Конспект урока на тему «Да здравствует мыло душистое…» 9-10 Класс



Конспект урока на тему

«Да здравствует мыло душистое…»

(производство мыла)


Учебные предметы: химия, информационные технологии, биология, обществознание, математика, экономики.


Класс 9-10.


Место в тематическом планировании: целесообразно проводить после изучения темы «Сложные эфиры. Жиры», когда накоплен теоретический материал.


Цель: Создание производственного цикла по изготовлению мыла


Задачи:

  • Познакомиться с различными производственными циклами по изготовлению мыла

  • Учить самостоятельно, находить недостающую информацию в информационном поле

  • Научить проектировать создание изделия

  • Развитие навыков маркетинга в проведении рекламной компании

  • Систематизировать, обобщать и оформлять материал по теме

  • Развивать умения коллективно планировать и взаимодействовать в группе

  • Развивать навыки монологической речи, умения использовать различные средства наглядности при выступлении.


Результат работы:

— изготовление мыла различными способами

— рассчитанная рыночная цена товара

— реклама своего продукта

— компьютерные презентации


Продолжительность выполнения работы (начиная от сбора информации и заканчивая конечным продуктом) 2-3 недели.






Конспект урока

Тема урока: «Да здравствует мыло душистое!»

Цель урока: проанализировать технологию производства мыла, создание проекта – производственный цикл по изготовлению мыла.

Задачи проектного урока:

  1. познакомиться с различными производственными циклами по изготовлению мыла;

  2. выбрать экономически целесообразный и экологически чистый способ производства;

  3. научить учащихся пользоваться знаниями по химии, экономики, психологии; участие учащихся в различных видах деятельности: опытно-эксперементальной, расчетной, маркетинговой, снимают фильм.

Задачи, поставленные перед фирмами:

  1. найти исторический материал;

  2. разработать проект по изготовлению мыла;

  3. рассчитать себестоимость проекта;

  4. провести маркетинговые исследования и рекламную кампанию, получить сертификат качества.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер с диапроектором, оборудование для рекламной компании, компьютерная презентация урока;


Ход урока.


Эпиграф Роль химии заметней год от года.

Решить задач ей много предстоит:

Растет число химических заводов,

И химия упорно входит в быт.



I.Актуализация знаний по предмету.

Учитель: Есть вещества, которые являются спутниками человека всю жизнь – от начала до конца. К таким веществам относится мыло.

Вспоминаются с детства знакомые строчки: «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое…» Так и назовем наш урок.

Химики называют соли высших жирных кислот, включающие ионы щелочных металлов (например, натрия или калия). Эти жирные кислоты широко распространены в природе. Они являются главной составной частью жиров растительного и животного происхождения (например, гречишное или подсолнечное масло, животный жир).

Очень давно люди научились расщеплять жиры путем кипячения с растворами щелочей. Этот процесс осуществляется по следующему уравнению:

CH2OCOR CH2OH

│ │

CH — O — COR + 3NaOH CH — OH + 3R — COONa

│ │

CH2OCOR CH2OH натриевые соли жирных

жир глицерин кислот (мыла’)


Этот процесс называется – омыление жира.

Мыла в зависимости от консистенции делятся на:

Мыла


твердые мягкие жидкие

(натриевая соль (смесь твердого (калиевые соли

высших карбоновых и жидкого мыла) карбоновых кислот)

II.Защита проектов.

В зависимости от свойств исходных веществ можно получить мыло различной консистенции и различного качества.


Для работы класс был разделен на три группы:

1 группа – изучала проблему производства мыла из растительного сырья.

2 группа – изучала проблему производства мыла из золы.

3 группа – изучала проблему производства ядрового мыла – одного из сортов хозяйственного мыла.


Каждая группа разделила обязанности:

историк – занимался сбором исторического материала,

технолог – химическое производство мыла,

экономист – рассчитывал себестоимость продукта,

маркетолог – проводил рекламную компанию.


Ребята защищают свои работы (см приложение)

Учитель: Хорошо. Вы произвели свой товар, назвали его, мы вместе с каждой группой провели исследование, оговорили цену, отсутствие экологически опасных веществ. На основании этого вам вручается сертификат качества.

Каждая фирма должна представить свою рекламу товара (отснятую на видео -продолжительность не более 30 секунд).

III.Подведение итогов проекта:

Итак, мы в начале урока ставили перед собой определенные задачи. Давайте попробуем их решить.


VI. Рефлексия проекта:

  1. Что вам понравилось в результате реализации проекта?

  2. Как вы считаете, что не получилось?

  3. Хотелось бы вам провести еще исследовательский проект в следующем году?

  4. Какую бы учебную тему вы хотели бы изучить в следующем году?


Рекомендуемая литература

  1. Г.И. Пичугина «Химия и повседневная жизнь» дрофа. М.2004

  2. Н.Н.Гара «Школьный практикум 10-11» Дрофа 1999

  3. «Практикум по органической химии 10-11» под ред. Н. И. Тулина Волгоград2006

  4. О.С. Габриелян «Химический эксперимент в школе» Дрофа М2005

  5. «Интересные уроки химии» составитель В. Н. Головнер М2005

  6. Сайт PORTOTECNIKA

  7. Научно – исследовательская работа по химии и экологии «Формула красоты и здоровья» автор Павлова С.А (сайт не помню)

  8. Э Гроссе «Химия для любознательных»

  9. Б.Д. Степин .А.Ю Апиуберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии»

  10. «Проектная деятельность учащихся по химии» составитель Н. В. Ширшина, Волгоград

  11. Детская энциклопедия растения. «Я познаю мир» М.1999

  12. «Занимательные рассказы о химии. Мир химии» С-П.1995

  13. Л.Ю. Аликберов «Занимательная химия» М 2002

  14. www.Dektop Collector.com


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Химические свойства металлов" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: