Конспект урока по химии в 9 классе «Кислород. Сера»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»









Конспект урока по химии в 9 классе

тема урока » Кислород. Сера»









Валеева Елена Николаевна,

учитель химии первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №32»

г. Нижнекамск Республика Татарстан

























2012

Цели урока:

обучающие:

Рассмотреть строение атомов кислорода и серы.

Изучить, физические и химические свойства, их аллотропные модификации, применение.

развивающие:

Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

воспитательные:

Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.


ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Проверка д/з

— в.3 стр115. Получить MgCl2


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Сегодня мы с вами будем изучать самый распространенный химический элемент ПС. Он входит в состав воды (89%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара, образуя его водную оболочку – гидросферу, в состав воздуха (21%), который образует воздушную оболочку земли – атмосферу. Как вы считаете, о каком химическом элементе идет речь?

Предполагаемые ответы учащихся:

Кислород.


Правильно, это кислород. Мы с вами познакомимся с первыми двумя химическими элементами подгруппы кислорода ПС. Это кислород и сера. Поэтому тема нашего урока Кислород. Сера.


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Для изучения новой темы я вам предлагаю объединиться в группы (5-7 мин)

  1. Строение атома кислорода по ПС

  2. Строение атома серы по ПС

  3. Значение кислорода (учебник 9 класс, стр.125 п.21)

  4. Значение серы (учебник 9 класс, стр.132 п.22)


Выступления групп:

  1. группа: Строение атома кислорода по ПС

Предполагаемые ответы учащихся:

Кислород – химический элемент VI группы главной подгруппы. На последнем энергетическом уровне находится 6 электронов. Наиболее распространенная степень окисления -2. но он может проявлять и положительную степень окисления в соединениях с фтором. Химический элемент кислород имеет два аллотропных видоизменения: кислород и озон.


  1. группа: Строение атома серы по ПС

Предполагаемые ответы учащихся:

Сера — химический элемент VI группы главной подгруппы. На последнем энергетическом уровне находится 6 электронов. Степени окисления серы в соединениях: -2,+4,+6. Сера имеет больший радиус атома, чем кислород. Химический элемент сера имеет аллотропные видоизменения: ромбическая сера и пластическая сера.


В чем сходство в строении между атомами кислорода и серы?


Предполагаемые ответы учащихся:

Атомы кислорода и серы находятся в 6 группе и поэтому имеют на последнем энергетическом уровне 6 электронов.


В чем различие по строению между атомами кислорода и серы?


Предполагаемые ответы учащихся:

Атомы кислорода и серы находятся в разных периодах, поэтому имеют разное число энергетических уровней кислород — 2 , сера- 3 энергетических уровня, что влияет на радиус атома (радиус атома кислорода меньше, чем радиус атома серы). Это сказывается на окислительно-восстановительные свойства: кислород – только окислитель, а сера – и окислитель, и восстановитель.


Строение химических элементов влияет и на химические свойства простых веществ. Кислород – только окислитель, а сера – и окислитель, и восстановитель. Изучим химические свойства простых веществ кислорода и серы.


Химические свойства:

3.1. Кислород –окислитель:

взаимодействие с металлами (Видеоопыт: Горение железа в кислороде)

Допишите уравнение реакции.

Fe + O2 =


Предполагаемые ответы учащихся:

3Fe + 2O2 = Fe3O4


взаимодействие с неметаллами (Видеоопыт: Горение фосфора в кислороде)

Допишите уравнение реакции.

Р + О2 =


Предполагаемые ответы учащихся:

4Р + 5О2 =2 P2O5


3.2. Сера – окислитель и восстановитель.

Сера – окислитель: (Видеоопыт: Взаимодействие цинка и серы)

Допишите уравнение реакции.

Zn + S =


Предполагаемые ответы учащихся:

Zn + S = ZnS


Сера- восстановитель: (Видеоопыт: Горение серы в кислороде)

Допишите уравнение реакции.

S + O2 =


Предполагаемые ответы учащихся:

S + O2 = SO2


Еще раз повторим: Сера – окислитель и восстановитель, кислород – только окислитель.


3 группа: Значение кислорода.

Предполагаемые ответы учащихся:

Кислород участвует в процессах медленного окисления различных веществ при обычной температуре, участвует в процессах дыхания и фотосинтеза. Применяется в металлургической и химической промышленности, его используют для жизнеобеспечения на подводных и космических кораблях, при работах пожарных и водолазов.


4 группа: Значение серы

Предполагаемые ответы учащихся:

Сера входит в состав белков, является частью биологически активных веществ организма: витаминов и гормонов, участвует в окислительно-восстановительных процессах организма. Используется в производстве бумаги, спичек, резины, красок, взрывчатых веществ, лекарств.


Молодцы, в своих выступлениях вы отметили биологическое значение химических элементов кислорода и серы, но знаете ли вы, что сера применялась за две тысячи лет до нашей эры для приготовления красок и лечения кожных заболеваний. А кто из вас читал произведение А.Дюма «Граф Монте-Кристо»? В этом произведении тоже упомянут один из способов применения серы. Аббат Фариа притворился, что у него кожное заболевание и ему дали для лечения серу, которую он использовал для приготовления пороха.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Заполните пробелы в утверждениях


1.Кислород и сера — элементы …….. группы ……….. подгруппы.

2. Заряд ядра атома кислорода равен …….

3. В ядре атома кислорода содержится …… протонов, …… нейтронов, ….. электронов.

4. Атомы кислорода и серы имеют на внешнем уровне ….. электронов.

5. Кислород имеет степень окисления в соединениях ……. и является в ходе химической реакции …………..

6. Сера имеет степени окисления в соединениях …………… и является в ходе химической реакции и окислителем, и …………..

7. Аллотропные модификации кислорода: …………….


Предполагаемые ответы учащихся:

1.Кислород и сера — элементы VI группы главной подгруппы.

2. Заряд ядра атома кислорода равен +8.

3. В ядре атома кислорода содержится 8 протонов, 8 нейтронов, 8 электронов.

4. Атомы кислорода и серы имеют на внешнем уровне 6 электронов.

5. Кислород имеет степень окисления в соединениях -2 и является в ходе химической реакции окислителем

6. Сера имеет степени окисления в соединениях -2, +4, +6 и является в ходе химической реакции и окислителем, и восстановителем.

7. Аллотропные модификации кислорода: кислород и озон


Исправь ошибку и запиши правильно уравнения

Na + O = Na2O
S + F
2 = SF6
Fe + S
2 = FeS
P + O
2 = PO5
S + Cl
2 = SCl2
S + H
2O = H2S + O2


Предполагаемые ответы учащихся:

4Na + O2 = 2Na2O
S + 3 F
2 = SF6
Fe + S
= FeS
4 P + 2O
2 = 5 P2O5
S + 3Cl
2 = SCl6
S + H
2O = реакция не протекает



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.


Д/З

п.21,22 в.3 стр.134

Придумать кроссворд, ключевым словом которого стали бы названия изученных элементов






































Список использованной литературы

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2010.

  2. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки, Учитель, Волгоград, 2003


Интернет-ресурсы


https://school-collection.edu.ru


Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "An Invitation Letter"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: