Урок по теме: «Дыхательный механизм. Регуляция дыхания»


Слайд 1.

Тема урока: Дыхательный механизм. Регуляция дыхания.
Разработан учителем биологии ГАОУ Республики Тува Тувинский Республиканский Лицей интернат Светлаковой Ириной Михайловной.

Механизм вдохаC:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files87439293_large_4278666_PainFree9.jpgC:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesuprazhneniya-na-press-dlya-zhenshhin-trebuyut-kompleksnogo-podxoda.jpg

1

Слайд 2.

Добрый день!

Я рада приветствовать вас на данном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вдохнем, настроимся на позитивные эмоции и продуктивную деятельность.

Эпиграф «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой»
«Дыхание—значет жизнь»

Слайд 3.

Цели урокарассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль гуморального и нервных факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов, разъяснить вред курения, дать представление о воздушной среде и ее охране.

https://glamius.ru/uploads/img/priyatnyj-zapah-v-dome-vazhnyj-element-ujuta.jpghttps://meduniver.com/Medical/Physiology/Img/1044.jpg

  • Оборудование. Презентация Дыхательный механизм. Регуляция дыхания. Флеш-анимация, анимации, видео, раздаточный материал.

Слайд 4.

Задачи урока.

обучающие: повторить материал о строении и функциях органов дыхания, о значении биологического окисления, рассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль рефлекторных и гуморальных механизмов дыхания; разъяснить механизм и значение защитных дыхательных рефлексов: кашля, чихания,

формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия – дыхательные движения, жизненная емкость легких; продолжить развивать у учащихся понятия нервной и гуморальной регуляции, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции, продолжать развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником.

развивающие:   Для развития творческого мышления и речи учащихся применять проблемные вопросы, решение расчетных и логических задач, обобщающих и других вопросов на размышление. продолжить формирование у учащихся ;интеллектуальных умений, творческого мышления и речи;

Воспитательные: В целях физического и гигиенического воспитания обосновать правила гигиены дыхания, положительную роль физического труда и физкультуры в развитии дыхательных мышц, в укреплении здоровья, тактично добиваться организованной практической борьбы всех учащихся за свое здоровье, за чистый воздух в классе, школе и дом.


Слайд 5.

План урока.

  1. Актуализация знаний по теме «Дыхательная система».

— дифференцированная работа по карточкам (5 -6 человек).

-работа с флеш – анимацией (1 человек).

-Анализирующий характеристика по строению, функциям, биологическому значению органов дыхательной системы. (4человека).

2. Изучение новой темы.

3. Лабораторная работа

4. Закрепление.

5. Выставление оценок.

Анализ результатов.


C:Documents and Settings1Рабочий столфотографии по дыхательной системеpage_D1.jpg

Слайд 6.

Компетенции.

Общеучебные компетенции:

учебно – организационные (организация рабочего места, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля);
Учебно – интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
Учебно – коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
Формировать умение самостоятельно приобретать новые знания и эффективно применять их на практике;
Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
Быть коммуникабельным, контактным в группе.

Информационные (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
Коммуникативные (культура вербального и невербального взаимодействия);
Личностностные самосовершенствование.
 Общекультурные
(опыт освоения учащимися научной картины мира);
Учебнопознавательные (совпадение криативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целепологание);


Слайд 7.

Актуализация знаний.

Первые парты.

Выполняют задания по карточкам.

  • Уважаемый учащийся, прочитайте все задания, выберите задания своего уровня. Обратите внимание на то, что время выполнения заданий на каждом уровне разное.

  • Нулевой уровень, первый уровень 5 -8 мин, второй уровень 8—10мин, третий уровень 10-12мин.


C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsag00218_.gif

  • Работа у доски с флеш анимацией. АНИМАЦИЯ 1

1.Назовите и покажите органы дыхательной системы.

2.Дайте характеристику органу дыхательной системы:

  • Особенности строения

  • Функции.






Слайд 8.

Дыхательная система. (АНИМАЦИЯ 1.)

Учащийся работает с флеш – анимацией (анимацией при правильном показе структур входящих в состав дыхательной системы показывает правильное название анатомической структуры.

Учащийся отвечает на 2 вопроса:

1.Что такое дыхание? Из каких этапов складывается данный процесс?

2.Как происходит голосообразование, и формируются звуки речи?

C:Documents and Settings1Рабочий столфотографии по дыхательной системеBreathing_system.jpg

Слайд 9.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ.

oralcav1

Слайд 10.


ГОРТАНЬ.

Объясните, почему опасно разговаривать во время еды?

1440880715

Слайд 11.

ТРАХЕИ И БРОНХИ.

p0040

Слайд 12.

ЛЕГКИЕ.

альвеолы 4261923879


Слайды 13-16.

Работа по карточкам.

Уважаемый учащийся, прочитайте все задания, выберите задания своего уровня. Обратите внимание на то, что время выполнения заданий на каждом уровне разное.

Нулевой уровень, первый уровень 5 -8 мин, второй уровень 8—10мин, третий уровень 10-12мин.

  • Карточка 1.

Задание

  • Нулевой уровень. На «3»

  • Определите последовательность поступления кислорода в клетки тела. Запишите этот процесс с помощью цифр.

  •  1. Из легких кислород проникает в капилляры легочных пузырьков.

  • 2. Через носоглотку, трахею, бронхи кислород поступает в легкие.

  • 3. Из капилляров кислород вместе с кровью поступает в легочные вены.

  • 4. Из левого желудочка кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту.

  • 5. Из легочной вены обогащенная кислородом кровь течет в левое предсердие

  • 6. Аорта ветвится, образуется сеть артерий и капилляров, капилляры снабжают клетки тела кислородом.

  • 7. Из левого предсердия кровь попадает в левый желудочек.

  • Первый уровень на «4»

Установите соответствие.

 

  • 1. Гемоглобин. 2. Кислород. 3. Углекислый газ. 4. Диффузия.

  • 5. Клетки тканей. 6. межклеточная жидкость. 7. Легочные капилляры. 8. Капилляры в тканях. 9. Эритроциты. 10. Лейкоциты.

  • 1. Что поступает из крови в легкие?

  • II. Что поступает из легких в кровь?

  • Ш. Что поступает из тканей в кровь?

  • IV. Что поступает из крови в ткани?

  • V Пигмент в крови.

  • VI. Место окисления органических веществ.

  • VII. Потребители кислорода.

  • VIII. Физическое явление —причина газообмен в легких.

  • IX. Клетки —разносчики кислорода. X. Продукт распада органических веществ.






  • Второй уровень на «4»

  • Ответьте на следующие вопросы.

 

  • 1. Легкие находятся в грудной клетке и отделены от ее стенок

  • полостью. Как она называется?

  • 2. Вдох осуществляется за счет работы диафрагмы. Это дыхание

  • называется брюшным. За счет чего осуществляется грудное

  • дыхание?

  • 3. В регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга. Как это проявляется?

  • 4. Как называется часть дыхательной системы, в которой не про-
    исходит газообмен

  • 5. В верхних дыхательных путях есть рецепторы, при раздражении которых возникают защитные дыхательные рефлексы. Как

  • они называются?

  • 6. Поскольку дыхательная мускулатура представлена поперечно-

  • полосатыми мышцами, человек может произвольно менять глубину и частоту дыхания. Какой центр регулирует этот процесс?

  • 7. Какой физический процесс лежит в основе Газообмена?

  • 8. Чем бронхиолы отличаются от бронхов?



Третий уровень на «5».

Объясните процесс или явления. Ответ обоснуйте

 

  1. У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает «горная болезнь». Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека?

  2. При угаре человека погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь окиси кислорода в крови составляет всего 0,1%. Почему возникает удушья?


C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files87413933_Vladimir_Kush_Melnica.jpgC:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesuprazhneniya-na-press-dlya-zhenshhin-trebuyut-kompleksnogo-podxoda.jpgC:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesx_4e7be10e.jpg












Слайд 17 -20.

Карточка2.

  • Задание

  • Уважаемый учащийся, прочитав задания, выберите задания своего уровня. Обратите внимание на то, что время выполнения заданий на каждом уровне разное.

  • Нулевой уровень, первый уровень 5 -8 мин, второй уровень 8—10мин, третий уровень 10-12мин.

  • Нулевой уровень. На «3»

  • Вставьте в текст пропущенные слова.

«Из капилляров … круга кровообращения кислород поступает в клетки тела. В артериальной крови … больше, чем в клетках тела. Кислород по закону … поступает в клетки. В клетках
тела он участвует в … органических веществ. При этом образуется … и освобождается энергия. Углекислый газ поступает в …
большого круга кровообращения. Артериальная кровь в тканях
превращается в …, которая в конечном итоге возвращается в …
половину сердца».

  • Первый уровень на «4»

  • Установите соответствие.

  • Слизистая оболочка. 2. Легочные пузырьки. 3. Легкие. 4. Бронхи. 5. Трахея. 6. Надгортанник. 7. Гортань. 8. Хрящевые полу-
    кольца. 9. Плевра. 10. Носовая полость.

  • 1. Не пропускает пищу в гортань.

  • II. Не дают трахее сужаться.

  • Ш. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает.

  • ГК Поверхностный слой воздухоносных путей.

  • V. Начальная часть воздухоносного пути.

  • VI. Выстилает наружную поверхность легких.

  • VII. Покрывает стенку грудной полости изнутри.

  • VШ. Самая длинная часть воздухоносного пути.

  • IX. Место газообмена между легкими и кровью.

  • Х. Место диффузии газов.


  • Второй уровень на «4»

  • Ответьте на следующие вопросы.

 

  • 1. Легкие находятся в грудной клетке и отделены от ее стенок

  • полостью. Как она называется?

  • 2. Вдох осуществляется за счет работы диафрагмы. Это дыхание

  • называется брюшным. За счет чего осуществляется грудное

  • дыхание?

  • 3. В регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга. Как это проявляется?

  • 4. Как называется часть дыхательной системы, в которой не про-
    исходит газообмен

  • 5. В верхних дыхательных путях есть рецепторы, при раздражении которых возникают защитные дыхательные рефлексы. Как

  • они называются?

  • 6. Поскольку дыхательная мускулатура представлена поперечно-

  • полосатыми мышцами, человек может произвольно менять глубину и частоту дыхания. Какой центр регулирует этот процесс?

  • 7. Благодаря чему происходит осуществление непроизвольных процессов вдоха и выдоха?

  • Третий уровень на «5».

  • Объясните процесс или явления. Ответ обоснуйте.

 

  • 1.Объясните, как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения? Как связаны функции кровеносной системы с функциями дыхательной системы.

  • 2. Как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращения? Приведите примеры.

Слайд 21.

Ответы.

Карточка 1.


  • 0 уровень:2,1,3,5,7,4,6.

  • 1 уровень:

  • 1 – 3; II. – 2; Ш — 3; IV. — 2; V – 1; VI. — 5; VII. — 5; VIII. – 4;

IX. – 9; X – 3.

2 уровень:

1 – плевральный;

2 – за счет увеличения грудной клетки.

3 – в задержке, изменений частоты и глубины дыхания; 4 – мертвым пространством; 5 – кашель, чихание; 6 – дыхательный центр; 7 – благодаря безусловному рефлексу; 8 –диффузия;9 – размерами.

3 уровень:

кровь приобретает способность в больших количествах усваивать кислород чем при нормальных условиях. Этим в частности пользуются спортсмены для улучшения своих результатов.


Карточка 1.


  • 0 уровень: большого, кислорода, диффузии, обмене, углекислый газ, вены, венозную, правую.

  • 1 уровень:

  • 1 – 6; II. – 8; Ш — 10; IV. — 1; V – 10; VI. — 9; VII. — 9; VIII. – 5; IX. – 2; X – 2.

2 уровень:1 – плевральный;

2 – за счет увеличения грудной клетки.

3 – в задержке, изменений частоты и глубины дыхания; 4 – мертвым пространством; 5 – кашель, чихание; 6 – дыхательный центр; 7 – благодаря безусловному рефлексу; 8 –диффузия;9 – размерами.

  • 3 уровень:

СО образует с Hb крови соединение карбоHb, которое намного прочнее оксиHb.


Слайд 22.

Минутки здоровья.

• Дышать нужно с удовольствием. Помните, что приятное ощущение само по себе имеет значительный оздоровительный эффект.
• Положительные эмоции, дыхательная радость — залог успеха. Выполнять упражнения лишь до тех пор, пока приятно в течение 1 -2 минут.
• Концентрация внимания на дыхательном упражнении 
повышает его действие. 
Медленное дыхание необходимо для насыщения организма кислородом

Дышать необходимо носом.
• Заниматься в удобной одежде в хорошо проветренном помещении или на улице.

C:Documents and Settings1Рабочий столфотографии по дыхательной системеlechenie-hronicheskogo-bronhita-258x300.jpg



Слайд 23.

Дыхательная гимнастика.


C:Documents and Settings1Мои документыDownloads71502087265253.jpg


1. Встаньте удобно, расставив ноги на ширину плеч, стопы поставьте параллельно, опора на середину стопы.
2.Согните руки в локтях и на уровне чуть выше груди, соединить кисти основаниями ладоней и кончиками пальцев. 

 3. Представить, что между ладонями зажат огонек, который согревает руки, сосредоточиться на нем.
Улыбнитесь, лицо и руки расслабьте. Плечи опускаем, голову и позвоночник  держим на одной линии.
Упражнения дыхательной разминки.
1. Встаньте  прямо, руки вдоль туловища, расслаблены. Выдох. Начинаем медленный вдох По мере запонения легких плечи поднимаются,

и затем без задержки делать выдох, опуская плечи.

2. С вдохом по мере заполнения легких плечи медленно отводим назад, сводя лопатки и сближая за спиной руки. Затем медленно выдыхаем, двигая плечи и руки вперед, сжимая грудную клетку. Руки и плечи не напрягать.

3. С вдохом наклонитесь влево. С выдохом занимаем исходное положение. Далее делаем наклон вправо. Шея и руки не сгибаем.

4.Поочередно плечами выполнять круговые плавные движения. То же в обратную сторону Дыхание произвольное. Завершили.


Слайд 24.


ТЕМА УРОКА:
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Цели: углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, регуляции дыхательных процессов.

Механизм вдоха


 План урока.


1. Актуализация знаний по теме «Дыхательная система». (взаимопроверка).

2. Изучение новой темы.

3. Лабораторная работа

4. Закрепление.

5. Выставление оценок. Анализ результатов.

av-9

Слайд 25.

Основные понятия.

Работа с определениями. (определения записываются в тетрадь – словарь).


  • Вдох – начальная фаза дыхания, в процессе которой в легкие поступает воздух.

  • Выдох – отдельное выталкивание из легких воздуха при дыхании.

  • Воздушная среда — сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов, оказывающих постоянное влияние на организм животного и человека.

  • Непроизвольная регуляция дыхания — процесс, осуществляемый дыхательным центром, находящийся в продолговатом мозге (одном из отделов заднего мозга). Вентральная (нижняя) часть дыхательного центра ответственна за стимуляцию вдоха; ее называют центром вдоха). Стимуляция этого центра увеличивает частоту и глубину вдоха.


  • Дорсальная (верхняя) часть и обе латеральные (боковые) тормозят вдох и стимулируют выдох; они носят собирательное название центра выдоха (экспираторного центра).

  • Дыхательный центр связан с межреберными мышцами межреберными нервами, а с диафрагмой — диафрагмальными.

  • Бронхиальное дерево (совокупность бронхов и бронхиол) иннервируется или контролируется блуждающим нервом.


C:Documents and Settings1Рабочий столфотографии по дыхательной системеdtwf92o17g7ycws9.jpg


Слайд 26.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – ВДОХ и ВЫДОХ.

  • Дыхание значет – жизнь. Эта фраза бесспорна. Обычно дыхание у нас ассоциируется с вдохом и выдохом, то есть теми дыхательными движениями, которые необходимы человеку для вентиляции легких.

  • Воздух поступает в легкие потому что они могут менять свой объем, благодаря эластичности альвеол, однако мышц в легких нет, но они все – таки могут расширяться и сжиматься, благодаря чему это происходит?

  • Проблемный вопрос.

  1. В чем секрет вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?

Опыт. 

Что бы ответить на вопрос, давайте проведем опыт. Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались.


Слайд 27.


  • — Почему это не возможно?

  • Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей и сократить мышцы живота и груди. Какой вывод можно сделать из этого опыта?

  • Вывод. Чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы вдох/выдох воздуха через воздухоносные пути был свободен.


  • (АНИМАЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2 и 2.1.)

Слайд 28.

  • Легкие самостоятельно никогда не сжимаются и не расширяются, они просто пассивно следуют за грудной клеткой. Полость грудной клетки расширяется за счет работы дыхательных мышц, к которым относятся диафрагма и межреберные мышцы.

  • Диафрагма – это мышечная перегородка, которая разделяет грудную и брюшную полость. При вдохе она опускается на 3 – 4 см. При этом объем грудной клетки повышается на 1000 – 1200 мл., кроме того происходит сокращение межреберных мышц, которые приподнимают легкие, что также повышает объем грудной полости, легкие при этом расширяются. В растянутых легких давление становится ниже атмосферного давления и в результате разницы давления наружный воздух поступает в дыхательные пути. Происходит вдох. За вдохом наступает выдох и Диафрагма, и межреберные мышцы расслабляются, ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается, легкие сжимаются и по дыхательным путям выталкивают воздух наружу, происходит выдох.


Слайд 29.

Основные понятия.

  • Дыхательный объем — объем воздуха вдыхаемого при обычном вдохе и выдыхаемом при обычном выдохе.

  • ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ – объем выдоха после предшествующего максимального вдоха.

  • РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВДОХА – количество воздуха, которое человек может дополнить вдохнуть после спокойного вдоха.

  • РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВЫДОХА – количество воздуха, которое человек может дополнить вдохнуть после спокойного выдоха.

C:Documents and Settings1Рабочий столфотографии по дыхательной системеdtwf92o17g7ycws9.jpg

Слайд 30. (дополнительная информация, будет включена, если будет достаточное количество времени)

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ.


  • Равна ли ЖЕЛ = объему легких?

  • Оказывается, нет. Это связано с тем, что легких всегда остается остаточный объем воздуха равный примерно 1литр.

  • ЖЕЛ=дыхательный объем + резервный объем вдоха + резервный объем выдоха.

  • ЖЕЛ зависит от возраста, пола и степени тренированности человека.

  • ЖЕЛ измеряют специальным прибором – спирометром.

  • Спорт и физические нагрузки способствуют развитию мышц, которые принимают участие в дыхательных движениях, а значет повышается Жизненная Емкость Легких. (ЖЕЛ).

Слайд 31.

  • — Ребята как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?


Слайд 32.

  • С первого до последнего дня своей жизни человек дышит ритмично. Ритм дыхания у него никогда не сбивается (не нарушается) , не изменяется лишь его частота.

  • Новорожденный ребенок совершает примерно 60 дыхательных движений в минуту, 5 летний ребенок – 25, в возрасте 16 – 18 лет движений становится 16 -18 в минуту. В старости дыхание опять немного учащается.

  • ЧЕМ ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РИТМ ДЫХАНИЯ? И ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ?

  • Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Примерно каждые 4 секунды в дыхательных мышцах идут дыхательные импульсы, заставляющие поднимать грудную клетку и опускать диафрагму.

  • БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ПРОИСХОДИТ ВДОХ.

  • Выдох в состоянии покоя происходит пассивно. Ребра опускаются под действием силы тяжести. При вдохе мышцы растягиваются, механические рецепторы, расположенные в стенках легких возбуждаются, импульсы передаются в дыхательный центр продолговатого мозга и тормозят его деятельность. Дыхательные мышцы расслабляются, и происходит выдох. Работа дыхательного центра оказывает влияние на высшие дыхательные центры расположенные в коре больших полушарий мозга. Благодаря их деятельности изменяются дыхательные движения.

  • Так сознательно можно изменять частоту дыхания.

Слайд 33.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.


  • Интенсивность проявляется:

  • 1. при занятиях спортом.

  • 2. при эмоциональных состояниях.

  • Влияние дыхательных центров защитных рефлексов, физических нагрузок, эмоций ——)

  • 1. стимуляция дыхания ——-) высшие дыхательные центры

  • (гипервентиляция, физическая нагрузка, эмоции (волевые).

2. Замедление дыхания——-) высшие дыхательные центры, защитные рефлексы, эмоции.

( АНИМАЦИЯ 5, 6 7).


C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files1353224576_3.gif


Слайд 34.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.

Разговор о нервной регуляции будет не закончен, если мы не поговорим о таких дыхательных механизмах – чихание и кашель.

  • 1. Раздражение слизистой оболочки. (полости носа —-Чихание) (гортани, трахей, бронхов, кашель)

  • -пыль;

  • -плохо пахнущие вещества.

  • 2.стремление организма выкинуть, избавится от раздражающего фактора.

  • 3.поступление импульса в продолговатый мозг.

  • 4. продолговатый мозг отдает сигналы мышцам

  • 5. в результате дыхания голосовые связки смыкаются, и поток воздуха под давлением вырывается.

  • (АНИМАЦИИ 8 и 9)

  • Раздражение слизистой оболочки полости носа – Чихание.

  • Раздражение слизистой оболочки гортани, трахей, бронхов) – кашель.


Слайд 35.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

  • Лабораторная работа №8.1.
    Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после

10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).
 
ХОД РАБОТЫ
1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 1мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.


Оценка результатов

Оцените полученные результаты с помощью таблицы.


https://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/43/42166/42166_html_m62ddbdd5.png

Сообщения:1. «Действие никотина на органы дыхания».

  1. «Воздушная среда и ее охрана»

Слайд 36.


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.


Механизм вдоха и выдоха”

Программированный опрос

  • Газообмен осуществляется _______ .

  • Бронхи ветвятся и заканчиваются _______

  • Альвеолярный и выдыхаемый воздух имеет _______.

  • Межреберные мышцы и диафрагму относят к группе _______ .

  • Воздух, проходя через носовую полость, _______ .

  • После принятия большого количества пищи дыхание _______ .

  • Дыхательный центр находится в состоянии постоянной _______ .

  • Каждое легкое сверху покрыто _______ .

  • При вдохе давление воздуха больше или меньше атмосферного? __________________

  • Легкое следует за движением грудной клетки, так как в плевральной щели давление _______ .

Слайд 37.

Ответы

  • Газообмен осуществляется _______ (диффузии).

  • Бронхи ветвятся и заканчиваются _______ (легочными пузырьками).

  • Альвеолярный и выдыхаемый воздух имеет _______(одинаковый газовый состав).

  • Межреберные мышцы и диафрагму относят к группе _______ (дыхательных мышц).

  • Воздух, проходя через носовую полость, _______ (очищается, согревается, обеззараживается).

  • После принятия большого количества пищи дыхание _______ (затрудняется).

  • Дыхательный центр находится в состоянии постоянной _______ (активности).

  • Каждое легкое сверху покрыто _______ (плеврой).

  • При вдохе давление воздуха больше или меньше атмосферного? (меньше).

  • Легкое следует за движением грудной клетки, так как в плевральной щели давление _______ (отрицательное).


Слайд 38.

  • Ответы: 1.Д, 2. Б, 3. Д, 4. Б, 5. В.

Слайд 39-40.


0 уровень.1.§28 по учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, составить синквейн на тему “Источники загрязнения атмосферного воздуха”.

Ответьте письменно на вопросы §.

2. Творческая лаборатория:

1 УРОВЕНЬ.
1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

2 УРОВЕНЬ,

  • 3. Почему нужно в классах проводить влажные уборку ежедневно?

  • — Предложите самый простой способ поддерживать высокую

  • 4. работоспособность и умственные способности учащихся в течении учебного дня.

  • 3 УРОВЕНЬ.

  • 1.Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500мл. А частота дыхания – 18 раз в минуту?

  • 2. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько кислорода человека пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании.

  • 3. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислый в минуту, в 1ч., сколько все учащиеся класса в 1час.


C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesAstma-----hronicheskoe-zabolevanie.jpg C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesIMG_5511m.jpg C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesGAz2Nspb4ns.jpg


C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesphi0104l.jpg C:Documents and Settings1Мои документыDownloadsфото дыхательного механизма 37 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_filesQnd87XY_0mg.jpg



Слайд 41.

Дополнительная информация.

Механизм вдоха и выдоха на модели Дондерса.

  • Поступление воздуха в легкие и его удаление (изгнание) можно пронаблюдать на модели изобретателя и физиолога Дондерса

  • Для работы нам потребуются:

  • оборудование. стеклянная воронка, 2 воздушных шарика, нитка, липкая лента.

  • Ход работы:

  • 1.шарик поместим внутрь воронки, а его клапан вытянем наружу и натянем с наружной стороны и крепко обвяжем ниткой.

  • 2. второй шарик пополам и натянем на широкий раструб воронки так чтобы образовалось резиновое дно. А чтобы дно лучше держалось крепим его липкой лентой с наружной стороны воронки.

  • трубка воронки моделирует верхние дыхательные пути, шарик внутри воронки – легкое, резиновое дно – диафрагму. Стеклянный корпус воронки – стенки грудной полости. При оттягивании резинового дна, давление в модели и полости грудной падает и наружный воздух входит внутрь шарика, он раздувается, как легкое во время вдоха, когда мы отпускаем модель диафрагмы, воздух из шарика выходит – происходит выдох

  • Следует отметить, что дыхание у человека принимает участие нетолько легкие, но и кожа (особенно интенсивно дышит кожа на груди, животе, спине.

Слайд 42.

Модель Дондерса

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Органы чувств"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: