Самостоятельная работа как форма развития познавательной активности учащихся при изучении химии
















Самостоятельная работа как форма развития познавательной активности учащихся

при изучении химии













Работу выполнила учитель химии МКОУ ООШ с.Татаурово Нолинского района Кировской области

Подшивалова Надежда Павловна


2012 год


Оглавление



  • Введение

  • Вступление

  • Основная часть

  1. Самостоятельная работа учащихся в системе методов обучения химии

  2. Управление самостоятельной деятельностью учащихся

  3. Особенности и классификация самостоятельных работ учащихся. Из опыта работы по методической теме

  • Результат

  • Заключение

  • Литература

  • Приложение


































Образование – процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства. Любые изменения, происходящие в какой бы то ни было сфере деятельности человека, обязательно касаются процесса обучения. Поэтому процесс обучения постоянно совершенствуется, а учитель находится в постоянном поиске. Выходя из школы, человек должен быть не просто носителем определенной суммы знаний, но прежде всего активным гражданином общества.
Бурно растущий поток научно-технической информации, высокий уровень технического прогресса, сложившиеся рыночные отношения и, наконец, отсутствие ведущей национальной идеи, требуют максимально подготовить учащегося к самостоятельной жизни, обеспечив ему базовый уровень образования, достаточный, доступный, необходимый для будущей профессии, а также научить его самостоятельно добывать и совершенствовать знания, делать выбор, находить выход из сложной ситуации, быть не простым созерцателем происходящего, а активным участником.
Творческая деятельность учителя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы обучения, обеспечивающие наилучшее достижение цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей учащихся, воспитание учащихся в процессе обучения. Одним из таких методов обучения является самостоятельная работа.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Проблема развития познавательной самостоятельности личности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за

глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является

формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Цель: Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии  и    через различные виды самостоятельной работы         

Задачи:

1.Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

2.Формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

3.Формировать навыки самообразования;

4.Формировать навыки работы в команде по разработке минипроектов,

5.Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения;

6.Формировать навыки самоконтроля.

Объект изучения — самостоятельная деятельность школьника;


Предмет изучения – условия реализации самостоятельной деятельности школьника.


Сейчас внимание учителей направлено на всемерное развитие познавательной активности учащихся, привитие им интереса к учению, формирование навыков самообразования. В распоряжении учителя имеется для этого много методов, и среди них особо важную роль играет метод, получивший назва­ние «самостоятельная работа учащихся».

По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа уча­щихся— это такая работа, которая выполняется без непосред­ственного участия учителя, по его заданию в специально предоставляемое для этого время. При этом учащиеся созна­тельно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя усилия и выражая в той или иной форме результаты сво­их умственных или физических (или тех и других) действий. Но в названии этого метода не отражается роль учителя.

Наиболее полно самостоятельная работа определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. (4, стр. 335)

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание

психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция,

самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие“самостоятельная деятельность”.

Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. (7, стр.47)

Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная

самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация

деятельности.

Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя,

целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа

связана с работой школьника в классе и является следствием правильной

организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть

следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип

учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством

преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

Из всего сказанного видно, что самостоятельная работа – это

высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Метод самостоятельной работы учащихся постоянно нахо­дится в центре внимания дидактов и психологов, ведущих ис­следования по различным аспектам развивающего обучения. Доказана большая роль самостоятельной работы в формирова­нии и развитии учебных умений, воспитании воли, познава­тельного интереса. Практические работники школ накопили большой опыт творче­ского применения рекомендаций по проведению самостоятель­ных работ учащихся. Вряд ли кого из учителей сейчас нужно убеждать в том, какое большое значение имеет организация самостоятельной работы учащихся на уроках. Известно, что она дает возможность проявиться индивидуальности каждого уча­щегося, формирует их интеллект и характер. Все это способ­ствует усвоению глубоких и прочных знаний.

Широкое применение самостоятельных работ учащихся на уроках, таким образом, позволяет успешно решать многие учеб­но-воспитательные задачи: повысить сознательность и проч­ность усвоения знаний школьниками; выработать у них умения и навыки, которые требуются учебной программой; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде; развивать у учащихся позна­вательные способности, наблюдательность, пытливость, логиче­ское мышление, творческую активность при усвоении знаний; прививать им культуру умственного и физического труда, учить их самостоятельно продуктивно и с интересом трудиться; гото­вить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно занимать­ся самообразованием после окончания школы.


Учащиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощь или консультация учителя, хотя не так часто как остальным. На каком же этапе учащиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным для старшеклассников оказался тот этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением определённых затруднений (хотя иногда они имеют место). Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях, проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо ученику для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии учителя испытывают не только слабые ученики. Учитель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их самостоятельность.

Педагогическое руководство – это управление самостоятельной

деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.

В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности

учебных заданий;

2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и

последовательный переход к более неточным и неполным указаниям

по выполнению самостоятельной работы;

3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного

наблюдателя за процессом;

4) переход от контроля учителя к самоконтролю.


Самостоятельная работа учащихся на уроках ведется по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников.

Организуя самостоятельную работу, учитель ставит различ­ные цели: обучения, развития, воспитания учащихся. Все эти цели и соответствующие им задачи неразрывно взаимосвяза­ны. Это можно показать на примере любого задания, в частно­сти такого: «Изучите отношение растворов солей — нитрата свинца, нитрата меди, нитрата цинка к металлам — к цинку, ме­ди, свинцу. Отметьте, во-первых, сходство и различие солей по отношению к каждому металлу и, во-вторых, сходство и раз­личие металлов по отношению к каждой соли. Объясните при­чину различий».

При выполнении этой работы учащиеся в результате наблю­дения и анализа явлений получают новые знания о реакциях между металлами и солями, об электрохимическом ряде на­пряжений металлов, глубже вникают в сущность окислитель­но-восстановительных процессов, повторяют состав и диссоциа­цию солей, понятие элемента и простого вещества, строение атомов и ионов металлов, их окислительно-восстановительные свойства, обогащают представление о реакциях замещения. Проделывая опыты, учащиеся совершенствуют умения обра­щаться с реактивами и химической посудой, фиксировать при­знаки реакций. Одновременно с этим достигаются цели развития логического мышления учащихся. Ведь чтобы выполнить дан­ное задание, школьники активно сравнивают, анализируют, проводят обобщение и абстрагирование для установления за­кономерности поведения металлов в присутствии ионов других металлов. Определенный вклад это задание вносит и в дело формирования диалектического мышления, поскольку дает воз­можность учащимся обратить внимание на явление и его сущ­ность, обнаружить диалектическую противоречивость природы элемента, совмещающего в себе функции окислителя и восста­новителя, найти причину и следствие и т. д. Кроме того, зада­ние способствует укреплению познавательного интереса уча­щихся, общетрудовых умений, таких, например, как умения планировать работу, распределять время и внимание при проведении сопоставительных наблюдений за реакциями, давать самооценку результатов своей работы.

Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность. На уроке она служит та­ким главным дидактическим целям: изучению нового материа­ла, или совершенствованию имеющихся знаний и умений, или проверке результатов обучения. Во многих случаях одна и та же работа позволяет решить одновременно несколько задач. Например, когда учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал, читая учебник или выполняя лабораторный опыт, то вместе с восприятием новых знаний происходит со­вершенствование имеющихся знаний, осуществляется самопро­верка результатов, а в ряде случаев эту проверку проводит учитель. Интересно отметить, что одно и то же задание в зависимости от того, в каком звене учебного процесса оно пред­лагается учащимся, может служить разным целям. К примеру, рассмотрим задание: «Напишите уравнения реакций, с по­мощью которых можно, исходя из кальция, получить оксид кальция, а из него — карбонат кальция». Оно может быть дано при изучении нового материала в VIII классе, когда рассматри­вается генетическая связь неорганических веществ. Оно же (или аналогичное) может служить проверочным заданием на последующих уроках. Наконец, его можно предложить восьми­классникам в целях совершенствования знаний (повторения, за­крепления) в конце учебного года или дать в IXX классах при изучении свойств элементов II и IV групп периодической системы.

Хотя по отдельно взятому тексту задания и трудно судить о его дидактическом назначении, однако, рассматривая са­мостоятельную работу, по выполнению этого задания в про­цессе урока, можно вполне определенно характеризовать дан­ный метод с точки зрения его целенаправленности. В зависи­мости от этого самостоятельные работы учащихся будут иметь определенное качественное своеобразие.

Важным отличительным признаком метода обучения, на который в последнее время обращено пристальное внимание психологов и дидактов, является характер (тип) познаватель­ной деятельности учащихся.

Практически целесообразно учитывать три основных типа познавательной деятельности учащихся и соответственно раз­личать самостоятельные работы трех типов: 1) репродуктивные (копирующие), 2) частично-поисковые (эвристические) и 3) ис­следовательские. Такое различие издавна отмечалось методи­стами естествознания. Об этом свидетельствуют, например, названия методов, упоминаемых в методических работах начала XX в.: «догматический», «эвристический», «исследовательский». Видимо, и в настоящее время в методике нет необходимости придерживаться более сложной классификации типов познавательной деятельности, чем те, которые подразумевались при работе названными тремя методами. Однако сейчас не может идти речь о догматическом методе. Любая деятельность уча­щегося должна быть осознанной, иметь определенные признаки проблемности в своем содержании и структуре.

Какова особенность заданий для организации самостоятель­ной работы того или иного типа?

Задания для самостоятельных работ первого типа (копи­рующих) заключают в себе требование выполнить те или иные действия по образцу или осуществить, как говорят, «ближний перенос» знаний. Указания в них в основном предписывают, как и в какой последовательности надо решать ту или иную задачу. Хотя эти задания и требуют в основном воспроизведе­ния знаний, однако они, несомненно, оказывают определенное развивающее влияние на учащихся. Выполняя работу, учащие­ся перестраивают и систематизируют приобретенные знания. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели лучшего осмысления нового и закрепления в памяти изученного мате­риала. Примером задания, рассчитанного на самостоятельную работу копирующего типа, может служить работа по ознаком­лению учащихся с лабораторным оборудованием в VIII классе. Учитель объясняет и демонстрирует устройство газовой горел­ки или спиртовки, правильный способ нагревания. Затем учащиеся самостоя­тельно выполняют те же операции по зажиганию газа, регу­лированию пламени, нагреванию воды в пробирке, пользуясь оборудованием, имеющимся на их столах.

Другой пример. Учитель объясняет сущность реакции ней­трализации в VIII классе, демонстрирует опыт с растворами щелочей и кислот, сообщая, что с кислотами подобным обра­зом реагируют и нерастворимые основания, образуя растворимые соли и воду. После этого предлагает учащимся самостоя­тельно выполнить опыты, подтверждающие реакции гидроксидов меди (II) и железа (III) с растворами кислот, записать уравнения проделанных реакций. Здесь учащиеся хотя и вы­полняют новые опыты, но о результатах их они уже знают со слов учителя. Опыты являются иллюстрацией сказанного. Са­мостоятельная работа в такой постановке носит также репро­дуктивный характер.

Известное положительное значение копирующих работ утрачивается, если они начинают преобладать в практике обучения. В этом случае они могут оказаться тормозом для развития учащихся, поскольку побуждают их только к воспро­изведению знаний и умений, причем в той же логической после­довательности, как это было им дано. В таких условиях, как до­казано работами психологов, очень медленно вырабатывается умение осознавать цели своей деятельности, а следовательно, не развивается и даже затухает познавательный интерес.

Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают учащихся к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний. Например, заданиями такого типа являются распространенные в практике обучения упраж­нения, основанные на знании генетической взаимосвязи и свойст­вах изучаемых веществ. В частности, к ним относят такие: «Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения»:

NH4C1 -> NH3 -> NO -> NO2 -> HNO3 -> NH4NQ3.

Здесь учащиеся должны дополнить недостающие сведения, а именно подобрать те вещества, которые будут реагировать с исходным веществом с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения. К такому типу заданий относятся эксперименталь­ные задачи в IX классе на доказательство ионного состава конкретной соли или на получение какого-либо вещества, если известно одно из исходных, например: «Докажите с помощью реакций обмена состав хлорида аммония»; «Получите опытным путем гидроксид меди (II) из нитрата меди (II)».

Выполнение подобных заданий происходит в процессе ре­шения той или иной учебной проблемы на уроке. Учащиеся могут самостоятельно искать ответ на вопрос не только при выполнении эксперимента или при письменном решении зада­чи, но и в других случаях, пользуясь иными источниками, на­пример письменными инструкциями или текстом учебника. Так, в XI классе после уяснения сущности пи-связи в молекуле эти­лена учащимся даю задание самостоятельно по учебнику, при­влекая модели, разобраться в электронном строении молекулы ацетилена.

Исследовательские самостоятельные работы — один из ме­тодов проблемного обучения. Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некото­рые варианты путей решения. Выбирается после анализа опти­мальный вариант действия, он осуществляется и затем делает­ся вывод. Такова общая схема выполнения исследовательских самостоятельных работ. Она, конечно, может видоизменяться в зависимости от содержания изучаемого вопроса, от источника знаний и т. д. При выполнении такого типа работ проявляется творчество учащихся. Это происходит при составлении задач самими учащимися, при нахождении разнообразных способов их решения. В ряде случаев оригинальность деятельности школьников выражается в своеобразном комбинировании уже извест­ных приемов действия или в самостоятельном переносе этих приемов в новые условия для решения новых задач.

Примером исследовательской самостоятельной работы мо­жет служить выполнение учащимися, например, таких заданий: «Глюкоза имеет химическую формулу С6Н12О6. Какое строение молекул можно предположить у этого вещества? Как практи­чески доказать строение глюкозы?» (XI класс).

«Требуется получить в лаборатории хлорид меди (II) в кристаллической форме. Предложите и осуществите два наи­более удобных в практическом отношении способа получения» (IX класс).

«Изучите, отличается ли общая масса веществ, взятых для реакции, от общей массы веществ, полученных в результате реакции. Используйте выданные вам вещества и приборы» (VIII класс).

Исследовательская самостоятельная работа проводится не только как экспериментальная. Такого типа работа может быть и теоретической. Например, если в IX классе нужно пред­сказать и сравнить свойства элементов той или иной подгруп­пы, а также строение и свойства их соединений, то учащимся предлагаю самостоятельно поработать со справочной литературой. Там они находят сведения о количественных пока­зателях прочности и длины связи в молекулах, об электроотрицательности, о типах кристаллических решеток и т. п . На ос­новании такого исследования, требующего сопоставления, анализа, использования теории как метода объяснения и прогно­зирования, учащиеся самостоятельно приходят к новому зна­нию об общих и некоторых особенных свойствах веществ, обра­зованных элементами одного семейства.

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

— в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

— проводится исследовательская работа;

— проект выполняется самостоятельно учащимися;

— учитель выполняет роль, консультанта;

— результаты проекта должны иметь практическую значимость;

— в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта.

Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).

  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.

9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.

10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность

11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.

Проекты бывают разные по времени, но лучше если он будет длиться от 1 месяца до 3, так как может утратиться интерес к проекту.

Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

При выполнении проектов я ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своей школы.

В рамках работы предметной недели по предметам естественного цикла, проводилась акция «Чистая вода». Учащиеся узнали о том, что эта проблема очень серьёзная для нашего района и области.

Выработали план действий:

— собрать информацию по данной теме, классификация отходов,

— провести анкетирование учащихся школы,

— в каком состоянии находятся местные водоемы

— как обстоит дело в области,

— какой вред приносит эта проблема грязной воды здоровью людей,

— определить перечень мероприятий по очистке местных водоемов.

Учащиеся для успешной работы разделились на группы и на этапе рефлексии оценивали вклад каждого участника группы. Работа над проектом была организована поэтапно: начинание, планирование, исследование, защита и презентация.

После выполнения проекта, ребята проанализировали свою работу, указали результаты, отметили неудачи, их причины.

Отмечая три типа самостоятельных работ учащихся, нуж­но сказать, что на практике не всегда можно с полной уверен­ностью определить, какого именно типа работа в каждом конкретном случае была проведена. Резкой границы между типами самостоятельных работ не существует. Речь может идти
лишь о преобладании того или иного характера познаватель­ной деятельности учащихся во время работы.
Кроме названных признаков, самостоятельные работы име­ют отличительную особенность, относящуюся к организацион­ной стороне этого метода. По этому признаку самостоятельные работы делятся на фронтальные (общеклассные), групповые и индивидуальные (в том числе дифференцированные).

Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, создание учащимися компьютерных презентаций.

Например, задания, несущие познавательную информацию в теме «Вода. Растворы. Основания»:

— суточная потребность в воде взрослого человека равна 0,04 кг на кг массы тела. Вычислите свою примерную суточную потребность в воде.

— при хранении свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария с массовой долей 0,04. определите массу хлорида бария, необходимую для приготовления 50 кг такого раствора.

— чтобы сохранить свежесть срезанных гвоздик, их кратковременно опускают в раствор, содержащий 0,03 г нитрата серебра, 1 г нитрата кальция и 10 г сахара на 1000г воды. Определите массовую долю каждого вещества в полученном растворе.

В теме «Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева» использую задачи познавательного характера на нахождение молекулярных формул веществ. Например:

— для повышения урожайности томатов в качестве удобрения применяю водородное соединение элемента главной подгруппы 5 группы периодической системы, массовая доля водорода в котором 17,6%. Определите, что это за соединение и какой это элемент.

В теме «Фосфор» на протяжении урока использую различные виды самостоятельных работ на всех этапах:

Проверка знаний. Графический диктант ( ∩ да, − нет)

1вариант –NH3 2вариант – HNO3

1.Хорошо растворяется в воде.

2. Легкий газ с резким запахом.

3. Бесцветная жидкость с резким удушливым запахом.

4. Восстановитель.

5. Реагирует с металлами специфически.

6. Является сильным окислителем.

7.Изменяет окраску ф/ф в малиновый цвет.

8. При вдыхании этого вещества происходит рефлекторное возбуждение или торможение дыхательного центра.

9. Соли этого вещества являются азотными удобрениями.

10. В середине 17 века Глаубер предложил получать это вещество из селитры действием на нее H2SO4 (конц). Этот метод описан Жюль Верном в «Таинственном острове

При изучении нового материала провожу самостоятельную работу с последующей проверкой на доске по плану: положение фосфора в ПСХЭ, строение атома, степени окисления.

Вопросы: 1) На основании строения атома, к какой группе элементов относится фосфор – металлам или неметаллам? 2) Свойства каких элементов сильнее выражены у фосфора, чем у азота и почему?

3) Элемент фосфор образует несколько аллотропных видоизменений: белый, красный, черный, фиолетовый и коричневый.

Аллотропные модификаци

Открыт

Тип кристаллической

решетки

Свойства

белый

1669г

Бранд



красный

1847г

Шреттер



черный

1934г

Бриджмен



фиолетовый

1797г

Мусин-Пушкин

1853г

Гитторф



( используя учебник учащиеся самостоятельно заполняют третью и четвертую графы таблицы с последующей проверкой)

На этапе закрепления изученного материала, провожу тестовую работу:

1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….

а).молекулярный б)атомный в)ионный

2. У фосфора….. аллотропных модификаций

а)две б)три в) четыре г) пять

3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…

а)три б) четыре в) пять

4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства

а)4Р+5О2=2Р2О5 б)2Р+3Mg=Mg3P2 в)2Р+3Н2=2РН3

5. Причина свечения белого фосфора….

а)изменение агрегатного состояния вещества

б) химическое явление в) физическое явление


Для повышения кругозора учащихся использую задания творческого характера: составить кроссворд, ребус, написать рассказ-сказку, химическое сочинение. Они позволяют пробудить у учащихся интерес к предмету, выразить свое отношение к изучаемому материалу, придают эмоциональную окраску бесстрастным химическим фактам. В качестве примера приведу несколько работ учащихся.

При изучении темы «Вода. Растворы. Основания.» Топорищева Нина написала стихотворение «Берегите воду!»

Вся жизнь из воды происходит;

Вода все хранит, производит.

Первым белок появился в воде,

Стал он живым организмом поздней.

Развиваясь миллионами лет,

Заселился животными свет.

И вершина в развитии этом

Называется человеком.

Человек же, приложив умы,

Стал использовать силу воды.

Вода стала вращать колесо

И молола зерно хорошо.

В котлах, испаряя воду,

Появились и пароходы.

Ну а в наше столетье машин

На реках воздвигнута масса плотин.

На плотинах построены ГЭС,

Напитав электричеством свет;

Электричество шьет, обувает,

Есть готовит и одевает,

Сохранит нам продукты в запас,

И осветит квартиру для нас.

Ну, а мы, загрязняя воду,

Отравляем свою природу.

Берегите воду везде –

Не губите здоровье себе!

А вот химическое сочинение-сказка Соколова Димы «Приключения железа» (тема урока «Коррозия и способы защиты от нее»). На одной из свалок жил-был маленький кусок металла по имени Железо. Жил, вроде бы никому не мешал. В один прекрасный день, когда солнышко светило очень ярко, Железо решил прогуляться. Думая о том, о сем он ушел так далеко, что заблудился. Пока он пытался найти дорогу обратно, уже стемнело. Побрел кусок куда глаза глядят. В темноте он набрел на пещеру страшного чудовища по имени Коррозия. Железо не знал, чья это пещера, забрался подальше, сел отдохнуть и уснул. Но вот уже под утро он почувствовал, что на него кто-то напал и начинает пожирать. Рядом стояло ведро с какой-то жидкостью. Кусок нырнул туда и почувствовал облегчение, пожиратель растворился. Выглянув из ведра, он увидел другой сосуд с какой-то странной густой массой и для безопасности решил перебраться туда. А в том сосуде оказалась добрая «женщина» по имени Краска. От ее доброты кусок Железо даже в лице изменился: стал еще краше. С тех пор Краска и кусок Железо крепко дружат, и никакие чудовища им не страшны.

Такие работы позволяют учащимся более глубоко и полно усвоить новые химические понятия, научить применять их для объяснения химических процессов.

Анализируя опыт работы организации самостоятельной деятельности на уроках химии и во внеурочное время можно сделать выводы:

— работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,

— уроки проходят более оживлённо,

— увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,

— появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающегося: вырабатывается активная жизненная позиция; развивается самостоятельность– умение самостоятельно добывать знания; умение находить главное, определять цели и задачи;
умение сравнивать, обобщать, делать выводы; умение применять знания на практике.

Таким образом, применяя систему различные виды самостоятельных работ, можно активизировать познавательный интерес к предмету и добиться перерастания учебного интереса к химии в профессиональный.

Каждый учебный год проходят олимпиады по предмету. Наши ученики принимают в них участие и занимают призовые места. Ежегодно наши учащиеся принимают участие в районных олимпиадах и занимают призовые места.

Так в 2007-2008 уч. году ученица9 класса Ворсина Анна заняла 3 место в районной олимпиаде

В 2008-2009 уч.году ученица 10 класса Сунцова Светлана заняла

1 место в районной олимпиаде.

В 2009-2010 гг. ученик 9 класса Дрямин Алексей занял 3 место в районной олимпиаде.

Диагностика показывает положительную динамику изменения отношения учащихся к предмету химия. Если в начале изучения предмета учащиеся в основном проявляют ситуативный интерес и учатся по необходимости, то к концу учебного года химию относят к жизненно важным предметам.

Ежегодно выпускники школы выбирают предмет в качестве выпускного экзамена. Многие выпускники, окончившие нашу школу, успешно обучаются в различных ВУЗах, техникумах, где сталкиваются с изучением химии, но проблем в изучении данного предмета не испытывают.

Среди выпускников есть врачи, зоотехники, агрономы, ветеринары, десятки медицинских сестер, лаборанты химических производств.
С выпускниками поддерживаем тесную связь, организовываем встречи с учащимися, где они рассказывают о своей будущей профессии, о том насколько знания по химии нужны для приобретения той или иной специальности. Такие встречи, в какой то степени тоже активизирует учебно-образовательный процесс.


Познавательная активность – это элемент развивающего обучения, один из самых значимых мотивов учения.

Познавательная активность показывает сложность и значимость процесса обучения. При наличии познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам ученик заинтересован.

Познавательная активность является своеобразной лакмусовой бумагой, по которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе видов деятельности.

В заключение хочется сказать словами В.А. Сухомлинского: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь, такова технология нашего труда, чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море».


















Список использованных источников



1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” Открыт. школа. – 1998. — №2

2. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.:

Учпедгиз, 1961.

3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” — Л., -1982.

4. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” — М, 1980.

5. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

6. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” —

Тал., 1976.

7. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” — 1998.

8. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях

демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

9. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность

школьников в обучении.” — М, 1980.

10. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.




















20


Свежие документы:  Исследовательский проект "Исследование содержания витамина С (аскорбиновой кислоты) в различных сортах яблок и соках яблочных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: