Конспект урока на тему «Предмет органической химии. Взаимосвязь живой и неживой природы»


Интегрированный урок химия + биология «Предмет органической химии. Взаимосвязь живой и неживой природы»


Ход урока

  1. Организационный момент :

-Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места и мы начнем наш урок, который я надеюсь будет для нас продуктивным, а самое главное-полезным. Учитель биологии :

Ребята, у вас на парте лежат заготовленные информационные листы, в которых вы на протяжении всего урока будете делать записи. К концу урока у вас должна быть заполнена таблица «Сравнение органических и неорганических соединений».

Ещё у вас лежат оценочные листы.

За один правильный устный ответ ставим себе 1 балл.

За каждый вид работы выставляем оценку, а в конце урока оценочные листы сдаём.


  1. Актуализация знаний учащихся: до сегодняшнего дня мы с вами изучали минеральные вещества, сегодня познакомимся с новым типом веществ, но об этом чуть позже.

Учитель химии:

Другого ничего в природе нет.

Ни здесь, ни там в космических глубинах.

Всё – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Ребята какой смысл в этих стихах?

Ученики:

В том, что живую и неживую природу объединяет общее происхождение. И живые организмы и объекты неживой природы состоят из одних химических элементов.

Учитель биологии: Ребята, давайте вспомним что изучает биология?

Ученики: Биология изучает живые организмы.

Учитель биологии: А что является структурной единицей любого живого организма?

Ученики: Это клетка.

Учитель биологии: Правильно. Клетка-это самая мельчайшая частичка живого, которая обладает всеми свойствами живого организма. Давайте вспомним, какие клетки существуют.

Ученики: Растительная и животная клетка. Слайд 1.

Учитель биологии: А как вы думаете какая клетка в процессе эволюции появилась первой?

Ученики: Первой появилась животная клетка.

Учитель биологии: Давайте вспомним признаки, по которым живые организмы отличаются от объектов неживой природы?

Ученики: называют признаки живых организмов (все живое растет, дышит, питается, размножается, старится и умирает) .

Учитель биологии: Клетки любого организма поддерживают связь с окружающей средой, т.е. участвуют в процессе обмена веществ и энергии. Питаясь, организм получает необходимую энергию для поддержания жизни: движения, размножения, роста.

Учитель химии: Что является предметом изучения химии? О каких веществах мы говорили до сего времени на уроках химии?

Ученики: Химия изучает вещества, изменения происходящие с ними и их свойства. Мы говорили об неорганических элементах и соединениях.

Учитель химии: Наименьшей единицей строения живых организмов является клетка, а что является наименьшей единицей строения объектов неживой природы?

Ученики: атомы и молекулы.

Учитель биологии: Выполним задание на доске. Нужно соотнести группы соединений и примеры этих соединений, отметить стрелками.

Микроэлементы: В,Ж.

Макроэлементы: Б,Е

Биоэлементы: А,Г,Д.

Учитель биологии: Ребята, о каком химическом процессе в живых организмах мы говорили на уроках биологии?

Ученики: О процессе фотосинтеза.

Учитель биологии: Вы совершенно правы, это фотосинтез. Ещё раз вспомним в чём суть этого процесса ( воду и минеральные вещества растение получает из почвы. А органические вещества зеленые растения способны создавать из неорганических, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Слайд 2.

Учитель химии: У нас сегодня необычный урок – он интегрированный. На этом уроке мы коснёмся знаний по биологии и химии. На основании того, что было сказано, как вы думаете, какая у нас сегодня тема?

Ученики: Органическая химия, элементы жизни.

Учитель химии: Действительно, мы начинаем с вами изучать органическую химию. Слайд 3.

Учитель химии: Сравните состав органических и неорганических веществ

Какой вывод о предмете изучения органической химии вы можете сделать?

Ученики: во всех молекулах есть атом углерода. Слайд 4.

Учитель химии: На самом деле, органическую химию ещё называют химией углеродных соединений. Слайд 5.

Учитель химии: Составьте характеристику атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов. Слайд 6.

Учитель химии: Слайд 7. Большой вклад в развитие органической химии внёс русский учёный-химик Александр Михайлович Бутлеров.

Учитель химии:

В дальнейшем развитии и обосновании теории строения органических соединений большую роль сыграли последователи Бутлерова — В.В.Марковников, Е.Е.Вагнер, Н.Д.Зелинский, А.Н.Несмеянов.

Учитель химии: В состав органических соединений входит небольшое количество химических элементов. Слайд 8. Но несмотря на это Слайд 9.

Причиной такого разнообразия Слайд 10.

Задание: Сделать шаростержневые модели молекул органических соединений. Слайд 11.

Проверяем: Слайд 12.

Внимательно посмотрите на ваши модели, что можно отметить в строении молекул органических соединений?

Ученики: Имеют различные виды.

Учитель химии: Различные виды молекул возможны благодаря способности атомов углерода образовывать различные углеродные цепи. Слайд 13. Но это не единственное его свойство, он также способен образовывать 3 типа связи: одинарная, двойная, тройная. Слайд 14.

Вспомним, что такое валентность. Слайд 15.

Ученики: Отвечают.

Учитель химии: Свободные валентности атома углерода заполняются атомами других элементов, чаще всего в органических соединениях – это водород. Слайды 16-18.

Учитель биологии: Отметим свойства органических соединений. Слайды 19-22.

Горючи, обугливаются при нагревании, не растворимы в воде, сгорают с образованием угл.газа и воды

Учитель химии: Какую информацию несёт молекулярная формула химического соединения?

Ученики: Качественный и количественный состав. Слайд 23.

Учитель химии: Структурная формула показывает не только качественный и количественный состав соединения, но и строение молекулы. А именно, как располагаются и соединяются между собой атомы. Существуют соединения, которые имеют одинаковое количество атомов углерода и водорода, но в молекуле они располагаются по-разному. Их называют изомерами. Слайд 24.

Изомерия – существование изомеров. Слайд 25.

Учитель биологии: Существуют органические соединения природного происхождения Слайд 26.


И созданные руками человека. Слайд 27.

А теперь представьте ,что будет если исчезнут органические вещества?

Ученики:Не станет больше деревянных предметов ,не будет шариковой ручки,сумки для книг,самих книг и тетрадей,сделанных из органического вещества-целлюлозы.В классе не будет линолеума,от парт останутся лишь металлические ножки.По улице не будут ездить машины-нет бензина,а от самих машин останутся лишь металлические части.Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров.В аптеках не будет больше лекарств, и нечего будет есть(вся пища состоит из органических соединений)Нечем будет помыть руки,ведь и мыло и шампуни, любые хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа, кожазаменители- все это производные углеводородов.Да и смотреть на этот мир будет некому-от нас останется лишь соленая вода,ведь организмы всех живых веществ состоят из органических соединений.

Учитель биологии:Теперь вы понимаете какова роль органических веществ в природе и нашей жизни

Учитель биологии: У вас на столах лежат тестовые задания. 6 – по биологии, 6 – по химии.

Учитель химии: А теперь проверим тесты друг у друга. Слайд 28.

Выставим оценки. Слайд 29.

Учитель химии: Закрепление.

Проверяем таблицу, оцениваем себя.

Оценочные листы сдаём. Записываем домашнее задание по химии и биологии.





Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Элементы декоративного оформления в интерьере жилого помещения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: