Конспект урока для 9 класса «Соли аммония»


Методическая разработка урока химии в 9 классе.

Тема: «Соли аммония».

Цель:

— знакомство с понятием «соли аммония»;

— способствование дальнейшему развитию логического мышления учащихся: умению сравнивать, обобщать, делать выводы;

— развитие навыков самообразования: работа с инструкцией, подготовка плана ответа;

— воспитание необходимости соблюдать правила по технике безопасности, экономно расходовать реактивы, аккуратно проводить экспериментальную работу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: пробирки, держатели для пробирок, спиртовки, спички; реактивы: хлорид аммония, ортофосфат аммония, сульфат аммония, карбонат аммония, гидроксид натрия, нитрат серебра, хлорид бария, соляная кислота, вода, лакмусовая бумага.

Этапы:

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Постановка учебной задачи и целеполагание.

3. Решение учебной задачи.

4. Задание на дом.

5. Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Актуализация знаний учащихся

Предлагает выполнить самостоятельную работу на два варианта (см. приложение №1)























Предлагает проверить задания, выполнив соответствующие записи на доске.

Просит сравнить состав продуктов реакций двух вариантов.



























Задаёт вопрос: «К какому классу веществ относятся эти соединения? Почему?»


Записывают уравнения реакций между предложенными парами веществ, определяют принадлежность к классу неорганических веществ продуктов реакции, составляют уравнения их распада на ионы.



Вызванные ученики записывают уравнения реакций для 1 и 2 вариантов. Учащиеся класса сравнивают состав продуктов реакций двух вариантов, устанавливают сходство: наличие аниона кислотного остатка и находят главный отличительный признак: катион NH4..

Указывают на принадлежность к классу солей, так как в составе веществ имеется катион и анион кислотного остатка.

Познавательные УУД: знаково-символические:

моделирование;

логические:

анализ, сравнение состава веществ-продуктов реакций.

Регулятивные УУД:

самостоятельность, определение и понимание учебной задачи.









Познавательны УУД:

логические:

анализ и сравнение состава полученных веществ во всех предложенных реакциях.

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать одноклассников.





















Познавательные УУД:

логические:

обобщение знаний о составе веществ класса солей.

2.Постановка учебной задачи и целеполагание.

Обращается с вопросами: « С составом и свойствами солей мы познакомились в 8 классе. Что новое мы узнаем о веществах этого класса? Как можно сформулировать тему нашего урока?»



Какую задачу мы поставим перед собой?





Каким способом можно определить свойства солей аммония?»



«Что следует помнить при выполнении химического эксперимента?»





Напоминает о необходимости экономно расходовать реактивы.

Отвечают: «Соли аммония и их свойства».

(Учитель конкретизирует тему.)















Ставят задачу: изучить химические свойства солей аммония.

Предлагают выполнить химический эксперимент.



Говорят о правилах по технике безопасности при работе с веществами.


Познавательные УУД:

определение объекта изучения.

Регулятивные УУД:

целеполагание.















Познавательные УДД:

постановка и решение проблемы.

Регулятивные УДД: планирование учебной деятельности и работа по плану.

3. Решение учебной задачи.

Организует работу в 4 группах. Предлагает познакомиться с инструкцией по выполнению эксперимента (см. приложение №2)

В течение работы групп консультирует учащихся.





























Говорит: «Время, отведённое на выполнение лабораторной работы, подошло к концу. Приступаем к защите полученных результатов».



Предлагает сравнить результаты, полученные в группах.

















Обращается к классу с вопросом: «Укажите, по каким признакам соли аммония относятся к классу солей?»

Работают в группах с предложенным набором реактивов согласно инструкции (см. инструкцию №.)







































Каждая группа зачитывает план защиты работы и производит отчёт согласно этого плана.









Отмечают общие свойства рассмотренных солей аммония, их практическое значение.















Перечисляют признаки , сходные для солей аммония и для веществ класса «Соли».


Коммуникативные УУД:

интегрирование в группы, определение своих функций каждым членом группы, умение помогать другим и стремление к эффективной работе, взаимодействие с учителем.

Познавательные УУД:

навыки пользования инструкцией, знаково-символическая запись информации; создание алгоритма защиты результатов работы.

Регулятивные УУД:

планируют учебную

деятельность и работают по плану.

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.



Познавательные УУД:

логические: анализ и синтез полученной информации, установление причинно-следственной связи между свойствами веществ и их применением.



Познавательные УУД:

логические: формирование понятия.



Предлагает сравнить продукты термического разложения солей аммония:

NH4Cl =NH3 + HCl

NH4NO3 = N2 + 2H2O

Обращается к классу с вопросом: «Как объяснить неодинаковый состав продуктов данных реакций? Причину этого мы будем искать на следующем уроке».

Сравнивают состав продуктов данных реакций.

(Сталкиваются с затруднением. Не могут выполнить задание, так как не имеют знаний об особенностях термического разложения солей аммония)

Познавательны УУД:

логические:

анализ и сравнение информации.

Личностные УУД: познавательная мотивация.

4. Задание на дом.

Предлагает домашнее задание на выбор (по уровням сложности). (См. приложение №4.)




Записывают выбранное задание в тетрадь.

Личностные УУД:

адекватное оценивание себя, самооценка.

5. Рефлексия.

Оцените Вашу работу на уроке. Что получилось? Что не получилось? В чём были затруднения? Почему они возникли? Над чем надо ещё поработать?

Анализируют и оценивают свою работу и работу группы


Личностные УДД:

адекватное оценивание себя и других, понимание причин успешности и неуспешеости.

Свежие документы:  Обобщающий урок-практикум "Классы неорганических веществ. Типы химических реакций" 8 класс









































ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение №1

Задание №1.

Составить уравнения реакций взаимодействия:

1 вариант:

а) аммиака и соляной кислоты;

б) аммиака и азотной кислоты;

в) гидроксида аммония и серной кислоты.

2 вариант:

а) натрия и серы;

б) оксида натрия и оксида серы (VI);

в) оксида лития и серной кислоты.

Задание №2.

Записать уравнения диссоциации продуктов данных реакций. Определить принадлежность полученных соединений к классу неорганических веществ, объяснить своё решение.





Приложение №2

Инструкция к лабораторной работе «Свойства солей аммония»

1. Исследуйте растворимость в воде солей аммония.

2. Обсудите возможность взаимодействия предложенных солей аммония со щелочами, кислотами и другими солями.

3. Определите общие и специфические свойства солей аммония, составьте уравнения реакций в молекулярном , ионно-молекулярном полном и кратком видах.

4.Предположите области применения солей аммония. На каких свойствах основано их применение?

5. Составьте и запишите план защиты полученных результатов работы.

6 По окончанию работы приведите рабочее место в порядок.

Приложение № 3.

Список реактивов для лабораторной работы.

1 группа

Хлорид аммония, гидроксид натрия, нитрат серебра, вода, универсальная индикаторная бумага.

2 группа

Ортофосфат аммония, гидроксид натрия, нитрат серебра, вода, универсальная индикаторная бумага.

3 группа

Сульфат аммония, гидроксид натрия, хлорид бария, вода, универсальная индикаторная бумага.

4 группа

Карбонат аммония, гидроксид натрия, соляная кислота, вода, универсальная индикаторная бумага.

Приложение №4

Домашнее задание разного уровня сложности (уровни расположены по мере нарастания степени сложности)

1 уровень

Уметь составлять уравнения реакций взаимодействия солей аммония с кислотами, щелочами, другими солями.

2 уровень

Докажите химические свойства солей на примере сульфида аммония. Ответ подтвердите уравнениями реакций в молекулярном и ионно-молекулярном видах.

3 уровень Пользуясь дополнительной литературой, составьте уравнение реакций разложения карбоната аммония, нитрата аммония. Каково практическое значение данных реакций?



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: