220, В12 — Е222-Е227, D — Е320, Е — Е925

Данные предоставлены Общенациональной ассоциацией генетической безопасности.

Приложение 3

Добавки неразрешённые на территории РФ:



































































Приложение 4



18



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: