Конспект урока по Химии «Путешествие в мир веществ» 8 класс







Разработка урока по химии


Ф.И.О. автора: Макарова Светлана Борисовна


Место работы: Казахстанская интеллектуальная школа «Байтерек»

город Шымкент Республика Казахстан


Должность: Учитель химии































Тема урока: «Путешествие в мир веществ»


Тип урока: закрепление и обобщение пройденного материала.

Форма проведения: урок — путешествие


Цели урока: 1. отработать навыки в составлении химических формул по

валентности и определении валентности по формулам

веществ, умения различать явления физические и химические;

2. продолжить формирование навыков работы химическими

реактивами методом демонстрационного эксперимента;

продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и

умения делать выводы на основе наблюдаемого,

развитие интереса к предмету, детской фантазии и

представлений;

3. создать условия для воспитания желания активно учиться,

с интересом, без принуждения и перегрузок.


Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями;

лабораторная посуда: пробирки, штатив для пробирок,

держатель для пробирок.


Реактивы: цинк (гранулы), растворы: соляная кислота, сульфат меди,

гидроксид натрия, фенолфталеин.


Ход урока

I. Организационный момент

Урок превращается в водное путешествие по «Миру Веществ».

Путешествие совершается по следующему маршруту:

Рифы Формул море Звука бухта Распределения река Превращений

Учащиеся становятся пассажирами корабля «Вещества», учитель его капитаном.


Капитан. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить «Путешествие в Мир веществ». Давайте представим, что это водный маршрут.


II. Актуализация опорных знаний



«Посадка на корабль».

Предварительно мы должны приобрести посадочные билеты на корабль. Для этого выполним первое задание (работа по индивидуальным карточкам): необходимо записать знаки химических элементов по названиям.

Ученики выполняют работу на карточках и сдают учителю в качестве «билета на корабль».


III. Формирование умений и навыков


Мы садимся на корабль под названием «Вещества». Вы – пассажиры, я – капитан. Ваши тетради сегодня превратятся в «путевые дневники». Согласны? Тогда в путь! Начнем с путевых дневников.

Учитель подходит к интерактивной доске (или к экрану), на доске запись, которую ученики должны сделать в тетрадях.

Путешествие в мир веществ.

Этапы путешествия:

1.

2. (здесь учащиеся запишут пункты, в которых побывают)

3.

4.


  1. «Рифы Формул»


Капитан: кажется нас ждут неприятности — мы попали на Рифы Формул! Отметим в дневниках: 1. Рифы Формул. Их необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше.

Вопросы: 1. Что такое химическая формула?

2. Что необходимо знать, чтобы составить формулу?

3. А что такое валентность?

Ну, а теперь проведем химическую эстафету. Кусочки мела – эстафетные палочки. Одна команда (1 вариант) составляет формулы по валентности, а вторая (2 вариант) – определяет валентность по формулам. К доске выходят одновременно два ученика, выполняют задание, которое высвечивается на экране (формулы оксидов, сульфидов, хлоридов). Далее два ученика проверяют правильность написанного, выполняют следующее задание и т.д.

  1. составить формулы веществ: PO (V), Al S (Al – III, S — II), Mg Cl (Mg – II, Cl — I), Na O (Na — I)

  2. определить валентность по формулам: Cl2O7, FeCl2, Na2S, K2O


  1. «Море Звуков»


Капитан: на горизонте море Звуков. Под цифрой 2 в путевых дневниках – Море Звуков. Вы слышали когда-нибудь как шумит море? Громко, ритмично, мелодично! Сейчас представим, что вы – волны, а я дирижер волн и направляю ваш шум. Сначала громко и четко по взмаху моей руки мы будем вместе читать формулы (хором), а потом называть вещества (по одному) (идет отработка речевых навыков по формулам на доске).


  1. «Бухта распределения»


Капитан: море взволновалось. Не настиг мы нас шторм. Возьмем курс в тихую бухту! На горизонте Бухта Распределения.


Не забывайте про путевые дневники, cделайте третью запись: 3. Бухта Распределения.

На любом распределительном пункте что-то делят, распределяют, классифицируют. Вот и мы с вами сможем продолжить наше путешествие после того, как проведем распределение веществ на две группы – простые и сложные вещества. На экране формулы веществ. Ученикам необходимо выписать в тетради формулы простых и сложных веществ в два отдельных столбика. Для проверки правильности выполнения задания 2 ученика зачитывают ответы.


  1. «Река превращений»


Капитан: корабль держит курс к Реке Превращений. Прошу пассажиров сделать пометку в путевых дневниках: 4. Река Превращений.

Химия изучает не только вещества, но и их превращения.

Вопросы: 1. Как можно классифицировать явления, которые происходят с

веществами?

2. Чем они отличаются друг от друга?

На доске перечень явлений.

Задание: выписать в тетради

1 вариант – номера химических явлений

2 вариант – номера физических явлений.

1. Сжигание бумаги.

2. Таяние льда.

3. Вытягивание медной проволоки.

4. Ржавление гвоздя.

5. Горение свечи

6. Плавление парафина

7. Скисание молока

8. Испарение воды

9. Растворение сахара в воде

10. Гниение листьев


Учащиеся обмениваются работами, проверяют ответы. На доске высвечиваются правильные ответы.


А по каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция? Проверим это лабораторным экспериментом. Ученики выполняют лабораторную работу демонстрационно. (один ученик – один опыт)


Лабораторная работа


Признаки химических реакций

реакция

признак

1

Взаимодействие цинка с соляной кислотой

Выделение газа

2

Взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия

Выпадение осадка

3

Гидроксид натрия и фенолфталеин

Изменение цвета


После выполнения каждого лабораторного опыта ученик называет признак происходящей химической реакции.

Какие еще признаки химических реакций вы знаете?

Учитель делает общий вывод.


Капитан: ну вот и все. Наше путешествие подошло к концу. В заключении напомню вам, что путешественники после экспедиции пишут увлекательные рассказы. Вот и вам в качестве домашнего задания необходимо придумать загадки о веществах, составить кроссворд или ребус. А для того, чтобы вы не ошиблись в написании химических слов проведем небольшой конкурс – конкурс Грамотеев.

Два ученика одновременно под диктовку пишут на доске химические термины: фильтрование, кристаллизация, выпаривание, реакция, масса, лаборатория, дистилляция.

Проверяем правильность написания слов.


IV. Подведение итогов, выставление оценок.


Дополнительное задание (если останется время) – письменная проверочная работа:

Вычислить относительную молекулярную массу указанных веществ:

1 вариант (уровень А) – Na2O, SO3

2 вариант (уровень В) – K2SO4, H2SiO3

3 вариант (уровень C) – Al2(SO4)3, Mg(OH)2

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса «Вода и ее свойства. Твердое состояние»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: