Конспект урока на тему «Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия»


Тема урока: “Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия”.

Цели урока:

— Дать первоначальные понятия о кислородсодержащих соединениях.

— Познакомить с составом и классификацией спиртов.

— Научить составлять молекулярные, структурные формулы спиртов, их изомеров, называть их по систематической номенклатуре.

— Развивать интерес к предмету.

— Развивать логическое мышление, память, уметь анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество.

— Продолжить формирование мировоззренческих знаний.


Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Ребята, мы закончили изучение большого класса органических соединений, состоящих из двух химических элементов – углерода и водорода. Как эти вещества называются?

— Какие ещё химические элементы наиболее часто входят в состав органических соединений?

(Кислород, азот, фосфор, сера и др.).

Начинаем изучение нового класса органических соединений, в состав которых, помимо углерода и водорода, входит кислород. Подобные соединения называются кислородсодержащими.

К кислородсодержащим соединениям относятся: спирты, альдегиды, кетоны, эфиры и углеводы. (Фрагмент с диска.)

Изучение кислородсодержащих соединений начинаем с класса спиртов. (Показ слайда.)


В одной из арабских легенд рассказывается о том, один алхимик, желая получить «эликсир жизни», стал перегонять старое вино, добавив к нему поваренной соли. В итоге он получил жидкость, попробовав которую алхимик с удивлением обнаружил, что она оказывает опьяняющее воздействие. Пораженный свойствами вещества «прогонять печаль и вызывать бодрость», алхимик решил, что ему удалось открыть «воду жизни». Вещество также называли «пылающей водой» и считали, что оно может растворять «философский камень», превращаясь при этом в «эликсир жизни». Однако это был всего лишь винный или этиловый спирт. Знаменитый немецкий врач и естествоиспытатель Теофраст Парацельс- первый назвал этиловый спирт алкоголем. В средние века люди считали этиловый спирт одним из сильнейших лекарственных средств и поэтому называли его «жизненной водой». Так в качестве лекарства под названием «живительные капли» его применяли итальянский химик Р. Люмель, а в 1350г. один из ирландских полководцев попробовал поднять дух своих воинов напитком «аквавит», являющимся прототипом водки. Но вскоре хвалебные гимны сменились громкими проклятиями в адрес этанола, прозванного «великим лжецом» и «чумой XXI века». Долгое время химики не могли установить эмпирическую формулу этилового спирта, хотя еще в 1780г. А.Лавуазье определил, что «жизненная вода» состоит из углерода, водорода и кислорода.


2. И так, тема нашего урока “Спирты, их классификация, номенклатура и изомерия”.

Свежие документы:  Урок на тему для 10 класса «Белки – основа органической жизни»

3. Цель урока: познакомиться с составом и классификацией спиртов, научиться составлять молекулярные, структурные формулы спиртов, писать их изомеры и научиться их называть по систематической номенклатуре.

Спирты — это производные углеводородов, содержащих одну или несколько гидроксильных групп (OH). Группа (OH) называется функциональной группой. Функциональная группа — это группа атомов или структурный фрагмент молекулы, которая обуславливает характерные химические свойства определенного класса органических соединений. (Фрагмент)

В природе все устроено экономично и совершенно. Она обходиться небольшим числом функциональных групп, наличие которых обеспечивает существования всего ее многообразия.

4. Разобраться в многообразии спиртов поможет классификация этих гидроксил — содержащих соединений. (Диск)

5. Рассмотрим гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. (Фрагмент)

6. Номенклатура спиртов. (Через компьютер.)

Правила по составлению названия спиртов.

1. Определить главную (самую длинную) цепь атомов углерода.

2. Пронумеровать атомы углерода в главной цепи, начиная с того конца, который ближе к функциональной группе.

3. Дать название главной цепи, добавив в конце названия суффикс — ол.

4. Указать положение функциональной группы в углеродной цепи.

5. Назвать другие группы

7. Изомерия бутанола. (Диск.)

III. Закрепление.

Для закрепления пройденного материала выполним следующие задания:

1. Назовите вещества

а) CH3CHCHCH3 б) CH3 – CH – CH2 – OH

׀ ׀ ׀

OH CH3 CI


в) CH3 – CH – CH – CH – CH3 д) CH3 – CH – CH – CH – CH – CH3

׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀

CH3 CH3 OH CH3 OH CH3 CH3

2. Напишите структурные формулы следующих соединений:

а) 2,3 – диметилбутанол – 1

б) 2,2,4,4 – тетраметилгептанол – 3

в) 2,7 – дихлороктанол — 4

г) 2 – метил, 3 – бромбутанол — 2

3. Сколько изомерных спиртов состава C5H11OH может быть. Составьте их структурные формулы и назовите.

IV. Проверка знаний учащихся. Тест.



1. Среди предложенных веществ выберите спирты:

C2H2; C2H5CI; C2H5OH; CH3 – CH2 – CH3;

CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – OH; C4H9Br; C5H10;

CH2OH – CH2OH.

1. Среди предложенных веществ выберите спирты:

CH3OH; C2H4; CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – CH3

C3H7OH; CH2OH – CHOH – CH2OH; CH3CI;

C3H7I; C4H6.

2. Напишите структурные формулы спиртов:

а) 2 – метилпентанола – 3;

б) 2,3 – диметилбутанола – 2;

в) 2,4,4 – триметилгептанола – 2;

г) 2,2 – диметилпропанола.

2.Напишите структурные формулы спиртов:

а) 2 – метилбутанола – 1;

б) 2,2,4 – триметилпентанола – 3;

в) 2,3 – диметилгексанола – 3;

г) 3,4 – диметилпентанола – 2.

3.Назовите изображенное вещество по систематической номенклатуре.

CH3

׀

CH3 – CH – C — OH

׀ ׀

3 CH 3CH

а) 2,3 – диметилбутанол — 3

б) 2,3 – метилбутанол – 2

в) 2,2.3 – триметилпропанол – 1

г) 2,3 – диметилбутанол – 2

д) правильного ответа нет.


4.Какое из перечисленных веществ не является изомером бутанола – 1?

а) CH3 – O – C3H7

б) СH3 – CH – CH2 – OH

׀

CH3




Свежие документы:  Конспект урока по Музыке "Картинки с выставки" 4 класс


IV. Рефлексия учащихся.
































Тест.

1. Среди предложенных веществ выберите спирты:


а) C2H2; б) C2H5CI; в) C2H5OH; г) CH3CH2CH3; д) CH3CH2CH2CH2OH; е) C5H10; ж) CH2OHCH2OH.


2. Какая структурная формула соответствует 2 – метилгексанолу – 3?


а) CH3 – CH2 – CH – CH2 – CH – CH3 в) СH3 – CH2 – CH2 – CH – CH – CH3 ׀ ׀ ׀ ׀

OH CH3 OH CH3


б) CH3 – CH – CH – CH2 – CH3 г) СH3 – CH – CH2 – CH – CH3

׀ ׀ ׀ ׀

CH3 OH CH3 OH


3. Назовите изображенное вещество по систематической номенклатуре.

CH3

׀

CH3 – CH – C — OH

׀ ׀

CH3 CH3

а) 2,3 – диметилбутанол — 3

б) 2,3 – метилбутанол – 2

в) 2,2.3 – триметилпропанол – 1

г) 2,3 – диметилбутанол – 2


4.Какое из перечисленных веществ не является изомером бутанола?


а) CH3 – O – C3H7

CH 3 б) СH3 – CH – CH2OH

׀ ׀

в) CH3 – C – OH CH3

׀

CH3

г) С2H5 – O – C2H5 г) CH3 – CH2 – CH2 – CH2 — CH2OH

5.Общая формула предельных одноатомных спиртов:


а) CnH2n – 1OH; в) CnH2n + 1COOH

б) CnH2n + 1OH г) CnH2n + 1CHO


Тест.


1. Среди предложенных веществ выберите спирты:

а) C2H4; б) C4H9Br; в) C3H7OH; г) CH2OHCHOHCH2OH; д) CH3CH2CH2CH2CH3; е) CH3OH; ж) CH3CI.


2. Какая структурная формула соответствует 2,3,3 – триметилбутанолу – 1?

CH3 3 CH

׀ ׀

а) CH2 – C – CH – CH3 в) СH3 – CH – C – CH3

׀ ׀ ׀ ׀ ׀

OH CH3 CH3 CH3 OH


CH3 CH3

׀ ׀

б) CH3 – C – CH – OH г) CH3 – C – CH – CH2OH

׀ ׀ ׀ ׀

CH3 CH3 CH3 CH3


3. Как следует назвать приведенное вещество по систематической номенклатуре?


OH

׀

СH3 – CH2 – CH – C – CH2 – CH3

׀ ׀

CH3 CH3

а) 3,4 – диметилгексанол – 4

б) 3,4 – диметилгексанол – 3

в) 3.3 – диметилгексанол – 3

г) 3,4 – метилгексанол – 4

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Царство Грибы" 6 класс

4.Какое из перечисленных веществ не является изомером пентанола?


а) CH3OC4H9 б) C2H5CC2H5

׀ ׀

CH3 O

׀

в) CH3 – C – CH2OH г) CH3 – CH – CH – CH3

׀ ׀ ׀

CH3 OH CH3


5.Функциональная группа спиртов:

а) – COOH; б) – CHO; в) – OH; г) — NH3.

Проверка теста.

I вариант.

II вариант.

1 — в, д, ж

1 – в, г, е

2 – в

2 — г

3 — г

3 — б

4 — г

4 — б

5 — б

5 — в


































Методы.

1.Словесно – наглядно – практические.

а) Решение задачи, тестов.

б) Проблемное задание.

в) Творческое задание.

2. Объяснительно – иллюстративный, эвристический.

3. Образовательные: закрепление и совершенствование химических понятий о веществах,

производить расчеты, пользоваться химическим языком.

4. Развивающие: развитие мышления, самостоятельности, интеллектуальных (самоконтроль), формирование научного мировоззрения.

5. Воспитательные: трудолюбие, умение преодолевать трудности, целеустремленность, настойчивость, уверенность в своих силах.


План урока.

I.Организационный момент.

1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

2.Мотивация и целеполагание.

3. Актуализация знаний.

II. Объяснение нового материала.

1. Легенда о спирте.

2. Решение задачи.

3. Составление структурной формулы спирта.

4. Определение спиртов и функциональной группы.

5.Классификация спиртов.

6. Гомологический ряд спиртов.

7. Изомерия и номенклатура спиртов.

III. Закрепление.

IV. Проверка знаний учащихся. Тест.

V. Задание на дом.

VI. Подведение итогов урока.


Оборудование.

1.Компьютер.

2. Медиапроектр.

3.Шаростержневые молекулы спиртов.

4. Таблица.

5. Реактивы: этиловый спирт, глицерин, парфюмерия. лекарства.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: