Конспект урока по Химии «Важнейшие классы неорганических веществ» 7 класс




муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Суетовская средняя общеобразовательная школа










КОНСПЕКТ УРОКА



7 класс



Подготовила:

учитель биологии и химии

Ивашкина З.Н.









Суетово – 2014

Цель урока: закрепить и обобщить знания об основных классах неорганических соединений.

Задачи:

1.Развивать способность отличать простые и сложные вещества, металлы и неметаллы; формулы оксидов, оснований, солей, кислот;

2.Способствовать усвоению номенклатуры и химических свойств соединений;

3. Прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку.


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок — игра

Технологии: опережающее обучение, ИКТ, организация самостоятельной работы, здоровьесберегающие, критическое мышление, игровые.

Подготовительная работа: творческая работа «построить» на альбомном листе 6 «домиков» для расселения металлов, неметаллов, оксидов, оснований, солей, кислот.; заготовка инструкции для путешествия из г. Металл в г. Неметалл; таблицы Д.И. Менделеева, конверты с заданиями.


Ход урока

На уроке подводим итог изучению неорганических веществ. Предлагаю совершить путешествие из г. Металл в г. Неметалл через море соединений и различные дороги. Для того, чтобы выбраться из города нам придётся решить несколько заданий. Давайте пройдём по тропинке Воспоминаний:

  1. Какие вещества называются простыми? (Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента).

  2. Какие вещества относятся к сложным? (Вещества, состоящие из атомов нескольких химических элементов).

А теперь попытаемся выбраться из г. Металл.


1.Конкурс «Многоэтажка». Небольшая разминка «Кто лишний» — свой ответ нужно обосновать.

Na,Cl2,H2, H2,O

-HCI, NH3, P4, MqO

-Mq, Na,Ba,O2,

-Cl2, O2, ,H2,Fe


2. Конкурс «Частный сектор». Даны следующие химические элементы: Cu, Au, Aq, Cl,Br,O,Fe,H,Mq,N. Найдите среди них металлы и неметаллы и заполните в тетради следующую таблицу:


Металл (химический знак и название)

Неметалл (химический знак и название)




3. Конкурс «Дорога — разминка». Мы удачно обошли два многоэтажных дома, теперь предстоит перейти дорогу, а для этого нужно угадать название химического элемента «зашифрованного» в следующих вопросах:

— Какой газ утверждает, что он это не он? (Неон, Ne)

-Какой химический элемент является лесом? (Бор, B)

— Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных? (Мышь-як, As)

— В состав какого металла входит новогоднее дерево?( Ник-ель, Ni)

— Какой металл, по древней мифологии обречён на вечные муки? (Тантал, Та)

-В название какого металла входят болотные водоросли? (Пла-тина, Pt)

-В каком металле содержится кость, из которой, согласно Библии, Бог создал Еву? (Се-ребро,Ag)

-В названии каких химических элементов спрятаны ноты?(Во-до-род, H; Се-ре-бро, Aq ;Кад-ми-й, Cd )

(Данную работу выполняют по таблице Д.И.Менделеева)


4. Конкурс «Как меня зовут» Из характеристики некоторых химических элементов узнайте название элементов.

***

Из глины я обыкновенной,

И на редкость современный,

Не боюсь электротока,

Хозяйкам на кухне служу без срока.

Бесстрашно в воздухе лечу.

Конструкции лёгкие из дюрали.

Не перечислить всех регалий

Горжусь своим я именем

Зовусь я ….(алюминием)

***

Прославлен, всеми письменами,

Металл, испытанный огнём,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил в мечте о нём.

Но как кумир, он свержен нами,

И блеск его не всех манит,

Ведь хорошо мы знаем с вами

Не всё то ценно, что блестит (золото)



***

Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ-

Коль ушиб, то нужен…( йод)


***

Предупреждаю я заранее,

Что не пригоден для дыхания!

А все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

Я главный в воздухе, так вот

Легко назвать меня…(азот)


***

Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент,

Согреть смогу и под водой

Оксид в ней станет кислотой (фосфор)


***

У меня дурная слава,

Я- известная отрава,

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит (бром).


Мы удачно путешествовали по суше и теперь находимся на берегу моря «Химических соединений», через которое нужно перебраться на другой берег. Но прежде, чем пуститься в путешествие по морю, вновь идём по тропинке Воспоминаний…

-Как отличить оксиды от других соединений? (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород (О), стоит на втором месте. Эл.+О))

-Какие соединения относятся к основаниям? (Основания –это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп (Me+OH))

-Какие соединения относятся к кислотам? (Кислоты –это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков (H+к.о.))

Какие соединения называют солями? (Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков (Me+к.о.))

После удачного прохождения по тропинке Воспоминаний можно и «окунуться в море», но вначале пройти «рифы».


5. Конкурс «Рифы» — «Третий лишний». Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия.

CO2,K2 CO3,SO2

-BaSO4 ,NaOH,CaCO3

-RbOH,ZnCl2, LiOH

-Fe(OH)2, KOH, Cu(OH)2

— BaO,P2 O5 , CaO

HNO3 ,H2 SiO3 ,H2 SO4

Преодолев «рифы», оказываемся на острове Оксидов.


6. Конкурс «Остров Оксидов». Составьте формулы названных в тексте оксидов, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.

-В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия (глина), оксид кремния(IV) (песок), оксид железа (III) (в красном железняке).

-Водная оболочка – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода(IV) (углекислый газ).

-В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода(II), (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота(IV).


7. Конкурс «Пролив Оснований». Задание «Меткий стрелок». Выпиши формулы веществ, которые попадут в цель.



Вариант 1. Вариант 2.

H2 SO4,Fe(NO3), LiOH, P2 O5, H2O, CuSO4,KOH, Fe(OH3),

Fe(OH2),CuCl2, H2O, SO3,NaOH, K2SO4, SO2,Cu(OH)2,

H2SiO3,Pb(OH)2 NaCO3,Ba(OH)2




основания



8. «Остров Кислот». Составьте формулы кислот и запишите их в тетрадь.

Игра «Домино». Из предложенных карточек составьте формулы кислот, на конце должны быть заштрихованы клеточки, в ряду должны быть все «доминошки».





I









H


9

I

Cl

I

H2

I

H

II

SO4

I

H3

I

Br

III

PO4

I

H2

II

SO3

I

H

I

NO3

.
Конкурс «Течение солей» О каких соединениях идёт речь в данных строках?

***

Я, конечно, очень нужен,

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде,

Я живу в морской воде.

Если льёт слеза из глаза,

Вкус припомните вы сразу.

Кто догадлив, говорит-

Это ….(натрия хлорид)

***

Хоть я соль, но под водой

Вас удивляю своей средой.

Посуду мыть, стирать бельё

Могу( и это не враньё).

Есть у меня одна сестра.

Она изжогу вылечить должна,

Кто знает свойств моих природу,

Ответит сразу, кто я…(сода)


10. Конкурс «Остров Вулкан».

Задание: разделить вещества по классам соединений- каждое вещество «поселить в свой домик». В каждом домике должно поселиться по 5 жильцов: Cu, CaO, Na, MgSO4, Si, CaCO3, NaOH, HCl, P2O5, Pb, NO2, S, Au, Al2O3, H3PO4, CuCl2, Fe(OH)3, H2CO3, Al, KNO3, H2, C, AgCl, Cu(OH)2, Mg(OH)2, FeO, O2, HNO3, KOH.


11. Подведение итогов. Награждение самых активных отметками «отлично»





Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Приём письменного деления многозначного числа на двузначное"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: