Оксид водорода – вода 9 Класс


Разработка урока химии с использованием

мультимедийной презентации в 9 –м классе.


Тема: « Оксид водорода – вода»


учитель химии

Акименко Галина Викторовна

г. Приморско – Ахтарск

Краснодарский край

МОУ СОШ №13

Комментарии к слайдам.

Тема урока: «Оксид водорода – вода»


Цель урока: Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды в нашем регионе.


Задачи урока:

Образовательные: Сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, повторить ОВР, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: Развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, программа для создания презентаций Power Point.

Лабораторное оборудование: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, стаканы с водой из разных источников (водопроводная, морская, дистиллированная)










1 слайд.

Вступление: Эпиграф (музыкальное сопровождение)

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство ты самое большое богатство на свете »

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.

И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.

Записываем: Тема урока: «Оксид водорода – вода»

2 слайд


Цель урока:

Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

(на доске написан план урока)

1.Значение воды

2. физические свойства

3.структура молекулы воды

4.Химические свойства

5.Качество питьевой воды и способы очистки.


1. Значение воды 3 слайд (Беседа с учащимися)

Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.

1) Сколько воды на Земле? (¾ суши; 71%)


4 слайд – (комментирует ученик)



5 слайд

Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Неметаллы" 9 класс

2) Сколько воды в организме человека? (65%- 75%)

А известно ли вам, что мозг содержит 80% воды

3) Для чего же нужна вода человеку?

Предполагаемые ответы учащихся

(для питья, бытовых нужд, для гигиены для промышленности)

Учитель: Помните, что запасы чистой воды постоянно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду.

6 -7 слайд.

1) В каких агрегатных состояниях находится вода в природе?


( Комментарии слайда.)


1) Химическая формула воды? (Н2О)

2) Что можно узнать по формуле вещества?

(количественный и качественный состав, молярную массу, связь между атомами, определить степени окисления.)

2. Физические свойства (работа с учебником)


( Демонстрация стаканы с водой из разных источников, стакан с дистиллированной водой)

На доске таблица.(свойства воды)


Стр. 50 учебник — прочитать текст о физических свойствах воды

Расскажите, какими физическими свойствами обладает вода.

(ответ учащихся)


3. Объяснение 9 слайд структура молекулы

Вы знаете, что связь между атомами в молекуле воды ковалентная полярная.

Куда смещаются электроны?

Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение (стр. 51 рис. 9) и демонстрация схемы.


10 слайд

Этим объясняется способность молекул воды объединяться в более крупные комплексы. Это называется ассоциация.

А противоположный процесс? – диссоциация

Ассоциацией молекул воды объясняется высокая т. кипения.

11 слайд.

В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.

По отношению к воде вещества делятся на 1)растворимые 2) нерастворимые 3) малорастворимые

( проектор выключается)


Работа по карточкам. (1ученик выполняет задание на доске) задание №1

Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам.

Даны вещества:

Ba(OH)2, KCl, BaSO4, CaSO4, NaNO3, CuSO4, HNO3, AgCl, FeS, Ca(OH)2


4. Химические свойства 12 слайд

Повторение.

Вода – одно из наиболее реакционно способных веществ.

Из пройденного материала вам известно, что с водой взаимодействуют оксиды.

1. Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?

2.Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?


Работа по карточкам (2 ученика работают на доске) Задание №2

Закончите уравнения реакций. Назовите тип реакций

SO2 + H2O = СaO + H2O =

N2O5 + H2O = SiO2 + H2O = CuO + H2O = N2O5 + H2O =

Дополнительные вопросы.

1.Какие оксиды не взаимодействуют с водой?

2. Назовите тип реакций

3. Изменяется ли степень окисления в этих реакциях?


13 слайд

Есть реакции с участием воды, в которых изменяется степень окисления. Вода проявляет окислительные свойства в реакции с активными металлами, например с натрием.

Свежие документы:  Итоговый урок по теме "Подгруппа Азота" 9 класс

(проектор выключается)

Демонстрационный опыт (проводит учитель)

Комментирует свои действия: Кусочек металлического натрия помещаем в стакан с водой. Натрий бурно реагирует с водой с выделением газа – водорода. Добавим фенолфталеин в воду. Раствор окрашивается в малиновый цвет из – за образовавшегося гидроксида натрия. Среда раствора щелочная.

Запишите уравнение составьте ОВР.

(ученик работает на доске)

Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.

Запишите уравнение реакции, расставьте степени окисления.

Назовите окислитель и восстановитель.


14 слайд

В некоторых случаях вода проявляет восстановительные свойства

Например, при взаимодействии с фтором. Запишите уравнение:

2 F2 +2H2O = 4HF+ O2 ( самостоятельно расставьте с.о.)


15 слайд.

Учитель: В одной книге один писатель — фантаст написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите, то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород. Может ли такое быть?


Нет, так как вода разлагается При t= 2000°C или при пропускании электрического тока.

Запишите уравнение реакции.


16 слайд — выводы.

Сделайте вывод о химических свойствах воды. (Ответ учащихся)


5. Контроль за усвоением изученного материала.

Работа с тестами (2 варианта, задания разного уровня)


17 слайд ответы теста


6. Рассказ учителя.

Экологические проблемы и качество питьевой воды.


18 слайд Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего для питья.

Природная вода не бывает совершенно чистой, она содержит примеси: растворимые и нерастворимые вещества. Особенно много растворенных веществ в морской и океанической воде.


  • Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;

  • Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций.

19 слайд Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют. (Схема)

Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.


Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование.

(0,7 г хлора на 1т воды)

Метод хлорирования применяется и в нашем районе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья.

Хлорированная вода влияет, прежде всего, на органы пищеварения, печень, почки.


20 слайд По статистическим данным нашей районной поликлиники число заболевших за период с 2004- по 2008 г возросло. Медики связывают это с некачественной питьевой водой.

Большие преимущества перед хлорированием имеет стерилизация воды путём её озонирования. На турбазе «Лотос» есть озонатор, и озонированная вода поступает в продажу в нашем городе.

21 слайд Круговорот воды

(Схему на слайде комментирует ученик)

22 слайд Дополнение учителя. (Заключение)

Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами.

23 слайд Домашнее задание

темы рефератов, сообщений для творческой работы.


































ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные варианты тестовых заданий


Тест Вариант -1

А1. Больше всего примесей содержится в воде

  1. дождевой 2.морской 3. речной 4. родниковой

А2. В воде не растворяется

1. CuSO4 2. NaOH 3.AgCl 4. KNO3

А3.При взаимодействии оксида SO3 с водой образуется

1.H2S 2.H2SO4 3. H2SO3 4. SO2

А4. К физическим свойствам воды не относится

1.Плотность 2. цвет 3. запах 4. способность к разложению


  1. Закончите уравнения реакций. Укажите тип реакции

1. СO2 + H2O _________________________________

2. K + H2O _________________________________

3. Задача

В 35 г воды растворили 15 г соли. Массовая доля растворенного вещества составила а)30 % б) 35% в)40% г)45%

Решение:

Тест Вариант 2

А1. Степень окисления кислорода в молекуле Н2О

1) 0 2) -2 3) +2 4) — 1

А2. Нерастворимым в воде основанием является

1.NaOH 2. Cu (OH) 2 3. Ba(OH)2 4. KOH

А3. С водой не взаимодействует вещество

1). Са 2). CaO 3) SО2 4). SiO2

А4. Связь между атомами в молекуле воды

1). ионная 2). водородная 3). ков. полярная 4.) ков. неполярная

  1. Закончите уравнения реакций. Укажите тип реакции

1. SO3 + H2O _________________________________

2. Ca + H2O _________________________________

  1. Задача

Для приготовления 400г раствора с массовой долей соли 2 % необходимо взять соль массой а) 2г б)4г в) 8г г)10 г

Решение:

Свежие документы:  Разработка урока химии на тему «Железо, ЕГО СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ» с использованием ЭОР для 9 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: