Предельные Альдегиды


Урок. Предельные Альдегиды.

Цели:

обучающие:

  • формирование знаний о классах органических соединений,

  • освоение знаний о химическом строении, гомологии, изомерии альдегидов;

  • овладение умениями составлять структурные формулы, записывать уравнения реакций,

характеризующих химические свойства альдегидов.

воспитательные:

  • создание условий для развития коммуникативной деятельности,

  • формирование умения работать в группе,

  • развитие способности отстаивать свою точку зрения.

развивающие:

  • формирование основных учебных компетенций: мышления, памяти, внимания, познавательных способностей учащихся.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первоначальному закреплению нового материала.

Организационная форма: урок-диалог с элементами мониторинга

Методы:

  1. частично-поисковый (учитель определяет проблему, учащиеся находят её решение.)

  2. исследовательский (элементы лабораторной работы)

  3. информационно-рецептивный (учитель сообщает информацию, учащиеся её фиксируют)

  4. репродуктивный (воспроизведение усваиваемых знаний)

I. Мотивация.

С целью психологической настройки ребят на сотрудничество, провожу оценку настроения с помощью небольшого теста «мордашки».

Ребятам предлагается нарисовать улыбку на выданном рисунке: , если есть желание сотрудничать с

учителем на уроке: ; если желания нет, то нарисовать . Урок провожу с учетом полученных данных от ребят.

II. Ориентация (Этап актуализации субъективного опыта учащихся.)

Класс делится на 6 вариантов и предлагается работа с химическим тренажером (см. Приложение). С каждого варианта прошу дать ответ на следующие вопросы (для этого называю координаты нужного мне вещества, все ребята имеют возможность контролировать ответы других и их корректировать):

  • К какому классу органических соединений относится это вещество?

  • Дайте название веществу.

По окончанию работы с химическим тренажером, специально прошу дать название веществу из класса альдегидов. Ребята понимают, что для этого им не хватает знаний.

  • Почему вы не можете назвать данное вещество?

  • Что хотели бы узнать об этом веществе и классе, к которому оно относится?

Ребята сами формулируют (непроизвольно) цель урока. Я записываю их вопросы на доске. Возвращаемся к химическому тренажеру. Указывая на альдегиды, спрашиваю:

  • Что общего в строении между веществами известными вам и веществами под № 6? {Ответ: углеводородный
    радикал)

  • Что особенное в строении веществ вы видите? (Ответ: у всех веществ имеется карбонильная группа)

  • Органические вещества , состоящие из углеводородного радикала, который соединен с одной карбонилиной группой, называются альдегидами.)

Альдегиды — это обширный класс органических соединений. Но мы сегодня начнем знакомство с одной лишь группой, которая называется предельные альдегиды. Записываем тему урока: «Предельные альдегиды.» Все ли

слова в теме урока вам понятны?

Ребята, как вы думаете, с чего мы начнем изучать новый класс органических соединений? Ученики сами предлагают план изучения темы:

  1. Номенклатура

  2. Гомологи

  3. Виды изомерии.

  4. Химическое строение

  5. Получение

IIIIV Этап изучения нового материала и первичной проверки новых знаний и способов деятельности Ученики спрашивают:

— Почему называют эти альдегиды предельными? разбираем строение молекулы альдегида на примере этаналя.

Для этого предлагаю составить таблицу. В таблице хорошо видны только формулы, по которым строится беседа по вопросам.

Таблица 1.



Альдегиды

Гомологи

Н – С = 0

Н

СН3-С=0

Н

СН3-СН2-СН=0

СН3-СН2-СН2-С=О

Н

Изомеры

структурные

СН3 — СН2 — СН — С = 0

СН3 Н

СН3 – СН – С = О

СН3 Н

По общей формуле

КЕТОН

СН3 – С – СН3

׀׀ О

  • Чем отличаются альдегиды 1-ой и 2-ой колонки?

  • Как вы считаете кем являются по отношению друг к другу вещества в этих колонках? (гомологи и изомеры)

— Какой вид изомерии можно еще предположить у альдегидов? (по общей формуле)
Запишем в тетрадь схему как в таблице.

  • Посмотрите на первых трех представителей группы предельных альдегидов. Как вы считаете, кем они являются по отношению друг к другу? (Гомологами)

  • Какие вещества называют гомологами? По международной номенклатуре предельным альдегидам, дают названия ( рассматриваем на примере из таблицы)


  1. Находим в молекуле самую длинную углеродную цепь, связанную с карбонильной группой.

  2. Пронумеруем атомы углерода в этой цепи так, чтобы атом «С», связанный с карбонильной группой, имел наименьший номер.

  3. Называем алкан, соответствующий самой длинной цепи, указав положение всех заместителей.

  4. Обозначаем карбонильную группу суффиксом -АЛЬ.


  • Кем являются эти вещества по отношению друг к другу? (Изомерами).

  • Какие вещества называют изомерами? В ходе беседы открываю понятия «гомолог», «изомер».
    Ребята отвечают.


V. Операционный этап. (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

Работа в группах. Изучение химических свойств по указанному плану. (СМ. приложение № 2)

  1. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. ( СМ. приложение № 3)

  2. Оценочный этап.

Оценивается и комментируется деятельность каждого ученика.

VIII. Этап информации о домашнем задании.

— Если хотите получить оценку «4» — прочитайте параграф № и выполните упражнения 2,3,4. Если хотите
получить оценку «5» — выполнить упражнения 5 и 6, стр.

IX. Рефлексия.

— Какую мы цель ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? Чему вы научились? Были ли моменты
непонимания? Смогли мы их разрешить в ходе разговора? Было ли результативным наше сотрудничество?

А сейчас покажите ваше настроение в конце урока. Если настроение хорошее, урок прошел для вас успешно, то нарисуйте улыбку на выданном листочке, если настроение плохое, то нарисуйте изгиб вниз, если вам все равно нарисуйте прямую линию.

Урок завершен, спасибо за сотрудничество.

Практическая часть.

Опыт № 1.

Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра.

В пробирку наливают 4 капли 10% раствора нашатырного спирта (NH4OH), 3 капли нитрата серебра (AgNO3)n добавляют несколько капель этаналя. Пробирку нагревают. Через некоторое время на стенках пробирки образуется слой серебра («Серебряное зеркало».) Эта реакция является качественной на альдегиды. Составь уравнения реакций:

  1. получения оксида серебра;

  2. окисления этаналя.

Опыт № 2.

Качественная реакция на фенол.

В пробирку наливают 4 капли раствора фенола и добавляют 2 капли раствора хлорида железа (III). Что происходит с окраской раствора? Наблюдаемые изменения окраски иллюстрируйте уравнением реакции.

Опыт № 3.

Окисление пропаналя гидроксидом меди (II).

В пробирку наливают 4 капли 2% раствора сульфата меди(СиSО4) и добавляют несколько

капель 10% раствора NaOH. К образовавшемуся осадку гидроксида меди приливают

пропаналь и нагревают. Что происходит с окраской раствора?

Наблюдаемое изменение окраски объясняется различной степенью окисления меди:

Си(ОН)2 —► СиОН —► Си2О —►Си

голубое желтое красное

Опыт № 4.

Качественная реакция на многоатомные спирты

В пробирку наливают 4 капли 2% раствора сульфата меди(СиSО4) и добавляют несколько капель 10% раствора NaOH. К образовавшемуся осадку гидроксида меди приливают глицерин. Что происходит с окраской раствора? Составьте уравнения реакций:

  1. получения гидроксида мадии;

  2. взаимодействия гидроксида меди с глицерином.

Опыт № 5.

Окисление ацетона аммиачным раствором оксида серебра.

В пробирку наливают 4 капли 10% раствора нашатырного спирта (NH4OH), 3 капли нитрата серебра (AgNO3)n добавляют несколько капель ацетона. Пробирку нагревают. Объясните почему ацетон не восстанавливает серебро?

ПРИЛОЖЕНИЯ


Вариант №1.

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа

1) (2 балла) Общая формула альдегидов:

A. RCOH
Б. RCOOH

B. R1COR2
Г. R1COOR2

2) (2 балла) Межклассовыми изомерами являются:

A. Альдегиды и карбоновые кислоты
Б. Одноатомные спирты и фенолы

B. Простые эфиры и одноатомные спирты

Г. Карбоновые кислоты и двухатомные спирты

3) (2 балла) Продуктами окисления первичных одноатомных спиртов являются:

A. Альдегиды
Б. Кетоны

B. Простые эфиры
Г. Сложные эфиры

4) (2 балла) Формула вещества X в цепочке превращений

С2Н2X→СН3СООН:

A. С2Н4
Б. С2Н6

B. СН3СОН
Г. С6Н6

5) (2 балла) Продуктами восстановления альдегидов водородом (катализатор Pt)
являются:

A. Кетоны

Б. Сложные эфиры

B. Карбоновые кислоты
Г. Одноатомные спирты

Часть Б. задания со свободным ответом

  1. (6 баллов) Составьте схему получения метаналя из метана, над
    стрелками переходов укажите условия осуществления реакций и формулы,
    необходимых для этого веществ.

  2. (3 балла) Напишите уравнение качественной реакции на многоатомные
    спирты, укажите признак этой реакции.



Вариант №2

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа

1) (2 балла) Общая формула альдегидов:

A. R1COR2
Б. RCOH

B. R1COOR2
Г. RCOOH

2) (2 балла) Число σ-связей в молекуле метаналя

A. 3
Б. 4

B. 5
Г. 6

3) (2 балла) Продуктами окисления вторичных одноатомных спиртов являются:

A. Альдегиды
Б. Кетоны

B. Простые эфиры
Г. Сложные эфиры

4) (2 балла) В реакцию «серебряного зеркала» могут вступать:

A. Альдегиды
Б. Фенолы

B. Кетоны

Г. Одноатомные спирты

5) (2 балла) Формула вещества X в цепочке превращений

С2Н5ОН→X → СН3СООН

A. СО2
Б. С2Н5С1

B. СН3СОН
Г. С2Н5ОС2Н5

Часть Б. задания со свободным ответом

  1. (6 баллов) Составьте схему получения этанола из этана, над стрелками
    переходов укажите условия осуществления реакций и формулы, необходимых
    для этого веществ.

  2. (3 балла) Напишите уравнение качественной реакций на альдегиды, укажите
    признак этой реакции



Свежие документы:  ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ХИМЯ И МЕДИЦИНА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: