Конспект урока по Химии «Алканы. Особенности физико-химических свойств»


Тема « Алканы. Особенности физико-химических свойств»



Технология личностно-ориентированного образования:

Модульный урок.

УЭ-0

2

минуты

Интегрирующая цель:

  • Определить уровень знаний по теме «Алканы»; систематизировать знания о классе органических соединений – предельных углеводородах.

  • Повторить материал о строении атома углерода.

  • Развить навык написания структурных формул предельных углеводородов, основных типов химических реакций.


УЭ-1

20 минут

Цель: Определить уровень знаний по теме «Алканы»

  1. Запишите в тетрадях дату, тему «Алканы»

  2. Внимательно почитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите егою

Работайте самостоятельно в тетради.


Проверочная работа по теме «Алканы».

  1. Какое строение имеет атом углерода.

  2. Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода в алканах?

  3. Какие характеристики возникают в связи с типом гибридизации атома углерода в соединении?

  4. Вспомните особенности гомологов.

  5. В чем особенность изомеров?

  6. Какие источники предельных углеводородов вам известны?



Ключ.

  1. Атом углерода находится в возбужденном состоянии и имеет 4 неспаренных электрона, а следовательно образует 4 химических связи.

  2. sp3

  3. длина связи 0,154 нм, угол связи – 109о281

  4. гомологи- вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся по составу на одну или несколько CH2 групп

  5. изомер – вещества имеющие одинаковый состав, но различное строение

  6. основные источники углеводородов – нефть и продукты ее переработки

Самопроверка


Критерии оценки










Оценку поставьте в оценочный лист


Количество правильных ответов



Оценка





6 заданий

4-6 заданий

3 задания

2 и менее

5

4

3

2

УЭ-2

20 минут



Цель: систематизировать знания о строении и свойствах предельных углеводородах.

  1. Работая парами, прочитайте теорию и расскажите друг другу.

  2. Выполните письменную работу.

Теория.

Физические свойства. В обычных условиях: С1— С4 – газы; С5— С15 – жидкие; С16 – твёрдые. Температуры плавления и кипения алканов, их плотности увеличиваются в гомологическом ряду с ростом молекулярной массы. Все алканы легче воды, в ней не растворимы, однако растворимы в неполярных растворителях (например, в бензоле) и сами являются хорошими растворителями. 

Химические свойства алканов:

1. Реакции замещения.

а)  Галогенирование: при действии света — hν  или нагревании (стадийно – замещение атомов водорода на галоген носит последовательный цепной характер. В реакции образуются вещества галогеналканы  RCl  или Сn H2n+1  Cl

б) Нитрование  (реакция М.И. Коновалова, он провёл её впервые в 1888 г) CH4 + HNO3 t˚С  CH3NO2 + H2O

            раствор          нитрометан

RNO2 или Сn H2n+1 NO2 (нитроалкан)

2. Реакции отщепления (дегидрирование) а)   CnH2n+2   t˚С, Ni или Pd →    CnH2n + H2

б) При нагревании до 1500 С происходит образование ацетилена и водорода:

2CH  1500°С →   C2H2 + 3H2



3. Реакции перегруппировки (изомеризация)

                н-алкан  AlCl3, t°С →  изоалкан

4. Реакции горения (горят светлым не коптящим пламенем) CnH2n+2 + O2 t°С →   nCO2 + (n+1)H2O Помните! Смесь метана с воздухом и кислородом взрывоопасна



                                                                                                                                








Работа в парах.


Письменная работа

  1. Запишите уравнения химических реакций на примере пропана.

  2. Укажите механизм реакций и причину реакционной способности алканов.

  3. Ответьте на вопросы:

  • Какие катализаторы используются в данных реакциях

  • Имя какого ученого носит реакция нитрования алканов

Сделайте вывод о важности понимания механизма реакций и использования катализаторов

Самостоятельная работа и взаимо-проверка


Ключ

  1. C3H8 + Cl2 =hYC3H7Cl +HCl

C3H8 + HNO3=t C3H7NO2 + H2O

C3H8 =t, Pt C3H6 + H2

Изомеров для пропана нет

C3H8 + 5O2 = 3CO2 +4 H2O

  1. Коновалов



Критерии оценки


Оценку поставьте в оценочный лист

Количество правильных ответов

Оценка


2 задания

1,5 задания

1 задание

5

4

3


УЭ-3

10 минут

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте цели урока (УЭ-О)

  2. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?

  3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

  • Я все понял, могу этот материал объяснить другому;

  • Я сам все понял, но объяснить другому не смогу;

  • Для полного понимания мне нужно повторить тему;

  • Я ничего не понял

Оценку поставьте в графу УЭ-3. Самооценка.





Фамилия,

Имя

ученика

УЭ-1

п/р

УЭ-2

теория

УЭ-2

Письменная работа

УЭ-3

самооценка

Итог

Примечание










Свежие документы:  Программа элективного курса "Типы химических реакций"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: