Проект «Экологический марафон 2010-2014»


8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гальбштадтская СОШ»



Методическая разработка

учителя начальных классов

высшей категории

Наливайко Марины Михайловны





Экологический проект

«Экологический марафон 2010-2014»

для учащихся младших классов

Педагогический опыт






Гальбштадт, 2014















































МБОУ «Гальбштадтская СОШ»

Проект «Экологический марафон 2010-2014»

Автор проекта: Марина Михайловна Наливайко, учитель начальных классов.

Аннотация

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа пробуждала в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века Веком ребёнка.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства. В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Но если не помочь ребёнку открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть источником – питающим душу.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

  • оторванность от жизни;

  • неумение применять на практике природоведческие знания.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души, помогать сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития:

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил». /Н. Заболоцкий ./

Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет Любовь на Земле ко всему живому, и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Начальная ступень общеобразовательной школы является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов, так как он имеет ряд преимуществ перед другими методами. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы:

  • высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала,который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые:

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  • Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  • Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

  • Проблема — Проектирование — Поиск информаци – Портфолио — Продукт –Презентация – вот основные этапы проектной деятельности.


Основная часть

В 2010 году наша школа вошла в число пилотных школ Алтайского края по реализации ФГОС второго поколения. Была разработана программа внеурочной деятельности. В качестве проектной деятельности во внеурочное время мною был разработан проект на 4 года «Экологический марафон 2010-2014».

Проблема: Экологическое образование и воспитание учащихся.

Цель проекта:

  • выяснить представления детей о взаимоотношении человека с природой, заинтересовать проблемой;

  • создание интеллектуально — эмоциональной среды для понимания взаимосвязи человека и природы через сказки, притчи;

  • формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие уважения к людям через рассмотрение их отношения к природе.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • формировать у детей представление о природе;

  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни;

  • прививать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к природе, общение с ними на равных;

  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

  • Определять цель выполнения работы под руководством учителя;

  • Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;

  • Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные

  • Уметь согласованно работать в группе;

  • Взаимодействие и сотрудничество;

  • Уметь подчиняться правилам;

  • Разрешать конфликты;

  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные

  • Слушать и понимать речь других;

  • Отвечать на вопросы, товарищей по классу, ставить вопросы;

  • Уметь классифицировать, наблюдать.

Личностные

  • Делать выбор, какой поступок совершить (опираясь на правила поведения

  • Работа с родителями

  • вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, экологический.

Участники проекта:

1 этап 2010-2011 – 1 класс

2 этап 2011-2012 – 2 класс

3 этап 2012-2013 – 3 класс

4 этап 2013-2014 – 4 класс

Сроки выполнения проекта: долгосрочный (2010-2014 учебные годы)

Перечень форм и методов реализации проекта:

Классные часы («Береги природу!», «Что такое Красная книга?», «Защитники природы» и другие), презентации, участие в творческих конкурсах разных уровней.

Творческая деятельность:

Природоохранные акции, выставка поделок, рисунков, экскурсии в природу,

создание театра мод из бросового материала , сочинение сказок, рассказов, эссе о природе, создание кукольного экологического театра, проведение экологического праздника.

Ожидаемые результаты:

Для учащихся

  • Расширение представлений о природе; о неразрывной связи человека и природы;

  • Принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • Ответственное отношение детей к окружающей среде;

  • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка;

  • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей

  • Повышение уровня экологического сознания;

  • Активное участие в жизнедеятельности класса.

Для педагога

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога;

  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности;

  • Личностный и профессиональный рост;

  • Самореализация

Реализация проекта:

2010-2011 – 1 класс

  1. Творческий проект «Волшебные камни»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт: выставка работ.

  1. Творческий проект «Осенний листочек – живи!»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выставка работ.

  1. Творческий проект «Чудесные семена»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выставка работ.

  1. Исследовательско – творческий проект «Сохраним жизнь ёлочке»

Авторы: Галкин Данил, Лымарев Александр, Шлее Эрика

Продукт:акция листовок в селе «Не губите ёлочку!», сборник стихов и сказок собственного сочинения «Новогодняя красавица», выставка поделок «Новогодняя мастерская»

    1. 2 класс

  1. Создание экологического театра моды «Экологический дизайн»

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:презентация – дефиле на ежегодном школьном творческом конкурсе «Поём и танцуем с учителями» .

  1. Исследовательская работа «Порхающее чудо планеты Земля»

Автор: Сушко Дмитрий.

Продукт:Исследовательская работа после посещения выставки тропических бабочек в г.Барнауле.

  1. Исследовательско – творческий проект «Есть ли выход из мусорного тупика?»

Авторы: Лымарев Александр, Шеремет Александра, Ерёменко Катерина.

Продукт:экологические призывы к односельчанам «Чисто не там, где сорят, а там, где убирают!», экологический дизайн.

    1. 3 класс

  1. Создание экологического кукольного театра.

Участники: совместная деятельность учащихся класса и родителей.

Продукт:выступления с экологическими сказками – постановками перед ребятами детского сада и учащимися начальной школы..

  1. Литературные работы на тему «Мой край».

Участники: Сушко Дмитрий, Ерёменко Катерина.

Продукт:эссе и рассказ о родном крае.

  1. Исследовательско – творческий проект «Экологический теремок»

Авторы: Лымарев Александр, Галкин Данил, Шлее Эрика.

Продукт: сборник экологических сказок собственного сочинения «Теремок», коллективно – творческая работа в гофротехнике «Теремок».

    1. 4 класс

  1. Экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле», посвящённый Году окружающей среды.

Участники: совместная деятельность учащихся 1-4 классов и родителей.

Продукт:выступления – стихи, песни, театральные постановки, кукольный театр на экологическую тему перед ребятами детского сада и учащимися начальной и средней школы.

  1. Исследовательско – творческий проект «Экология и притчи»

Автор: Яшина Елена.

Продукт: Создание экологического дневника с использованием притч

для учащихся начальных классов «Мои экологические поступки».


Вывод по работе:

Участвуя в проектной работе, ребенок видит конечный её результат – и чувствует важность своего вклада. Творческие занятия (поделки, костюмы из бросового материала, сочинение сказок и другие) увлекают детей, влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки, позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.

Кукольный театр развивает такие элементы экологической культуры как: экологические чувства (сочувствие, сопереживание, чувство гражданственности); экологическое сознание; отношение к природе как к ценности. Театр помогает детям развивать коммуникативные возможности, а также навыки групповой творческой работы. На заключительном этапе проекта был организован и проведен экологический праздник «Сохраним жизнь на Земле». Основная идея — сохранение и бережное отношение к природным богатствам окружающей среды: бережное отношение к деревьям, птицам, зверям в лесу, водным ресурсам.

Проблема экологического образования и воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания.


Перспективный план экологической работы:

Моя цель: получение необходимых знаний, стремление к передаче инновационных идей и их практическое применение: «Ученьем просветляется ум!».

В связи с этим, я ставлю перед собой задачи:

  • сохранить у подрастающего поколения коренные представления о духовных ценностях народа, семейных ценностях, патриотизме, истории страны, защите её природных богатств;

  • усилить распространение идей здорового образа жизни, природоохранной и краеведческой деятельности;

  • конструктивно взаимодействовать с общественностью села, коллегами на разных территориальных уровнях, родителями, учениками с целью качественной реализации новой образовательной программы, с помощью форм и средств:

  • живой лекционной работы, разработки рекомендаций родителям и педагогам;

  • издательской научно-просветительской деятельности;

  • повышения квалификации;

  • экскурсионных и туристических мероприятий с целью знакомства младших школьников с историческими и культурными памятниками, природными заповедниками, экологическими парками Алтайского края;

  • активного использования современных высокотехнологичных средств массовой информации и коммуникаций;

  • эффективного участия в конкурсах и фестивалях экологического и краеведческого направления;

  • активного участия совместно с детьми и их родителями в создании школьного музея.





ЛИТЕРАТУРА:

  1. Давайте, охранять природу вместе с детьми. Книжка – подсказка: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Виноградовой А.М. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.

  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения./ В.В.Давыдов. М.,1996г.

  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие.

  4. Плешаков А.А. Экология для младших школьников ( факультативный курс для начальных классов ). М.:Просвещение,1995г.

  5. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. М.Тобол1999г.

  6. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997г.



Свежие документы:  Исследовательская работа по экологии «Оценка жизненного состояния леса по сосне. Сравнительный анализ двух лесных площадок» для 10 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: