Урок для 8 класса по теме: «Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц»


Конкурс: «Лучшая методическая разработка урока с использованием ИКТ»

НОМИНАЦИЯ: Физика, математика, химия, биология, информатика

Учебный предмет: «Биология»

Тема урока: «Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц»

Класс: 8

Название образовательного учреждения с указанием территории:

Краснодарский край, г. Сочи, ул. Парковая, 19

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 8

Учитель биологии: Данилова Ирина Николаевна









Предмет: Биология

Класс: 8

Тема: «Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц»


Цель:

1.Ознакомить учащихся со строением скелета поясов и свободных конечностей;

2. Выявить соответствие между особенностями строения скелета человека и с приспособлением человека к труду;

3. Развить представление о различных видах травм скелета человека, их физиологических особенностях и дифференцированном подходе к оказанию доврачебной помощи каждого вида травмы;

4. Сформировать чувство ответственности при оказании первой доврачебной помощи при травмах скелета человека.




Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.





Оборудование: скелеты рыбы, земноводного, птицы, кролика, человека; череп человека, мультимедийная установка, программная среда Power Point.











Ход урока


1.Организационный момент 1 – 2 мин


2.Повторение пройденного материала по теме:


Слайд №1

«Скелет головы и туловища» 17 – 18 мин

  1. «Правильно — неправильно» 5 — 7 мин (Приложение №1 )

(у доски в паре работают два ученика, которым предлагаются роли «ученик – учитель)

  1. «Лови ошибку» 11 – 12 мин (Приложение № 2)

(работая в группах, ученики выбирают правильные утверждения, спикеры выступают от каждой группы, объясняя правильность выбранного ответа)

Слайд №2, №3, №4, №5



3. Изучение нового материала 20 мин (Приложение№3 )

  1. Эволюция скелета позвоночных животных.

Слайд №6


  1. Строение скелета поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Слайд №7, №8, №9


  1. Определить соответствие между особенностями строения скелета человека и приспособлением человека к труду, прямохождению и развитию мозга.

Слайд № 10,№11, №12, №13,№14



4. Домашнее задание 1 мин

Параграф 8,9, практическая работа на стр. 45,46

конспект по параграфу 9 по плану: определение, симптомы, первая доврачебная помощь.






Приложение №1


Повторение пройденного материала по теме:

«Скелет головы и туловища»


«Правильно — неправильно»


Работа в паре

Раскладываются 11 карточек, на которых записаны названия костей черепа (мозговой отдел черепа, лицевой отдел черепа, лобная кость, затылочная кость, теменные кости, височные кости, скуловые кости, носовые кости, непарная верхнечелюстная кость, нижнечелюстная кость, большое затылочное отверстие).

Вызываются два ученика, одному из них предлагается роль «ученика», другому – «учителя». Задание «ученику»: вытащить карточку, прочитать вслух название кости черепа и показать её. Задание «учителю»: оценить правильность ответа. Первая пара учеников вытаскивает 5 карточек, за каждый ответ правильный ответ + 1 балл, неправильный ответ – 1 балл.

Учитель оценивает правильность ответа «ученика» и «учителя», сложив полученные баллы. Учитель оценивает сразу обоих учеников. В течение 5 – 7 минут можно оценить две пары учеников.

























Приложение № 2


«Лови ошибку»


Класс делится на 4 группы по 6 человек. Каждой группе предлагаются утверждения. Учащиеся выбирают правильные утверждения, при этом спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который оглашает ответ. На экране мультимедийной доски спроецированы верные утверждения.


Работа в группах.


Слайд №2


Задание группы №1.

  1. Кости черепа плоские, соединены друг с другом полуподвижно (неподвижно)

  2. Лишь одна кость — нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно.

  3. У человека лучше развит лицевой отдел черепа (мозговой)

  4. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных костей (двух височных)

  5. К лицевому отделу относятся парные скуловые, носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости.

Слайд №3

Задание группе №2.

  1. В нижней части черепа есть несколько мелких и одно крупное отверстие – большое затылочное отверстие.

  2. Позвоночник образован 31 – 32 позвонками, каждый из которых состоит тела, дуги с несколькими отростками (33 – 34)

  3. Дуги позвонков совпадают и образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

  4. Позвонки соединяются подвижно (полуподвижно), так как между ними имеются межпозвоночные хрящевые диски.

  5. Человек утром ниже (выше), чем вечером, так как хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться ( когда мы спим, ее толщина увеличивается , а когда ходим – уменьшается)



Слайд №4

Задание группе № 3.

  1. У всех млекопитающих 7 шейных позвонков.

  2. Грудные позвонки имеют суставные поверхности для сочленения их с ребрами.

  3. Самые мощные позвонки – поясничные.

  4. Позвонки соединены только межпозвоночными хрящевыми дисками (связками и мышцами)

  5. Позвоночник человека образует 4 изгиба шейный и спинной кифозы, грудной и крестцовый лордозы (шейный и спинной лордозы, грудной и крестцовый кифозы), появление которых связано с прямохождением.



Слайд №5

Задание группе №4.

  1. Грудная клетка состоит из грудины, 10 (12) пар ребер, грудного отдела позвоночника.

  2. Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней желудок (сердце) и легкие.

  3. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками), что позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них.

  4. Десять пар ребер полуподвижно (подвижно) соединены с позвонками и подвижно (полуподвижно) с грудиной.

  5. Развитию грудной клетки способствует физический труд, занятия физкультурой, спортом.


















Приложение №3


Изучение нового материала


«Строение скелета поясов и свободных конечностей»


Работа в группах


Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Выбранные спикеры от каждой группы показывают на скелете человека кости поясов и свободных конечностей, заполняют на мультимедийной доске таблицу «Скелет поясов и свободных конечностей» (слайд № 9)

В ходе выступлений спикеров ученики заполняют таблицы в тетрадях.



Задание группы №1.

1.Определите кости, составляющие скелет плечевого пояса человека.

2. .Определите кости, составляющие скелет тазового пояса человека.


Задание группы №2.

1.Определите кости, составляющие каждый отдел верхней конечности.

2. У шимпанзе большой палец может противостоять остальным, но он не может дотянуться до остальных, например, образовывать кольцо. Позволяет ли такое строение кисти удерживать мелкие предметы и совершать тонкую работу? Сравните строение кисти шимпанзе и человека.


Задание группы №3.

1.Определите кости, составляющие каждый отдел нижней конечности.

2. Отличается ли форма таза у мужчин и женщин, с чем это связано?


Задание №4 (сообщение)

1. Вывих. Определение, симптомы, первая доврачебная помощь.

2. Переломы. Определение, симптомы, первая доврачебная помощь.



Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: