Конспект урока на тему «Охрана растений»


Тема урока: «Охрана растений».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Дидактическая цель урока:

Организовать совместную деятельность учащихся с целью обобщения и систематизации знаний по теме,

Задачи: Выяснить основные причины исчезновения и сокращения численности растений и исходя из этого, обосновать меры по их охране.. Выяснить, каково значение каждого человека в деле охраны растений. Познакомиться с правилами поведения в природе и научить следовать им в повседневной жизни.

Предметные:

Обобщить изученный материал по различным направлениям темы

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации;

Устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу,

Формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся получат возможность закрепить и обогатить свои знания об охране окружающей среды, о редких растениях..

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;

Коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль;

Регулятивные: обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

Дичностные: обучающиеся получат возможность формирования собственной позиции в понимании ответственного отношения к природе.

ХОД УРОКА:



1.Организационный момент. 
Учитель: 
— А сейчас проверь дружок, 
Ты готов начать урок? 
Ученики: 
— Каждый день – всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим. 

2. Повторение пройденного материала.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Всем вам предоставляется возможность показать свои знания, ответив на вопросы теста письменно.

  1. Мягкий покров из зелёных растений – это ________________________



  1. Мелкие частички, соединённые в нити или пластины _______________________________________________________________



  1. Вычеркни лишнее слово.

  1. клён, рябина, ель, тюльпан;

  2. берёза, дуб, шиповник, тополь;

  3. яблоня, смородина, малина, ежевика;

  4. осина, липа, дуб, ель;

  5. клубника, роза, фиалка, ландыш;

  6. груша, слива, тополь, вишня;

  7. липа, осина, клён, яблоня.





  1. Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? ____________________________________________

______________________________________________________________



  1. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина жёлтая?

______________________________________________________________



  1. Растение, которое всегда повёрнуто к солнцу. ____________________



  1. Кто надела сто рубах, захрустела на зубах? _______________________





3. Изучение нового материала.

Эстетическая минутка.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения Альбина Александровна Сенькова



ЦВЕТЫ
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.

Звучит Симфония Цветов! Вдали, окрест —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.

— А сейчас ребята послушайте музыку «Симфония цветов»



-Удивителен мир растений! Тысячи цветов украшают землю. Цветы – сама жизнь. У них есть свой язык, свой аромат, сила красоты, своя история, легенда, свои праздники. Есть у них своя богиня – Флора – богиня цветов. Голова Флоры украшена венком, а в руках – букет цветов. В честь Флоры были особенные праздники, называемые Флоралии. Их праздновали 5 дней весной (с 28 апреля по 3 мая). В эти дни двери домов украшались венками, все предавались веселью, а женщины одевались в разноцветные платья.



Вопрос-размышление: Какова же роль растений в жизни человека?

 Растительность защищает поверхность земли от разрушения внешними процессами. Если бы на земле не было растений, то вся поверхность былабы разрушена ветрами и дождями и  походила бы на пустыню. Для укрепления почвы так же высаживают ичкуственные лесополосы. Ну и не стоит забывать, что растения также являются пищей для животных, А многие деревья и домом .

Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно.

Вопрос: Какие вы знаете растения, которые человек может использовать для своей жизнедеятельности?

Рубрика: «Знаете ли вы что…»

Сообщения детей.(картинки растений)

1.Почти вся посуда африканской семьи «растёт» возле дома. Это тыква КОЛЕБАС. Плоды её в молодом возрасте перевязывают в разных местах и дают отрасти до нужных размеров. Получаются всевозможные бутылки , сосуды, и другая утварь самой причудливой формы.

2.В тропических лесах на корнях деревьев, прикрытых толстым слоем перегноя, иногда можно видеть небольшое растение – лангсдорфию.

Лангсдорфия, пожалуй, — одно из самых оригинальных растений земного шара. Стебли её содержат большое количество горючего восковидного вещества. Жители стран Центральной и Южной Америки собирают лангсдорфию и используют её вместо свечей, а также для праздничных иллюминаций. Горят стебли этого растения, как смоляные факелы.

3.В Панаме, Колумбии и Эквадоре растёт пальма ТАУПА. Живёт она до 100 лет, всё время давая плоды: орехи, весящие до 10 кг и больше. Они состоят из нескольких ячеек, в каждой из которых заключено от шести до десяти семян. Из этих семян вырабатывают пуговицы и бусы, по твёрдости не уступающие слоновой кости.

(Все страны , о которых идет речь, показываются на слайдах)



Сообщение темы урока:

Каждый день по дороге в школу вы видите разные растения. Названия одних вам знакомы, другие вы так часто видите, что легко узнаёте их. Одни растения помогают вам избавиться от летней жары, принимая вас под свои тенистые кроны. Другие- радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Третьи – готовы накормить вас сочными душистыми ягодами.

-Почему же мы поступаем так неблагодарно, уничтожая растения?

(ответы детей)



-Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “Охрана растений”.



Работа с книгой:

Учитель. Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

Учащиеся. Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения.

Учитель. Дети, как вы понимаете выражение “охранять растения”?

Учащиеся. Охранять растения – это значит бережно к ним относиться.

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

(слайд: Экологические знаки)



1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов.
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

4. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

-Какие ещё экологические правила вы можете предложить?

(ответы детей)



4. Физкультминутка.

Учитель. Дети, встаньте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы растение, которое выросло на лугу, среди других красивых растений. Подул лёгкий, ласковый ветерок, который слегка покачивает вас и наклоняет то вправо, то влево.

Звучит запись “Звуки природы”.

Самостоятельная работа.

Детям раздаются карточки с названиями растений. Затем предлагается разделить лист на 3 колонки и надписать их названия: ДЕКОРАТИВНЫЕ, КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ. Ребята читают содержание карточки и вписывают названия растений в соответствующие колонки (примерное содержание карточки: роза, шиповник, ландыш, люцерна, фиалка, валериана, клевер,…) Одно растение может быть записано в несколько колонок(ландыш или шиповник)

По окончании работы учащиеся обосновывают свой выбор.

Работа с учебником. (с. 85)

-Назовите ещё одну важную причину гибели растений.

(ответы детей)

В Академгородке (Новосибирск) есть роща, в которую был запрещён вход. У оград висел плакат с предупредительной надписью «Лес на отдыхе!»

Эта мера была предпринята из-за сильного уплотнения почвы в результате массового посещения людьми лесного участка, примыкающего к городу. Учёные полагали, что ограждённая от посещения людей роща за пять лет пройдёт курс полного «оздоровления».

Учитель.

В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. Люди создали “Красную книгу Флоры”. Красный цвет книги – сигнал опасности. “Красная книга” — это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство Флоры, чтобы не меркла, а расцветала и крепла земная краса. В “Красной книге” рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. “Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти” — словно наказ людям. “Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой”.

Итог урока.

Учитель. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Учитель. Прочитайте отрывок из стихотворения Самеда Вургуна хором:

(слайд)
Давайте пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: