Конспект урока «Нитраты» 9 Класс


План-схема урока «Нитраты»

9 класс

Цель: закрепить знания учащихся об общих свойствах солей, изучить особые свойства нитратов и их применение.

Образовательные задачи: углубить знания о солях-нитратах в свете теории электролитической диссоциации и участия их в окислительно-восстановительных прцессах, научиться определять нитрат-ион.

Оборудование и реактивы:

Для демонстрации: набор нитратов, прибор для испытания электрической проводимости растворов, вата, штатив, концентрированные растворы гидроксида калия, серной кислоты, медная пластинка, мерный цилиндр с песком, уголь, щипцы, спички.

Для лабораторных опытов: кристаллические нитраты меди, натрия, цинка, аммония, цинк, щелочь, соляная кислота, индикаторы, вода, раствор сульфата натрия.

Ход урока:

Изучение темы начинается с выполнения учащимися лабораторного опыта по проверке растворимости нитратов в воде. После проведения эксперимента и анализа таблицы растворимости солей учащиеся делают вывод о хорошей растворимости нитратов в воде. Формулы и номенклатуру солей записывают в тетрадях. Сильные учащиеся проверяют правильность этих записей. Под руководством учителя учащиеся изучают общие свойства нитратов-электролитов, выполняют лабораторные опыты, записывают уравнения реакций.

С целью изучения гидролиза нитратов предлагаем учащимся экспериментальную задачу: определить с помощью индикаторов характер среды растворов нитратов меди, натрия, цинка.

Особые, окислительные свойства нитратов учитель демонстрирует на примере реакции термического разложения солей. Учащиеся делают выводы о реакции разложения нитратов и записывают их в тетрадях.

С целью развития представления учащихся о нитрат-ионе и его окислительных свойствах учитель использует опорные знания о строении азотной кислоты. Учащиеся зарисовывают его строение. Демонстрируется качественная реакция на нитраты, учащиеся составляют уравнение этой реакции с помощью электронного баланса. Такое написание уравнения реакции сокращает время, позволяет обратить внимание на окислительные свойства нитрат-иона.

О применении нитратов можно заслушать сообщения или презентации учащихся на данном или следующем уроке.









Вопросы темы

Основное содержание

Методы и методические приемы

1.Состав и номенклатура

КNO3, NaNO3, Pb(NO3,)2, AgNO3, NH4NO3

1.Формулы солей учащиеся записывают самостоятельно в тетради.

2. Номенклатура объясняется учителем.


2.Общие свойства

1.Все соли – кристаллические.

2.Растворимость в воде.


1.Физические свойства. Лабораторные опыты:

В двух пробирках содержатся кристаллические нитраты:NaNO3,NH4NO3 (1 вариант); КNO3, Mg(NO3)2 (2 вариант);Zn(NO3)2, Cu(NO3)2 ( 3 вариант).В каждую пробирку прилить по 2-3 мл воды, наблюдать процесс растворения солей. Раствор сохранить для исследования характера среды.


3.Характерные свойства нитратов.




Ме(NO3)n=


  1. до Mg – MeNO2 +O2


  1. от Mg до Cu —


MeO + NO2 + O2


  1. после Cu

Me + NO2 +O2

1.Учащиеся под руководством учителя анализируют общие свойства нитратов, пишут уравнения реакций.

Лабораторные опыты: Взаимодействие нитратов с металлами, щелочами, кислотами, солями. Приводятся ионные уравнения соответствующих реакций.

Определить реакцию среды предложенных растворов.

2.Учитель объясняет особые свойства нитратов.

Демонстрационные опыты:

1.Разложение нитрата калия.

В пробирку поместить ( на 110 часть пробирки) кристаллический нитрат калия, закрепить пробирку вертикально в штативе, нагреть до расплавления соль. В расплав опустить предварительно нагретый уголек. Наблюдать яркую вспышку и горение угля.

2.Разложение нитрата меди.

В большую Пробирку поместить нитрат меди ( объемом с горошину) , пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным раствором щелочи. Закрепить пробирку в штативе и нагреть, Наблюдать образование бурого газа оксида азота (IV) и черного оксида меди.

Учащиеся пишут уравнения реакций.

4. Строение нитрат-иона.


1.Показ разборной модели нитрат-иона.

2.Зарисовка в тетрадях

5.Качественная реакция на нитрат-ион.

4NaNO3 + 2H2SO4 +Cu =

Cu(NO3)2 +2NO2 +2Na2SO4 +2H2O

1.Краткая инструкция по технике безопасности.

2.Демонстрация качественной реакции на нитрат-ион ( выполнение учащимися лабораторного опыта).

В сухую пробирку поместить зачищенную медную пластинку, немного кристаллического нитрата калия и несколько капель концентрированной серной кислоты. Реакция может пойти без нагревания. В пробирке появляются бурые пары оксида азота (IV), что лучше наблюдать на белом экране, а на границе медь – реакционная смесь появляются зеленоватые кристаллы нитрата меди. Пробирку быстро опустить в стеклянный цилиндр, на дне которого находится песок. Цилиндр закрыть ватным тампоном, смоченным концентрированным раствором щелочи, и оставить на демонстрационном столе.

Написать уравнение реакции.

6.Применение нитратов

1.В качестве удобрений.

2.В производстве взрывчатых средств.

3.В медицине.

4.В пищевой промышленности.

1.Сообщения.

2.Презентации.







Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Химии "Что? Где? Когда?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: