Урок для 7 класса по теме: «Шиповник»


Тема урока: Шиповник.

Цель: формировать представление о семействе розоцветных.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с биологическими особенностями шиповника, местами произрастания, использованием; закрепить знания о ранее изученных семействах, умение работать с гербариями.

Коррекционные:

  • Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать самостоятельно, чувство ответственности при выполнении групповых заданий, любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о здоровье своём и близких.

Оборудование:

  • Учебник З.А.Клепенина Биология 7кл. М.«Просвещение» 2006

  • Компьютер, проектор, экран

  • Карточки-задания, загадки

  • Гербарии растений разных семейств

  • План характеристики растений

  • Плоды шиповника на каждую парту

  • Пластиковые стаканчики
    Тетради, карандаши, ручки



Ход урока

I Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

II Проверка домашнего задания.

1. На протяжении многих уроков мы изучали цветковые растения.

— Вспомните, какие семейства растений мы изучили? (Злаковые, лилейные, паслёновые, бобовые, крестоцветные, розоцветные).

2. Определите растения по описанию. (Работа в парах по карточкам. Ребята читают, определяют, поднимают руки – дают ответ.)

Карточка 1

а) Корневая система стержневая с клубеньками.

б) Стебель травянистый слабый

б) Листья сложные заканчиваются усиками

г) Цветы белые или розовые

д) Плод боб

Карточка 2

а) Корневая система мочковатая
б) Имеет луковицу
в) Листья плоские узкие
г) Цветы мелкие невзрачные
д) Плод коробочка

Карточка 3

а) Корневая система стержневая

б) Стебель травянистый прямостоячий
в) Листья сложные рассечённые
г) Цветы мелкие жёлтые
д) Плод ягода

3. А сейчас вам нужно найти и исправить ошибку в тексте. (Работа по карточкам индивидуально)

Карточки

— Помидоры относятся к злаковым культурам. Это любимые овощи. Они бывают красные, жёлтые и даже фиолетовые. Их заготовляют впрок, солят, маринуют, едят свежими.

4. Следующее задание. Определите растение по гербарию. (Выдаются гербарии растений разных семейств. Ребята определяют какие это растения и обосновывают свой ответ).

Оценки.

IV Сообщение темы урока.

— К какому семейству относится яблоня? (К розоцветным)

— Почему? (Цветок имеет Ч5 Л5 Т П1) . Мы сегодня продолжим изучение растений семейства розоцветных.

Давайте вообразим что мы попали в сказочно-прекрасную страну цветов.

(слайд 1) Что это за цветы? (Розы)

Посмотрите, какие они все разные, но каждый по-своему хорош. Постарайтесь найти различия. (Цвет, формы)

5. Сообщение учащегося:

.Слава розы уходит в далёкое прошлое. Уже в 4000г. До Н.Э. розы изображались на серебряных монетах. Древним центром разведения роз была Передняя Азия ( показ по политической карте), оттуда роза попала в Грецию, где была посвящена богам и овеяна поэтическим ореолом. Особый взлёт культа розы связан с эпохой расцвета Римской империи. У римлян розы сопутствовали всем важным событиям и праздникам. В IVV веках розы начали выращивать в садах Европы. В настоящее время их количество огромно и с каждым годом ассортимент растёт. Розам посвящены стихи, песни, картины. Недаром розу называют Царицей цветов.

6. Отгадайте загадку:

— Я на розу так похож

Разве что, не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник) (слайд 2)

Шиповник называют дикой розой, именно от него произошли все культурные сорта роз. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всего семейства – розоцветные.

Шиповник – тема нашего урока. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с особенностями строения шиповника, формулой его цветка, его использованием.

V Изучение нового материала.

Работать будем по плану: (слайд3)

1. Особенности строения

А) Корень
б) Стебель

В) Листья

Г) Цветы

Д) Плоды

2. Места произрастания

3. Использование человеком

7. Открываем тетради, записываем число, тему урока и план.

А теперь обратимся к гербарию (Он лежит на краю парты)

— Рассмотрите стебель. Какой он? (Прямостоячий, деревянистый, колючий).

Колючки или шипы. Шипы и дали ему название – шиповник. Шиповник – это дерево или кустарник? (кустарник)

Чем отличается кустарник от дерева (много одинаковых и тонких стеблей)

Обратите внимание на корень (слайд 2) Какой он? (стержневой)

Рассмотрите листья (гербарий) Какие они? (сложные)

Рассмотрим цветы. Сосчитайте, сколько лепестков? (пять) Какого цвета?

Сколько тычинок? (много) Пестиков тоже много. Запишем формулу цветка на доске и в тетради – Ч5 Л5 Т П

Что образуется из цветков? (плоды). Рассмотрим их. Какие они? (оранжевые)

Загадка: «Сидит на полочке в красной рубашечке, брюшко камушками набито». Что это? (Это плоды шиповника). Но это – ложный плод.

Давайте его рассмотрим. Для этого его нужно вскрыть. Смотрите, что вы видите там? (семечки). Правильнее орешки. Они то и являются настоящими плодами. Давайте запомним: настоящий плод – орешки.

Физминутка.

Упражнения для глаз:

— поморгать глазами

— посмотреть влево, вверх, вправо, вниз (3р.)

— закрыть глаза ладонями, посидеть некоторое время,

— сильно зажмурить глаза, потом резко открыть и поморгать.(повт.всё 2Р.)

Продолжение изучения нового материала

Посмотрите на план.(слайд 3 ) Дальше по плану – места произрастания. Где в природе мы можем встретить шиповник? Работа с учебником

стр. 152. Читаем (3гр,)

Последний пункт плана – использование. Продолжаем работу с учебником стр. 152 далее читаем.

Итак, как же люди используют шиповник? ( — Плоды перерабатывают на сок, сироп, варенье, повидло, а также готовят полезные настои, отвары, чай.)
Вот и я для вас приготовила настой плодов шиповника. ( Налила каждому в пластиковый стаканчик)
Посмотрите, какого он цвета? (Жёлтого)
Понюхайте. Какой запах? (Приятный)


Попробуйте.-(Вкусно)
А ещё и полезно! Так как в нём содержится витамин С, который повышает устойчивость защитных сил организма к инфекциям, увеличивает трудоспособность. Особенно нужно его пить весной, осенью и зимой, когда организму не хватает витаминов.
Используя такой настой, каждый из вас сможет позаботиться о собственном здоровье и здоровье близких.

VI— Первичное закрепление.

1. Стр.153 вопр. 1,4-(3гр.); 2,3-(2гр.)
2.Зарисовать шиповник.

VII— Закрепление.

Составить рассказ по плану (1гр.) слайд3
Итак, почему шиповник относят к розоцветным?

VII— Задание на дом:
1гр –2гр. стр.152-153 читать и пересказывать
выучить записи в тетради ( 3гр.)

VIII-Итог урока. Оценки.



















Свежие документы:  Биология Олимпиада для учащихся 7 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: