Конспект урока на тему «Волшебный конверт»






















Полуэктова Ирина Александровна, учитель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №10»

















Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, особенно на начальных этапах изучения химии помогают развитию познавательного интереса к предмету, снимают психологические моменты (трудность восприятия, сложность предмета), помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся.

Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием «Волшебный конверт» (детективная история). В основу – положен игровой момент – «подслушанный разговор ночной разговор известных детских киногероев Колобков», который и обыгрывается потом на уроке. Поэтому, необходимо создать соответствующий настрой – музыкальное сопровождение беседы Колобков (монтаж из фильмов), портреты Колобков, спрятанные по кабинету «следы» и т. д.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с типами химической связи; познакомить с ковалентной химической связью и её видом – неполярной связью; научить записывать схемы образования ковалентной неполярной связи; сформировать понятие о кратности связи; формирование умение выделять главное, делать выводы; стимулирование познавательной активности учащихся, развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: периодическая система химических элементов, магнитофон, «Следы колобков», карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Актуализирующее начало.

Случилось это вчера вечером. Было уже совсем поздно… На улице темно и неуютно.… Все дома заснули — а я всё готовлюсь к урокам. Нервничаю… Переживаю.… Устало опускаю голову и, о, боже засыпаю. … И в это короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу я чьи – то голоса.… Всё … Галлюцинации. … Не может быть. … Нет снова … Голоса все громче и громче … Спорят. … Ругаются. Прислушиваюсь и узнаю их. Да это же Колобки

Да и история очень уж интересная. Слушаю …. Удивляюсь. … Ухмыляюсь.… Просыпаюсь.… Смотрю в окно. … И всё забываю.… Решаю – галлюцинации. Прихожу в школу, открываю кабинет. И …. Вижу их портрет и записку. Прочитаем?



Уважаемая Ирина Александровна!

Услышанная вами история является чистой правдой!!!!

Нам кажется, что эта история будет полезной и познавательной для всех восьмиклассников, ведь в город, в который мы совершили путешествие по анонимному звонку женщины, вам как химикам, тоже будет полезно побывать.

Но чтобы попасть в этот город Вам надо воспользоваться нашими подсказками… Следы от наших ног еще не смыла вода.

R. S. Чтобы следы оказались полезными напишите электронную и молекулярную формулы тех веществ, о которых идет речь.

Дерзайте !!!.






  1. Анализ знаний учащихся (работа учащихся у доски по составлению электронных и молекулярных формул веществ с подробными комментариями)

Встретились как- то нам Li и F

Литий со фтором вели разговор:

— «Братец металл мой, послушай совета

Свои электроны ты мне отдай для октета

Сам ты при этом ведь станешь спокойным

Слой предыдущий вполне завершенный,

Только протонов в ядре твоём три –

Весь положительный будешь, смотри!

Литий пред фтором стоял в размышленье

Чувствуя силу его притяженья…




Это было в воскресенье

У слона на день рожденье.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись …..

Отгадайте ребусы — путь открыт.




** Это чисто «алюминиевый минерал»- боксит

состоит из двух элементов: « Этот ярче глаз Багиры», —

  • Из глины я обыкновенной сказал Маугли,

Но я на радость современный с восхищением поворачивая рубин…,

Я не боюсь электротока «Многие люди убивали бы трижды

Бесстрашно в воздухе лечу в ночь ради одного этого камня»,

Служу на кухне я без срока — заметил Кая.

Мне все задачи по плечу «Маугли», Киплинг)* **

Горжусь своим я именем: *Рубин (карбункул)- это

Зовусь я … алюминием! окрашенная в кроваво – красный цвет,

  • Я жилец квартиры восемь прозрачная разновидность минерала корунда

Я могу зажечь на спор (его формулу вам и надо написать) – «кто яхонт

Спичку, свечку и костёр червленый при себе носит, снов страшных

Кто вам всем дышать даёт, и лихих не видит»

Атмосферный кислород. — прозрачная, блестящая, окрашенная в синий

цвет другая разновидность корунда называется

сапфиром.

(задание следа дифференцировано и рассчитано на разные классы: обязательно написание молекулярной формулы, а электронной только в сильном классе)

Расположите следы по порядку и прочитайте слово.

    • Какая связь существует между полученным словом и отгаданными нами веществами?

    • Какой тип связи во всех этих веществах?

    • Что такое ион?

    • Какие силы лежат в основе притяжения ионов?

    • Как образуются ионы? Как образуются положительно заряженные ионы? Как образуются отрицательно заряженные ионы?

    • Какое еще определение ионной связи можно дать?

Ой, что это? Еще одна записка?! Действительно. …

И как мы её не заметили? Прочитаем.

III. Изучение нового материала (идёт параллельно чтению записки и работой с картинами – загадками)

Молодцы!

Вот вы и дошли до пункта назначения.… Не забудьте, заветное слово вам еще пригодится. А вот он и город. Посмотрите вокруг.… Удивились? … Мы тоже – одни близнецы – двойники. Да такие дружные.…* Жаль, что разговаривать с Вами они не будут. Но мы всё записали – читайте. Угадали вещества? Но чтобы приблизиться к разгадке тайны, воспользуйтесь подсказками нашей коллеги – криминалиста Колбочкиной:

  1. Молекулы простых или сложных веществ живут в этом городе?

  2. Атомами каких химических элементов они образованы?

  3. Напишите электронные формулы этих молекул.

Ирина Александровна! Вы не спите? Подсказывайте…**

Молодцы!!! Много узнали нового? Мы тоже.… Так кто же пригласил нас в этот город? Мы догадались. А Вы?

Кто она – химическая связь? Какие её типы Вы знаете? А чтобы быть уверенными, напишите на наших визитках ответы на наши вопросы (не забудьте указать координаты!)***

До свидания! Не прощаемся!

До скорой встречи!

* Вниманию учащихся предлагается макет дома, квартиры в котором занимают картинки с изображением близнецов. Учащиеся читают задания на картинках и отгадывают загадки. После этого продолжается чтение записки и выполнение заданий с подробными комментариями.















**Объяснение учителя (подробное объяснение учителя механизма образования ковалентной связи, её кратности, длины, электронных и структурных формул, запись основных положений в тетрадь)

Подводим итог, связь, образующаяся за счет обобществления электронов, называется ковалентной связью.

Ковалентная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар (запись в тетради).

Ковалентная неполярная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами одного и того же элемента – неметалла.

  1. Закрепление знаний.

***



Вот такая история приключилась с нами. Именно её я просто забыла. А вот колобкам спасибо! Ведь именно они помогли мне объяснить новый материал. Спасибо колобкам! Спасибо Вам!

Домашнее задание §10.

Список литературы.

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2012г.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2012г.

  3. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы — М.: Просвещение, 1993г.

  4. Алигберов А.И.Занимательная химия- М., Просвещение, 2002 г.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Кислородосодержащие органические соединения" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: