Валеологическая направленность уроков химии


«Валеологическая направленность уроков химии».


Миннуллина Наталья Викторовна

учитель химии, стаж 15 лет

Костанайская область, ГУ «Средняя школа № 3 города Рудного»


Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития общества. Важнейшей задачей школы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения.

Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.

Такое обучение должно:

— вестись с использованием позитивной концепции здоровья;

— использовать новейшие образовательные подходы и методы;
— разработать систему урочных учебных проблем на связь химии с

валеологией;

способствовать познавательной активности и заинтересованности

учащихся при изучении химии и на полноту усвоения ими знаний;

— раскрыть единство неорганического и органического мира, влияния

деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой

основе убеждённости в необходимости бережного отношения к

природе;

— раскрыть двойственную роль химической промышленности по

отношению к человеку и природе;

— раскрыть особенностей научно-технического прогресса с позиций

охраны природы;

— вооружить школьников практическими умениями и навыками.

Реализация валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:

1) освоение содержания валеологического компонента на уроках

химии;

2) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально-

групповых занятий учащихся, посредством организации проектной

и исследовательской деятельности школьников;

3) реализация валеологического воспитания при проведении

внеклассных мероприятий.

На уроках необходимо компенсировать дефицит валеологического содержания образования, дополняя программу интересным познавательным материалом посредством познавательных и расчетных задач, тестовыми заданиями.


Например:


Муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?


Ответ: При укусе муравей впрыскивает в ранку му­равьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом – боль пропадает, так как наша­тырный спирт – это основание: гидроксид аммония. Он нейтра­лизует кислоту.


Почему женщины, изображенные на картине фран­цузского художника Жана Франсуа Милле «Прачки», имеют красные опухшие руки?


Ответ: В воде, а особенно в горячей, мыло подвергает­ся гидролизу, приводящему к образованию едких щелочей, разъ­едающих кожу.


Чем вызывается физиологическое ощущение устало­сти?


Ответ: Физиологическое ощущение усталости челове­ческий организм испытывает от накопления в мышцах (в про­цессе гликолиза) молочной кислоты, которая вредно отражается на здоровье, если организм вырабатывает ее в большом количе­стве. В мышцах, находящихся в состоянии покоя, молочная ки­слота способна превращаться в животный крахмал (гликоген) — запасное питательное вещество.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Контрольная закупка" 8 класс


Почему любители сладкого (конфет, шоколада, и т.д.) часто не могут похвастаться хорошим состоянием зубов?


Ответ: Остатки пищи (конфет, шоколада и т.д.) задер­живаются между зубами и на поверхности эмали (складки, бо­розды). Некоторые бактерии (молочнокислые стрептококки), присутствующие в зубном налете, способны расщеплять сахаро­зу до органических кислот — в основном молочной. Кислоты де­минерализуют эмаль. При разрушении эмали микроорганизмы попадают в дентин, а затем в пульпу и вызывают ее воспаление (пульпит).


Почему слезы человека обладают бактерицидными свойствами?

Ответ: Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действи­ем. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии.


Решение расчетных задач с валеологическим содержанием.

1. Какую массу кислорода переносит кровь средне­го человека массой 60 кг за один кругооборот, если масса крови в организме составляет 8% от массы тела, а содержание гемогло­бина в крови 14г на 100 мл крови (плотность крови 1,050г/мл)?

Ответ:За один кругооборот кровь переносит 0,858 г ки­слорода.


2. За сутки в желудке человека выделяется более 800мл желудочного сока (р = 1,065г/см3). Рассчитайте массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кисло­ты, содержащейся в желудочном соке, массовая доля которой в желудочном соке 0,4-0,5%.

Рассматривая химическую сущность задачи, обращают внимание на физиологическое действие соляной кислоты, за­ключающееся в поддержании кислой среды в желудке для обес­печения нормальной деятельности пищеварительных ферментов (гидролиз белков) и проявления бактерицидных свойств (унич­тожение вредной для организма флоры). Следует учитывать стехиометрическое отношение хлорида натрия и соляной кислоты NaClHCl, т.е. из 1 моль хлорида натрия может образоваться 1 моль соляной кислоты.


О т в е т : За сутки необходимо потреблять 6,8 г. NaCI.


3. Жизненная емкость легких человека составляет 3500см3. Определите объем и массу кислорода и оксида углеро­да (IV), содержащиеся в том объеме воздуха, который человек вдыхает за 1ч, если совершает 16 вдохов в минуту.

Анализируя задачу, устанавливают, что в состав воздуха входит (по объему) 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. При переводе объемов газов в массы необходимо из справочных данных использовать плотность кислорода и углекислого газа.


Ответ. За час человек вдыхает 705,6 л, или 1009 г, О2 и 10,08л, или 20 г, СО2.


Тестовые задания

1. Соляная кислота входит в состав:

  1. поджелудочного сока

б) желудочного сока

в) слюны

г) содержимого толстого кишечника

д) содержимого тонкого кишечника

2. Незаменимый компонент гормона щитовидной железы:

а) В

б) S

в) I

г) К

д) Zn

3. Человеку в день необходимо потреблять воды:

  1. 0,5-1 л

б) 1-1,5 л

в) 1,5-2 л

г) 2-2,5 л

д) 2,5-3 л


4. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина:

  1. Аl

б) Fe

в) Ca

г) K

д) P

5. Основа физиологического раствора, используемого в медицине – NaCI с

массовой долей:

а) 0,9 %

б) 0,1 %

в) 10 %

г) 9 %

д) 15 %

6. Недостаток железа в крови вызывает заболевание:

а) гепатит

б) анемия

в) корь

г) ангина

д) столбняк

7. Биологические катализаторы:

а) ферменты

б) керотин

в) пептиды

г) эритроциты

д) лейкоциты

8. Применяют для приготовления лекарственных мазей,:

а) Р

б) N

в) S

г) Si

д) С

9. Ионы способствующие свертываемости крови:

а) К+

б) Мg2+

в) Nа1+

г) Са2+

д) Сu2+

10. Для профилактики кариеса используют: пасты содержащие:

а) С

б) S

в) N

г) CI

д) F



11. Вещество, способствующее разрушению эмали зубов:

а) крахмал

б) сахароза

в) железо

г) целлюлоза

д) сера

12. При полном окислении 1г. жира образуется 108 г. воды, что соответствует

количеству вещества:

а) 2 моль

б) 1 моль

в) 4 моль

г) 3 моль

д) 6 моль

13. В организме человека массой 70 кг массовая доля химического элемента

фосфора составляет 0.1 % что соответствует массе:

а) 70 г

б) 700 г

в) 0.7 г

г) 0.07 г

д) 7000 г

14. Человек за сутки через кожу выделяет 9 грамм СО2, что соответствует

объёму:

а) 11.2 л

б) 4.6 л

в) 22.4 л

г) 5.6 л

д) 1л

15. Газ, обладающий бактерицидными свойствами:

а) NH3

б) O3

в) NO3

г) O2

д) CH4

16. Газ, легко соединяющийся с гемоглобином крови, препятствующий

переносу кислорода от лёгких к тканям :

а) СО

б) СО2

в) СН4

г) Н2S

д) Н2

17. Основным источником кальция являются:

а) рис;

б) мясо и мясные изделия;

в) рыба;

г) молочные продукты

д) фасоль


18. Витамин, содержащийся в рыбьем жире

а) Д;

б) С;

в) А;

г) В;

д) Е

Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом сформировать у уча­щихся валеологические знания и умения.

В плане интеграции химических и валеологических знаний благоприятен и тот факт, что химия — экспериментальная наука. Она слу­жит мощным инструментом исследования и познания процессов, протекающих в живых системах, поэтому при обучении химии в школе важно акцентировать внимание на формировании у учащихся целостного вос­приятия химических процессов, которые лежат в основе триады «молекула — клет­ка — организм». Интеграция химических и валеологических знаний предусматривает творческое переосмысление содержания школьного курса химии.

Урок химии может способствовать одновременно и интеллек­туальному развитию школьника, и сохране­нию его физического статуса. Другими сло­вами, школьные химические знания долж­ны помогать адаптации учащегося и увели­чивать резервы его здоровья.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Общая характеристика галогенов. Хлор"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: