Конспект урока для 4 класса «Охрана природы»


Ф.И.О. Макарова Анастасия Сергеевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Охрана природы

Цель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках России и заповедниках Донского края; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные

  • Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

  • Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

  • Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные

  • Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

  • Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Предметные:

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.

  • Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Планируемый результат:

  • Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

Ресурсы:

— основные: учебник «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 4 класс 2 часть, 2010 год.

— дополнительные: кроссворд, журналы, карандаши, листы бумаги, градусники.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в паре.



















Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности обучающихся, и настрой на дальнейшую работу

— Добрый день. Меня зовут Анастасия Сергеевна.

— Сегодня необычный день. Взгляните в окно. Что там происходит?



Дует ветер, светит солнце.

Наконец пришла весна!

Так охота выйти в поле,

И в футбол гонять с утра.

Заряжаюсь позитивом —

Ведь работать мне не лень!

На уроке о природе

Буду ровно я сидеть.

Подниму повыше руку,

Чтоб оценку получить.

Много новых нужных знаний —

Я сумею раздобыть!



— На такой позитивной ноте я предлагаю начать наш удивительный урок в мир природы.

— Приветствуют учителя.



— На улице весна, светит солнце.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в

среде.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


  1. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы урока.

— Начнётся наше путешествие с игры. Она называется «А что если…»

— Я буду говорить фразу: «А что если » и добавлять ситуацию, ваша задача ответить на неё. Например: А что, если на Земле исчезнут растения? А вы мне отвечаете, что будет с планетой.

— Всем понятно?

— Тогда начнём.

А что если…

  1. На планете днём температура будет равна + 100 градусам?



  1. Исчезнут грызуны, насекомые?





  1. Земля покроется ледяной пустыней?





  1. Будет дуть сильный ветер?





  1. Кислород превратится в воду?







  1. Каждый человек перестанет понимать друг друга?







— Скажите, а может ли на самом деле произойти всё то, о чём мы только что говорили?









— А почему?









— Скажите, есть ли возможность избежать отрицательных изменений в природе?

— Что для этого нужно?









— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?







— Последний вопрос. Всегда ли человек отрицательно относится к природе?







— Именно это и станет темой нашей встречи.













— Да.





— Будет жарко, люди не смогут жить.

— Не чем будет питаться животным.

— Люди замёрзнут, не чего будет есть.



— Ветер разрушит почву, здания.



— Нам нечем будет дышать, воды будет много.



— Мы не сможем ничего сделать вместе. Поодиночке мы погибнем.

— Не всё, но может. Кислород в воду не превратится. А всё остальное может произойти.

— Если человек будет не хорошо относиться ко всему, что его окружает.



— Да, возможно.



— Человек должен заботиться о природе и других людях.



— Мы будем говорить о влиянии человека на природу.



— Нет, не всегда. Человек также охраняет природу.

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.


Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.



Личностные:

Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.



Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.



Познавательные:

  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.




3. Изучение нового материала.

Цель: выявления обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.



















































































































































































































































































4.Подведение итогов

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания.










— Для того чтобы ближе познакомиться с темой нам понадобится учебник. Откройте страницу 62.

— Теперь закройте книги. Они вам не понадобятся. Сейчас я проверю, все ли внимательно слушали. В этом поможет кроссворд.

По горизонтали:

  1. Охраняемые территории, в древности назывались священными. (Заповедник)

  2. Измайловский и Сокольнический … (лесопарк)

  3. У человека постоянно растёт потребность в … (древесина)

  4. Что учредил Международный Союз охраны природы в 1963 году? (Красная книга)

По вертикали:

  1. Кто издал указ, запрещающий свободную добычу полезных ископаемых? (Пётр Ι)

  2. Где находится Сокольнический лесопарк? (Москва)

  3. Что спасал Пётр Ι от загрязнения? (Реки)

  4. Международная организация, которая борется за чистоту окружающего мира. (Гринпис)

Параллельно с отгадыванием кроссворда задаю дополнительные вопросы.

— Очень хорошо. Как вы думаете, сколько заповедных зон на нашей планете?



В настоящее время в мире существует более тысячи национальных парков и десятки тысяч охраняемых территорий. По приблизительным оценкам их около 70000, и занимают они примерно 10% всей суши. В России существуют 101 заповедник и 35 национальных парков, которые вместе занимают площадь 40 млн. га (около 2% площади Российской Федерации).

— А какие заповедные места вы знаете?

— Чем отличается заповедник от заказника, парка?















































































— А я слышала про Ростовский заповедник. Как вы думаете, где он находится?

— Показываю на карте Ростовский заповедник. Площадь заповедника около 75000 гектаров земли. Здесь обитает около 40 видов млекопитающих. Самыми знаменитыми являются мустанги.

— Вы слышали такое название раньше? Кто такие мустанги?

— Обитают в заповедники и птицы. Ярким представителем является – степной орёл. Сейчас он взят под природоохранный проект. Эти птицы весят до 5 килограмм и могут жить до 50 лет.

— Ещё одним редким зверьком заповедника стал перевязка. Это хищник, питается сусликами, мелкими грызунами. Перевязки ленивы, они ни когда не делают своих нор. Им проще выгнать из уже готовой хозяев и заселиться самим. Зверьки маленькие всего 30 – 40 см. хвост может достигать 20 см. Весят чуть более 0.5 кг.

— На самом деле можно очень долго рассказывать о Ростовском заповеднике. Каждый его житель заслуживает отдельного внимания.

— Я предлагаю вам поработать в паре. Сейчас я раздам вам материал. На доске план. Я строила свой рассказ по нём. Вы уже увидели образец. От вас требуется то же самое, но уже по своей заповедной зоне. Работая в паре вы определяете местонахождение своего заповедника, парка. Даёте краткие сведения. Сколько занимает площади, какие растения животные обитают. Затем выбираете одного представителя заповедника и описываете его. Если это птица или млекопитающее, то говорите как выглядит, чем/кем питается, сколько живёт, чем опасно.

Если вы выберите растение, то расскажите, где растёт, что любит (влагу, солнце), чем полезно или опасно. Высота растения, продолжительность жизни. Всё это указано в журналах.

— Для начала я даю вам минутку для знакомства с изданием, а затем вы приступите к выполнению мини-проекта. Работать необходимо вместе.





— Слово «мустанг» в древности обозначало любое заблудившееся животное. Мустанг – это одичавшие домашние лошади. На озере Маныч-Гудило уже более 50 лет живёт табун мустангов. Люди заботятся о них и подкармливают в тяжёлые для животных времена.

— Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них поближе.

— Работа в паре.







— Оцениваю ответы учащихся совместно с детьми.



— Итак, с какими заповедными зонами мы успели познакомиться?

— Сейчас я буду показывать животных, а вы определите, где он обитает.





— Остался самый главный вопрос. Так зачем же нам нужно заботиться о природе?













— Помните, в начале встречи мы заряжались позитивом. Сейчас мне хочется узнать, не уменьшился ли его уровень за время урока. Для этого я каждому раздаю градусники настроения. Каждый может поставить свою черту на той шкале, на которой у него находится настроение.





— Спасибо вам за вашу искренность. Мне приятно было с вами работать. Сейчас откройте дневники. Домашнее задание: хорошо отдохнуть на каникулах! До новых встреч!

— Читают текст.













— Заполняют кроссворд.

































— Предполагают.





















— Рассказывают.

— Отвечают. Заповедникздесь оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заказник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.

Национальный парк — охраняемый участок территории (акватории) с малонарушенным природным комплексом, часто с уникальными объектами (водопады, каньоны, живописные ландшафты и т.п.)



— Отвечают.











— Мустанги – дикие лошади.



















































































— Выполняют.



— Выступают с мини-докладом.

— Остальные слушают. Задают вопросы.



— Перечисляют.



— Называют по картинкам название и место обитания.

— Природа нам помогает в жизни. Мы часть природы. Если мы сделаем ей плохо, то будет плохо и нам.



















— Выполняют. Объясняют свою метку. Делятся впечатлениями об уроке.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.


Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.



Личностные:

Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

























































































































































































Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.










Свежие документы:  Конспект урока на тему "Экологическая культура личности"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: