ул. Красных партизан, 8а г. Нижний Новгород, 603041 тел./факс (831) 293-51-23, e—mail:schooln144@inbox.ru
Проект урока по теме «Валентность химических элементов»
Зайцева Елена Никифоровна
учитель химии
МБОУ СОШ №144
Автозаводского района
г. Нижнего Новгорода
Предмет: химия
Класс: 8
Учебник: Г.Е.Рудзитис «Химия 8 класс»
Тема: Валентность химических элементов
Тип урока: формирование новых знаний
Цели:
Образовательная: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по составлению формул химических соединений
Развивающая: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, делать выводы по теме; способствовать развитию мышления, познавательных .
Воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о валентности, как о свойстве атома.
Развивающие: продолжать выработку умений самостоятельно приобретать, применять знания, переносить их в новые условия.
Воспитательные: формировать умение ставить цель, выделять существенное, главное, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.
Здоровьесберегающие: профилактика переутомления учащихся без потери объема учебной информации.
Методы и методические приёмы:
Работа с книгой: смысловое чтение, изучение, формулирование определений и алгоритмов.
Практический – конструирование моделей молекул.
Фронтальная беседа: подача нового материала .
Проверка домашнего задания через установление соответствия.
Проведение обязательных минут отдыха одновременно с повторением изученного и закрепления нового материала.
Оборудование: учебник, Периодическая таблица химических элементов, набор моделей молекул (лабораторный).
Организационная схема:
Содержание | Форма работы | Обоснование деятельности учителя | Проектируемая деятельность учащихся | |
Организация учащихся (1 мин) | Учитель обращается с приветственным словом, отмечает отсутствующих |
| Мотивация к организованному началу урока | Готовятся к уроку, повторяют д/з, морально настраиваются на работу |
Проверка домашнего задания(8 мин) | Установить соответствие между химическими элементами и их массовыми долями в соединении (приложение 1) |
Индивидуальная | Целью учителя является: установление связи нового материала с ранее изученным; проверка усвоения материала; мотивация к изучению новой темы | Вспоминают суть массовой доли, выполняют вычисления, учитывая индексы в химических формулах.
|
Постановка проблемы и определение основных целей занятия, записывание темы урока(2 мин) | Вопрос, побуждающий к поиску ( почему в химических формулах разные индексы?)
Уч-ль и ученики записывают тему урока;
| Фронтальная частично-поисковая | Задает проблему, стимулируя уч-ся к поисковой и речевой деятельности;
| Анализируют химические формулы выбирая необходимую информацию;( см приложение 2)
|
Изложение новой темы (15 мин) | Уч-ль просит сконструировать модели предложенных молекул(HCl,H2O,NH3,CH4)
Формулировка понятия «валентность», введение понятий «постоянная и переменная валентность
Создание алгоритма составления химических формул по валентности | Практическая работа в парах
Индивидуальная
Фронтальная беседа с элементами проблемно-поискового метода | Стимулирует к проведению анализа информации по созданным моделям
Работа с текстом учебника и таблицей валентности
Стимулирует учащихся к поисковой и аналитической деятельности
Облегчает деятельность учащихся, предлагая метод алгоритмов
| Развивают пространственное воображение; находят сходство и различие в составе и структуре моделей
Приобретают новые знания;
Под руководством учителя устанавливают взаимосвязь между валентностью элементов и их индексами в формуле, приобретают навыки анализа и логического мышления; создавая алгоритм составления химических формул(приложение 3)
|
Динамическая пауза (5 мин) | Упражнение «Исправь индексы»(приложение 4)
Проверка выполнения упражнения | Индивидуальная
фронтальная | Предупреждение переутомления
использование минут отдыха для закрепления учебной информации
стимулирование поисковой деятельности | Поочередно парами и тройками учащиеся выходя к доске и выполняя упражнение, снимают напряжение мышц
закрепляют знания по составлению химических формул
анализируют проведенную работу |
Изложение новой темы (продолжение) (7 мин) | Создание алгоритма определения валентности по химической формуле | Фронтальная беседа с элементами проблемно-поискового метода | Облегчает деятельность учащихся, предлагая метод алгоритмов
| Под руководством учителя создают алгоритм определения валентности (приложение 5) |
Подведение итогов (2 мин)
домашнее задание | Установление взаимосвязи индексов и валентности
§11-12. С.37 упр № 1,4,5,6,7 | Фронтальная беседа | Способствует формированию аналитических способностей учащихся | устанавливают причинно-следственные связи
|
Приложение 1
Установить соответствие между химическим элементом и его массовой долей в соединении
1 вариант 2вариант 3 вариант
Na2O SO3 B2O3
а)36% б)54,2% а)69% б)40% а)63% б)35,8%
O | |
|
|
O | |
|
|
O | |
|
|
Приложение 2
HCl, H2O, NH3, CH4
H
H—-Cl, H—O—H, H—N—H, H—C—H
H H
Приложение 3
Алгоритм составления химических формул
III II B O | |
2.Находим НОК для указанных значений валентности | 6 |
3. Делим НОК на значение валентности первого элемента | 6: III=2 |
4.Подписываем индекс 2 у бора | III II B 2 O |
5.Делим НОК на значение валентности второго элемента | 6: II=3 |
6. Подписываем индекс 3 у кислорода | III II B 2 O3 |
Приложение 4
II II I III II II IV I I II III II II II III I I II VII II II II III I
PbO, NaN , CoO, CH ,AgO, Al S, PO, BaO, GaCl LiO, BrO, MgO, NH ,
IV II I I II II II III V II VI II V II II III II II II I III II
CO, NaH CO, Ca P ,PO, S O, AsO, MgN, CrO, CaI, FeO
Приложение 5
Алгоритм определения валентности по химической формуле
II B 2 O3 | |
2.Умножить известную валентность элемента на его индекс | II*3=6 |
3.Поделить полученное число на индекс соседнего элемента | 6:2=3 |
4. Полученное число является валентностью соседнего элемента | III II B 2 O3 |