Конспект урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций» 8 Класс


Разработка урока химии по теме «Физические и химические реакции. Признаки химических реакций», 8 класс, к учебнику О.С. Габриелян, Химия 8 класс- 10-ое издание, переработанное- М.: Дрофа, 2005г./ 2008

Автор-составитель: Ильичева Т.В., учитель химии,, заместитель директора по УВР МОУ-СОШ №21, г. Альметьевск, РТ


Тема: «Физические и химические явления.

Признаки химических реакций».


Форма проведения: урок.

Тип: комбинированный.

Цели:

  1. Сформировать представления, о явлениях: физических и химических, признаках и условиях протекания и возникновения химических реакций.

  2. Развивать умения составлять формулы по валентностям, решать задачи.

  3. Осуществлять экологическое воспитание и показать важность химических знаний в жизни.


Оборудование:

  1. Плакат «Круговорот веществ в природе».

  2. Рыбки с химическими элементами.

  3. Иллюстрация мультипликационного героя для «Мозаики.

  4. Надписи к схемам.

  5. Карточки с формулами.

  6. Реактивы.

  7. Тест.

  8. Карточки с задачами.

  9. Карточки с последовательностью проведения опытов.

  10. Компьютерные учебные программы: «Виртуальная лаборатория», «Самоучитель-химия», компьютер.


Х О Д У Р О К А


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

— Начнем урок с повторения пройденного материала.

а) два ученика работают у доски по карточкам:

1) – Какова масса 0,5 моль оксида натрия (Na2O)?

2) – Рассчитайте массу углекислого газа CO2, содержащего по 0,6 х 1023 молекул.

б) Дидактическая игра «Рыболовы»

— Что такое валентность?

— Какой она бывает?

— Поймайте элемент на крючок валентности.

(на доске рыбки из бумаги с символами химических элементов, мелом на доске нарисованы крючки)

в) Составление формул по валентности:

— Я показываю карточку с незавершённой формулой, вы записываете элементы из которых она состоит, определяете индексы, согласно степеням окисления элементов.

На карточках:

СО AlO HS CaO SiO ClO NaO FeO


Проверка: учитель показывает карточку, на обратной стороне которой готовая формула. Учащиеся объясняют алгоритм.

— Что такое оксиды?

— Назовите оксиды среди данных формул.

г) Решение задачи (с последующей взаимопроверкой).

Найдите 1 в. — w(O) в СО2

2 в. — w(O) в Fe2O3

В это время учитель проверяет работу двух учеников.

Микроитог.


III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы (запись в тетради)

  2. Объяснение учителя.

— В природе постоянно происходит множество различных явлений.

Вспомните круговорот воды в природе.

(учащиеся объясняют по схеме «Круговорот воды в природе»)

Здесь вода встречается в трех своих состояниях: жидком, твердом, газообразном. То есть происходит изменение агрегатного состояния – здесь мы наблюдаем физическое явление. Но стоит только воде в любом своем состоянии подействовать, например, на гвоздь, гвоздь покрывается ржавчиной.

Ржавчина – есть новое вещество. Образование нового вещества свидетельствует о протекании химического явления – химической реакции.

Итак, учащиеся подытоживают и записывают схему с собственными примерами:

явления



физические химические

(изменение агрегатного (образуется новое

состояния) вещество)



Поскольку химия – это наука о веществах, превращениях, т.е. здесь рассматриваются химические явления или химические реакции.

При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.

Об этом можно судить по внешним признакам химических реакций.


Учитель показывает опыты:

а) к 4-5 каплям раствора FeCl3 добавляем 1-2 капли раствора роданида калия KCNS. Образуется вещество вишнево-красного цвета.

б) AgNO3 смешать с раствором HCl, получаем белый творожистый осадок.

Итак: выпадение осадка, изменение цвета – признаки химических реакций.

Есть и другие признаки.


Просмотр опытов с использованием компьютера и учебных программ «Виртуальная лаборатория», «Самоучитель – химия»

(выделение света, тепла; выделение газа, появление запаха, растворение осадка)


Таким образом:

— Какие условия необходимы, чтобы произошла химическая реакция?

-Что мы делали с веществами, когда проделывали опыты? (смешивали, нагревали).

— Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны быть в измельченном виде, растворенном. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры.

Составляется и записывается схема:


Условие возникновения

химической реакции


контакт веществ нагревание


— Но, ребята, бывает так, что нужно прекратить химическую реакцию. Мы живем в столице нефтяного края. Крупная компания ОАО «Татнефть» борется и делает всё для того, чтобы не было порывов, аварий нефтепроводов за счёт применения новых технологий, современного оборудования, т.е. создается экологическая программа. Но аварии случаются в силу разных причин и нефть, нефтепродукты попадают в воду, почву, а если сюда попала горящая спичка, непотушенная сигарета, искра – могут привести к пожару.

Нефть всегда остается на поверхности воды, т.к. она легче воды. А когда горит нефть какое происходит явление?

— Назовите признаки химической реакции?

— Как можно её остановить?

Водой не гасят, для этого используют огнетушители, содержащие пенообразующие вещества. При их использовании прекращается доступ кислорода, который усиливает горение и происходит охлаждение нефтепродуктов.

В таких случаях очень важны знания химии.


Микроитог проходит в виде игры «Мозаика».

Раздаются тесты, учащиеся выбирают правильный ответ; при сложении всех правильных ответов получается изображение.

Тест признаки химических реакций:

  1. Физические явления — это явления:

А) происходящие с веществами с сохранением их молекул;

Б) происходящие с веществами с разрушением молекул;

В) при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;

Г) в результате которых из одних веществ образуются другие.

  1. Отметьте утверждение, в котором идёт речь о химическом явлении:

А) почернение медной пластинки при нагревании;

Б) измельчение сахара в ступке;

В) плавление льда;

Г) кипение воды.

  1. Укажите условия протекания и течения химических реакций:

А) наличие осадка;

Б) контакт веществ и нагревание;

В) действие света;

Г) растворение веществ.

  1. Признаком химических реакций не является:

А) появление запаха;

Б) изменение объёма;

В) изменение цвета;

Г) выделение света и тепла.

Ф И З М И Н У Т К А

IV. Закрепление.

№1. №1 с.40 учебника – устно

№2. Лабораторные опыты по рядам (работают в парах).

I вариант

Лабораторные опыты:

  1. Положите в пробирку гранулу цинка и прилейте немного (3-5 миллилитров) соляной кислоты (HCl).

  • Что наблюдаете?

  • О чём это говорит?


  1. Налейте в пробирку немного воды из стакана и нагрейте её, соблюдая правила техники безопасности.

-Что наблюдали?

-О чём это говорит?

По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!

II вариант

Лабораторные опыты:

  1. Налейте немного двух веществ, поочерёдно, сначала 3-5 миллилитра (мл) CuSO4 , а потом 3-4 мл NaOH.

-Что наблюдаете?

-О чём это свидетельствует?


  1. Положите в ложечку для сжигания веществ парафин и нагрейте его над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности.

-Что наблюдаете?

-О чём это говорит?

По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!

III вариант

Лабораторные опыты:

  1. Возьмите пробирку с веществом гидроксида меди Cu(OH)2 и добавьте к нему 2-3 миллилитра соляной кислоты (HCl ).

-Что наблюдаете?

-О чём это свидетельствует?


  1. Положите в ложечку для сжигания веществ парафин и нагрейте его над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности.

-Что наблюдаете?

-О чём это свидетельствует?

По окончании работы приведите в порядок своё рабочее место!


Коллективное обсуждение ответов.


V. Итог (выставление оценок)

Домашнее задание: п.8, с.40, №4 устно










Свежие документы:  План-конспект открытого урока "Водород. Его получение и свойства" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: