Внеклассное мероприятие по химии «Посвящение в химики» 8 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 32








Внеклассное мероприятие по химии

«Посвящение в химики»

(для учащихся 8-ых классов)





Составитель:

Кудравец Елена Александровна

учитель химии








Калининград

Внеклассное мероприятие для 8-го класса

«Посвящение в химики»


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: “Атомы химических элементов”, “Простые вещества” “Химические соединения” и “Изменения с химическими соединениями”, развить интерес школьников к предмету “Химия”, эрудицию, умение логически рассуждать, высказывать свой мысли, формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.


Оборудование:

  1. Периодическая таблица Д.И. Менделеева.

  2. Наборы химической посуды и оборудования.

  3. Распечатки заданий.
    Ведущими являются учащиеся 10-го химико-биологического класса

Жюри: учителя химии

Гости: учащиеся 7-х классов

Учитель:

Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.

Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.

И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников – учеников химико-биологического класса и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.

В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха!

И так, испытания начинаются!


Ведущий 1:

Первое испытание – отборочный тур:

Используется презентация для проведения. Учащиеся по желанию выбирают № вопроса. За каждый правильный ответ участникам выдается химическая валюта — химон (5-синих, 5- жёлтых).


  1. Один из важнейших элементов жизни. Он входит в состав крови и именно он определяет цвет крови, а также ее основное свойство – способность связывать и отдавать кислород. (Железо)

  2. Химический элемент 1 группы периодической системы Д.И. Менделеева: редкий элемент, в природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках, песках и т.д. Мягкий металл, применяется для изготовления ювелирных и технических изделий. О каком элементе идет речь? (Золото)

  3. Название элемента происходит от латинского слова “кальке”, которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, но и др. минералы, содержащие этот элемент. (Кальций)

  4. Самый распространенный элемент на Земле. Он повсюду и везде. Даже в нашем организме в среднем содержится 70%. Роль его велика: окисляет, соединяет, участвует в процессах дыхания, поддерживает горение. (Кислород)

  5. Назовите единственное жидкое простое вещество – неметалл? (Бром)

  6. Назовите единственный жидкий металл? (Ртуть)

  7. Самостоятельный химический элемент, входит в состав графита (стержень в карандаше), алмаза, топлива, растительного и животного мира, газа выдыхаемого нами. (Углерод)

  8. Химический элемент – сосед натрия по группе. (Калий)

  9. Назовите аллотропные модификации кислорода. (Кислород, озон)

  10. Назовите химические элементы, которые утверждают, что «могут рождать другие вещества»? (кислород, водород, углерод)

  11. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон)

  12. Какой неметалл является лесом? (Бор)

  13. Какой элемент носит название части света? (Европий)

  14. Назовите газы, входящие в состав воздуха? (Кислород, азот, инертные газы)

  15. От чего краснеет лакмус? (Кислота)

  16. Какая кислота плавит стекло? (Плавиковая)

  17. Что такое «Купоросное масло»? (Серная кислота)

  18. Назовите вещества, которые мы используем при приготовлении пищи? (Сахар, поваренная соль, сода, уксус, вода)

  19. Кто автор теории электролитической диссоциации? (Аррениус)

  20. Учёный, создатель периодической системы химических элементов? (Д.И. Менделеев)


Ведущий 2:

Молодцы ребята! Вы хорошо отвечали на вопросы. Значит, вы готовы к испытаниям. Прошу выйти ребят с жёлтыми жетонами – это первая команда, — с зелёными жетонами, — вторая команда. Занимайте места. И первое ваше задание – выбрать капитана, придумать название и девиз своим командам.

А пока представляем вам жюри: учителя химии и учащиеся 11-х классов.

Жюри хотим вам пожелать: Пусть ваша совесть будет чиста
Как в этой колбе вода!

(Подносят жюри колбу с водой)

Ведущий 2:

Итак, приступаем к Великим Испытаниям. Капитан первой команды – название вашей команды и девиз. Капитан второй команды – название вашей команды и девиз.

Команды вам предстоит путешествие в Великую страну Химия. Но для этого надо преодолеть Гору Знаний по узкому ущелью. Каждый шаг по этому ущелью можно сделать, выполнив мини-задания.


Задание №1 «Послание алхимиков»

Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков – П.С.Х.Э. Это не гигантская формула. Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик. Чтобы расшифровать его, нужно в названиях элементов выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе. Например, первый элемент – титан, От его названия берем только букву номер 2 – это и.


Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2  K5         Cr Li 2 Cu   In   K        Cu3 H2 Cl2Fe Ne2Na Br As 2 F 2 Cu4      N4Be2 Sn Ag 3Fe2Tc Zn 2Cd I2 Mg O          O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si Os Mo

«Истинный химик должен быть теоретиком и практиком»


Ведущий 1:

А пока команды расшифровывают послание для болельщиков разминка:

«Отгадайте вещество».

Любой химик должен только по одному описанию уметь определять, о каком веществе идет речь. А сможете ли вы?

За каждый правильный ответ вы можете получить пять химонов, если узнаете вещество по первой фразе. По мере добавления фраз цена вопроса будет уменьшаться. Самые активные болельщики, которые получат к концу нашего мероприятия больше химонов получат драгоценные призы (посеребрённые пробирки).

  • Этот металл известен человеку с глубокой древности. Его содержание в водах Мирового океана составляет8 млрд.тонн. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг. Из этого металла делают украшения, монеты. Этот металл – символ солнца. (Золото)

  • Его называют безжизненным газом. Это довольно инертный газ. Не поддерживает горение. Он входит в состав воздуха. (Азот)

  • Весьма распространенный неметалл. Он входит в состав белков. Незаменимый элемент в производстве резины. Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы. Жёлтого цвета. Горит сине-голубым пламенем. Входит в состав смеси, наносящейся на головку спичек. (Сера)

  • За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле. Алхимики часто называли этот элемент меркурием. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится внутри градусника. (Ртуть)

  • Его называют всёсъедающим. При открытии этого элемента погибло много исследователей. Входит в состав фреона. Обладает высокой химической активностью. Этот элемент входит в состав зубной пасты. (Фтор)

  • Серебристо-белый, блестящий металл. Средневековые металлурги считали его «пожирателем олова». Растворяется в смеси плавиковой и азотной кислот. Самый тугоплавкий металл. Из него делают спираль лампы накаливания. (Вольфрам)


После расшифровки команды зачитывают послание: получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!» Жюри оценивает ответы команд.


Ведущий 2:


Задание №2 «Химическое ассорти»

Перед командами лежат карточки с формулами веществ. Задача первой команды: выбрать оксиды и кислоты, второй – основания и соли. Все вещества необходимо назвать.

I KOH, HCl , MgO , H2SO4 , Na3PO4 , KNO3 , P2O5 , Zn(OH)2 , CaCO3 , H2SiO3 , CuSO4

Li2O , AgCl , Ca(OH)2


II SO3 , NaOH , H2SO3 , AlCl3 , CO2 , Ca(OH)2 , Mg(NO3)2 , Fe(OH)3 , H2S , Al2O3 , SiO2 ,

HNO2 , K2SO4 , Cr2O3

Конкурс для болельщиков: «Перевод»

Нам приходится читать книги на разных языках. Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы:

    • Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит)

    • Много Аш-два-О утекло (Много воды утекло)

    • Феррумный характер. (Железный характер)

    • Много оксида водорода (Аш – два-О ) утекло с тех пор. (Много воды утекло с тех пор)

    • Слово – аргентум, а молчание- аурум. (Слово- серебро, молчание- золото)

    • За купрумный грош удавится (За медный грош удавится)

    • Белый как карбонат кальция. (Белый, как мел)

    • Недохлорид натрий на столе, перехлорид натрий на голове. (Недосол на столе, пересол на голове)

    • Уходит, как Аш-два-О в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок)

За каждый правильный ответ учащиеся получают химон.


Ведущий 1:


Задание №3 «Химическое оборудование»

В лотках находится химическое оборудование. Задача команд: назвать предлагаемые предметы и определить, для чего они предназначаются.

I лоток: пробиркодержатель, кольцо, колба, спиртовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка.

II лоток: лапка, пробирка, щипцы, ступка с пестиком, химический стакан, штатив для пробирок


Литературный конкурс для болельщиков:

Вам прочитают отрывки из стихотворений, в которых упоминаются названия металлов. Ваша задача: отгадать название стихотворения и автора.

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их;

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой и главой

Возглашают над собой. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»



На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. С.Есенин «Береза»


Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой –

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»


Старушонка хлеб поймала,

«Благодарствую, — сказала. –

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови».

И к царевне наливное

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


Вот мудрец перед Додоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

В слезах отчаянья Людмила

От ужаса лицо закрыла,

Бежит в серебряную дверь. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

Заслушиваются ответы команд


Ведущий 2:


Задание №4 «Пантомина»

Командам необходимо изобразить:

1 команда – реакция обмена с выпадением осадка,

2 команда – реакция замещения с выделением газа.


Конкурс для болельщиков

Перед вами в 7-и пронумерованных склянках находятся вещества, используемые нами часто на кухне — сахар, соль, сода, мука, крахмал, уксус, спирт.

Внимательно рассмотрев содержимое склянок, как настоящие химики, определите их содержимое. За каждое правильно определённое вещество – один химон.

Смотрим пантомимы команд. Жюри подводит итоги всех конкурсов.

Пока жюри работает и подсчитывает очки, мы посмотрим несколько химических тайн в исполнении 11 класса ( проводятся опыты “Вулкан на столе”, “Облако из колбы”, “Несгораемый платок”, “Фото на память”).


Ведущий 1:

Итоги испытаний, которые прошли наши команды, огласит жюри. Поздравляем команды! Победители получают – ордена Юных Магов, вторая команда – знак Юного Волшебника.

А теперь настало время для торжественного посвящения в юные химики.


Ученики.

Вы жизнь свою решили посвятить

науке царственной великой химии.

Уверена, она научит жить

в согласии с надеждами счастливыми.

 

С тобою, химия, мы многого добьемся.

И от тебя мы никогда не отречемся.

и перед лицом друзей, учителей

торжественно клянемся:

 

Клянитесь химию учить

Не только по тетради.

Клянитесь формулы зубрить

И вычислять с остатком.

И с веществами колдовать

Клянитесь с интересом.

И с рвением зачёт сдавать

И не робеть пред срезом….


Учащиеся скрепляют клятву кровью (Реактивы: р-р FeCl3, р-р роданида аммония)

Литература

  1. Урок окончен – занятия продолжаются. Под.ред. Э.Г. Злотникова, М.; «Просвещение» 1992

  2. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Свойства основных классов неорганических соединений" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: