Урок по теме «Скелет человека»


Тема урока «Скелет человека»


Общедидактическая цель урока:

Создать условия для усвоения, осознания и осмысления учебной информации по теме «Скелет человека»


Триединая дидактическая цель:

образовательная: создать условия для понимания и осмысления представлений о скелете человека как о уникальном творении природы

развивающая: создать условия для развития умения составлять учебные таблицы

воспитательная: продолжить формирование культуры труда


Тип урока:

Изучение нового учебного материала.


Методы обучения:

  • частично-поисковый;

  • репродуктивный.


Приемы реализации методов:


  • задание учащимся на отдельное речевое проговаривание известных правил, определений;

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  • демонстрация учащимся анатомических рисунков скелета

  • задание учащимся на описание отделов скелета по описанию и образцу;

  • резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  • выделение из проблемного вопроса нескольких подзадач, после решения которых следует возврат к исходному вопросу.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:


  • общеклассная – во время актуализации и мотивации;

  • индивидуальная – при работе с тетрадью

  • групповая – при выступлении с рассказом о строении отделов скелета с использованием информационных технологий





Модель урока по теме «СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА»


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Здоровается с классом. Настраивает детей на работу.

Проверяют готовность рабочего места

2. Подготовка к основному этапу занятия: актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

  • Проводит фронтальную беседу по основным вопросам домашнего задания

  1. строение сустава

  2. различия в строении типов костей


— Создание проблемной задачи о уникальности строения скелета человека

— Через систему наводящих вопросов организует самоцелеполагание.

.

  • Анализируют уровень готовности к изучению нового материала





  • Обсуждение проблемы, предложение плана по решению проблемы.

  • Формулировка темы урока. Определение местоположения урока в теме и курсе. Конкретизация целей данного урока.

3. Первичное осознание и осмысление учебной информации.

  • Предлагает учащимся заполнить таблицу о строении скелета человека на основе сообщений учащихся с использованием информационных технологий

  • Демонстрация анатомических рисунков строения различных отделов скелета

Выступают с сообщениями и делают записи в тетради.

4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

  • Подводит итоги урока.


  • Организует фронтальную беседу на проверку правильности понимания важности скелета в организме человека

  • Делает вывод по качеству усвоенности материала.

При необходимости задают вопросы.

Формулируют вывод по проблеме, проставленной в начале урока.


Проводят самоанализ, делают выводы.

6. Информация о домашнем задании.

Проводит инструктаж по проведению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.




Презентация проекта урока

Доброе утро, уважаемые гости!

Вашему вниманию предлагается урок в 9-а классе. В классе обучается 25 человек. Среди них – 18 человек юношей и 7 девушек. Уровни обученности различный: на базовом находится 5 человек, на конструктивном – 18 человек, на творческом – 4 человек. Большинство учащихся характеризуется высокой активностью познавательной деятельности, заинтересованностью в результатах своего учебного труда и высоким уровнем развития коммуникативности. Кроме этого класс отличается значительной ориентированностью на предметы точного – математического — цикла, но все-таки обучающиеся проявляют достаточный познавательный интерес к другим предметам, в том числе и к биологии.

А теперь обратитесь, пожалуйста, к материалам, предоставленным вам, по уроку. Данный урок входит в систему уроков по теме «Опорно-двигательный аппарат». На изучение темы отводится по программе 8 часов. Урок по теме «Скелет человека» входит в состав первого блока знаний «Кости». Исходя из места урока в теме и его ТДЦ: восприятие учащимися и первичное осознание учебного материала, мною определен тип урока — изучение нового материала. Структура урока представлена в модели урока, в которой вы так же можете ознакомиться с деятельностью учащихся и учителя на уроке, поэтапными показателями реального результата,

К уроку ставилась триединая дидактическая цель (ТДЦ), которая формулировалась по аспектам: образовательному, воспитывающему и развивающему. Подробнее остановлюсь на образовательном аспекте: создать условия для получения сведений о строении скелета человека как о уникальном явлении человека. Воспитывающий и развивающий аспекты прописаны в материалах, предоставленных вам, и я на них останавливаться не буду.

Цель для учащихся формулируется таким образом: узнать, почему скелет человека считается уникальным творением природы.

Для урока использованы следующие ФОПД:

  • общеклассная – во время актуализации и мотивации;

  • индивидуальная – при работе с тетрадью

  • групповая – при выступлении с рассказом о строении отделов скелета с использованием информационных технологий

Я предполагаю использовать методы обучения, такие как: частично-поисковый и репродуктивный.

Система контроля, за результатами обучения состоит в сочетании контроля со стороны учителя и самоконтроля учащихся. Самоконтроль состоит в заполнении учащимися таблицы результатов учебной деятельности. В ходе урока осуществляется контроль за промежуточными результатами обучения, который фиксируется учителем по прохождению каждого этапа урока и учащимися при заполнении таблицы.

Таким образом, я надеюсь, что спроектированная мною модель урока полностью воплотятся в реальный урок и планируемый результат совпадет с реальным результатом.

Самоанализ урока

Самоанализ урока я проведу, построенным следующим образом:

1. Обосновать постановку целей, выбор МО и ФОНД и установить связи между ними.

2. Доказать, что спроектированная модель урока воплотилась в реальный урок.

Начну с целей. ТДЦ урока соответствовала его содержанию: в образовательном аспекте этой цели указано, какие понятия формировались на уроке, в развивающем аспекте указано, какие предметные и общеучебные умения развивались; в воспитывающем — какие качества личности формировались.

Цель по всем трем аспектам начинается со слов: «создать условия…», эти условия включают в себя санитарно-гигиенические требования и психологический настрой на урок.

Санитарно-гигиенические условия были выполнены: всем учащимся было удобно работать при определенном уровне освещения и комфортных температурных условиях.

Психологически комфортные условия создавались мною посредством организации процесса принятия детьми факта присутствия гостей. Таким образом, условия для работы на уроке были созданы.

Цель для учеников вводилась посредством проблемной ситуации, которая создавалась с помощи вопроса «Почему скелет человека можно считать уникальным творением природы». Суть проблемной ситуации состояла в том, что с одной стороны, субъективный опыт учащихся позволяет ответить на вопрос утвердительно, а с другой стороны — у учащихся отсутствовали знания о строении скелета человека. Это противоречие между субъективным опытом и незнанием порождало желание найти выход из создавшейся ситуации, т.е. ученики сами формулировали цели.

Далее проблема разбивалась на ряд вопросов, после решения, которых в ходе парной работы с помощью информационных технологий, последующего обсуждения результатов в классе и заполнения таблицы, ученики возвращались к исходной проблеме и решали ее с использованием полученных знаний.

Над содержанием обучения работа велась на протяжении, всего урока. Продолжалось формирование понятий, которые вводились в прошлом году: череп, пояса конечностей, позвоночник, свободные конечности. Кроме того, формировались новые морфолого-анатомические названия костей скелета и их особенности внешнего строения. Выступающие пытались говорить своими словами, что означает понятость ими этого материала.

В ходе урока велась работа над изучением строения скелета человека. Улучшить процесс осмысления, понимания нового позволило использование мультимедийного проектора, а также тех информационных технологий, которыми воспользовались учащиеся при работе (Power Point и Photoshop). Данное внедрение информационных технологий в процесс изучения морфолого-анатомического материала позволяет улучшить наглядность, внести элемент новизны в урок. Также это позволяет включить учащихся в активную творческую работу, где акцент ставился на самостоятельную работу с компьютером и новым учебным материалом. Самостоятельная работа предусматривала активность и в познавательной деятельности.

Работа с использованием информационных технологий строилась следующим образом: формирование умения проанализировать новый учебный материал, синтез слайда с рассказом о строении скелета, умение владеть правильным биологическим языком. Учащиеся показали, что большинство из этих умений уже сформировано на достаточном уровне. В случае недочета велась своевременная коррекция.

На уроке продолжалась работа по формированию общеучебных умений и навыков: умения слушать и слышать, записи услышанного в таблицу, осмысления учебного материала, построения выступления и аргументирования.

Таким образом, поставленные цели соответствовали содержанию обучения; что позволило осуществлять работу над содержанием в полном объеме. Поставленным целям соответствовали и выбранные информационные технологии.

Исходя из целей, учебного занятия отбирались и МО. Поскольку в целях было заявлено: развитие самостоятельности, речи, формирование знаний у учащихся, то мнению Ю.К. Бабанского, наиболее полно данные цели реализуются благодаря частично-поисковому методу обучения. На уроке были использованы приемы, через которые наиболее эффективно происходит реализация данного метода: задание учащимся на описание отделов скелета по описанию и образцу; выделение из проблемного вопроса нескольких подзадач, после решения, которых следует возврат к исходному вопросу. Поскольку на уроке вводились и новые понятия, то было необходимым и использование репродуктивного метода и его приемы: демонстрация анатомических рисунков скелета, схем, интонационное выделение логически важных моментов изучения и повторное, более краткое предъявление учащимся готовых знаний. Следовательно, можно сделать вывод и о том, что МО и ФОПД выбраны к соответствии с целями и достаточно эффективно работали на уроке.

Результаты беседы в конце урока о правильности понимания важности скелета показала, что оптимально сочетались контроль и самоконтроль для установления правильности выполнения заданий (заполнение таблицы, выполнения работы по описанию скелета) и осуществления при этом коррекции пробелов. Самооценка учащихся была адекватна оценке учителя.

Итак, система обучения на уроке была достаточно эффективной, обладает высоким уровнем целостности, результаты оптимальные и процесс управляем. Следует считать данную модель урока достаточно технологичной.



Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Хрящевые рыбы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: