Конспект урока «ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА — МЕТАЛЛЫ» 8 Класс


1001 идея интересного занятия с детьми


ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА — МЕТАЛЛЫ

Золотухина Ольга Ивановна, МБОУ « СОШ № 14», учитель химии, биологии, город Норильск


Предмет (направленность): химия.

Возраст детей:8 класс.

Место проведения: класс МБОУ « СОШ № 14».


Цели урока: Дать характеристику положения элементов-металлов в периодической системе. Строение атомов металлов.

Металлическая связь (повторение); физические свойства металлов – простых веществ. Аллотропия на примере олова.

Оборудование и реактивы. Д. Коллекция металлов: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Редкие металлы.

Ход урока:

В начале урока акцентирую внимание учащихся на значимости новой темы, определяемой той ролью, которую металлы играют в природе и во всех сферах деятельности человека. Затем подчеркиваю, что исключительное значение металлов для развития общества обусловлено, конечно, их уникальными свойствами, и прошу учащихся назвать эти свойства.

Учащиеся называют такие свойства металлов, как электро- и теплопроводность, характерный металлический блеск, пластичность, твердость (кроме ртути) и др.

Задаю учащимся ключевой вопрос: а чем же обусловлены эти свойства?

Далее лекция-беседа строится по плану:

I. Химические элементы-металлы

1. Особенности электронного строения атомов металлов.

2. Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.

3. Закономерности в изменении свойств элементов-металлов.

II. Простые вещества — металлы

1. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка

2. Физические свойства металлов.

3. Химические свойства металлов.

Металлы — это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда и предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы — восстановители. Это обусловлено небольшим, как правило, числом электронов на внешнем слое, большими по сравнению с неметаллами радиусами атомов, вследствие чего эти электроны (внешнего, а иногда и предвнешнего слоя), валентные электроны, слабо удерживаются ядром.

Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов

Предлагает учащимся охарактеризовать положение элементов с рассмотренным строением атомов в ПСХЭ.

Учащиеся отмечают, что это будут элементы, размещенные в левом нижнем углу ПСХЭ.

Подчеркиваю, что в длиннопериодном варианте ПСХЭ это будут все элементы, расположенные ниже диагонали В — At, даже те, у которых на внешнем слое 4ē (Ge, Sn, Pb), 5 ē (Sb, Bi), 6ē (Ро), так как они отличаются большими радиусами атомов.

Обращаю внимание на то, что в короткопериодном варианте ПСХЭ, кроме элементов слева от условной диагонали В — At, металлы находятся и справа от нее в побочных подгруппах.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «В гостях у химиков»

Легко увидеть, что подавляющее большинство элементов ПСХЭ — металлы.

II. Металлы — простые вещества.

Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

Предлагаю перейти к рассмотрению простых веществ — металлов, а следовательно, сначала обобщить сведения учащихся о типе химической связи, образуемой атомами металлов, и строении кристаллической решетки.

В ходе обсуждения строения простых веществ — металлов демонстрирую модели кристаллических решеток металлов и акцентирую внимание на особенностях металлической связи:

• сравнительно небольшое количество электронов (это валентные s-электроны) одновременно связывает множество атомных ядер, связь делокализована;

• валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла (или металлическому изделию), который в целом электронейтрален, поэтому эти электроны часто называют свободными;

• металлическая связь не обладает направленностью и насыщаемостью.

Учащиеся делают вывод, что в соответствии именно с таким строением металлы и характеризуются общими, ранее упомянутыми физическими свойствами.

Физические свойства металлов

Демонстрирую образцы металлов, обращая внимание учащихся и на общие, и на отличительные их физические свойства, а также указываю возможные их классификации; учащиеся знакомятся с ними, используя выданную учителем таблицу.

Классификация металлов по физическим свойствам

Свойство, положенное в основу классификации

Классификационные

группы

Примеры

Электропроводность

С высокой электропроводностью

Ав


С низкой электропроводностью

Мп

Температура плавления

Легкоплавкие

Hg, Ga, Cs, In, Bi

tпл(Hg) = -38,9°C


Тугоплавкие

W, Mo, V, Cr

tпл(W)= 34200C

Плотность

Легкие

Li, K, Na, Mg

p(Li) = 530 кг/м3


Тяжелые

Os, Ir, Pb

p(O9) = 22 610 кг/м3

Твердость

Мягкие

In, Na, K, Rb

(режутся ножом)


Твердые

Mo, Cr

(царапают стекло)

Закрепление материала. Оценки за урок.

Д/З п. 13 вопрос 1





3

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: