Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Серебряноключевская СОШ» администрации муниципального
образования Киреевский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «Серебряноключевская СОШ»
_________________Г.Г.Мартина
От «___»_________________2013
Рабочая программа
кружка «Юный натуралист»
Годовое количество часов –35
Недельных часов –1
Учитель биологии Шкитина Ольга Вячеславовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__
от «__»____20__г.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Кружок «Юный натуралист» рассчитан на 1 ч в неделю (всего 35 ч)
Основная его цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, углубление и расширение знаний по биологии.
В процессе занятий в кружке учащиеся получают практические умения и навыки по уходу за комнатными растениями в разные времена года, учатся пересаживать, размножать комнатные растения, определять их болезни, вредителей, признаки недостатка различных химических веществ, осваивают методы борьбы с вредителями и болезнями, а также учатся работать со справочной литературой по цветоводству.
Одна из задач кружка – познакомить ребят с использованием целительных свойств комнатных растений, их применением в фитотерапии и для оздоровления и очищения своего жилища. А также познакомить кружковцев с комнатными растениями, оказывающими отрицательное влияние на здоровье человека и не рекомендуемые для разведения в жилых помещениях, ядовитыми комнатными растениями.
Также целью кружка является проведение практических работ по озеленению школы, уход за цветами в школе и использование знаний, умений и навыков, полученных в кружке для озеленения собственного жилища.
Занятия кружка предусматривают экскурсии, выступление с интересными сообщениями.
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Дата проведения занятия | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы, целями кружка. Ознакомление с разнообразием комнатных растений кабинета биологии. |
|
2 | История комнатного цветоводства. Значение комнатных растений в жизни человека (эстетическое, целебное и др.) Знакомство с литературой по комнатному цветоводству. |
|
3 | Особенности ухода за комнатными растениями в осенний период. Правила расположения растений в жилом помещении, их влияние на атмосферу в доме. |
|
4 | Практическое занятие: уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание, рыхление). |
|
5 | Болезни и вредители комнатных растений, способы борьбы с ними.
|
|
6 | Биологические методы борьбы с вредителями и болезнями комнатных цветов. |
|
7 | Практическое занятие: уход за цветами кабинета биологии, проведение борьбы с вредителями и болезнями. |
|
8 | Практическое занятие: паспортизация растений кабинета биологии. |
|
9 | Позитивное влияние комнатных растений на самочувствие. |
|
10 | Красивоцветущие комнатные растения (бегонии, глоксинии, герани, розы), их родина, биологические особенности, видовое разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства (герань, бегония, азалия, хризантема, цикламен) |
|
11 | Сенполии (узамбарские фиалки), их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию. |
|
12 | Практическое занятие: продолжение паспортизации, уход за комнатными растениями школы. |
|
13 | Особенности ухода за комнатными растениями в зимний период. |
|
14 | Кактусы, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию. Исцеляющие свойства кактусов. |
|
15 | Суккуленты, их родина, биологические особенности, разнообразие, содержание. Целебные свойства алоэ, коланхоэ, малочаев. |
|
16 | Практическое занятие: уход за растениями кабинета биологии и школы. |
|
17 | Цитрусовые, их родина, биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию, целебные свойства комнатных цитрусовых. |
|
18 | Вьющиеся растения (лианы), биологические особенности, разнообразие, требования к содержанию. |
|
19 | Практическое занятие: уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание) |
|
20 | Ампельные растения. Разнообразие видов, биологические особенности и требования к уходу, целебные свойства (традесканция, плющ, хлорофитум). |
|
21 | Сказания, легенды, мифы о комнатных растениях. |
|
22 | Практическое занятие: профилактический осмотр всех комнатных растений, проведение борьбы с вредителями и болезнями. |
|
23 | Практическое занятие: уход за комнатными растениями кабинета биологии и школы (полив, опрыскивание, рыхление). |
|
24 | Особенности ухода за комнатными цветами весной. Питание комнатных растений из почвы. Подкормки. Внешние признаки растений при недостатке различных химических элементов. |
|
25 | Правила пересадки комнатных растений. Требования к почве. |
|
26 | Практическое занятие: составление земляных смесей, пересадка, подкормка комнатных цветов.
|
|
27 | Основные способы размножения комнатных растений. |
|
28 | Лилейные, амариллисовые, их родина, видовое разнообразие, биологические особенности, требования к уходу. |
|
29 | Целебные растения в комнате. Растения «врачи» и «вампиры». |
|
30 | Практическое занятие: пересадка, размножение, подкормка, полив и опрыскивание комнатных растений. |
|
31 | Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности. |
|
32 | Особенности ухода за комнатными цветами в летний период. |
|
33 | Занимательное занятие: «В мире комнатных цветов». |
|
34 | Практическое занятие: уход за растениями, подготовка их к летнему периоду. |
|
35 | Итоговое занятие кружка «Юный натуралист» |
|
УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Определять названия комнатных цветов, правильно ухаживать за разными комнатными растениями в разные времена года, правильно пересаживать, размножать, поливать, опрыскивать, подкармливать, составлять почвенные смеси для пересадки цветов.
Правильно располагать растения в комнате в зависимости от требований к свету и температуре.
Определять самых распространенных вредителей и болезни.
Определять по внешнему виду растений недостаток в основных химических элементах.
Применять знания о целебных свойствах комнатных растений для поддержания своего здоровья.
Работать с дополнительной литературой по цветоводству.
Бороться с вредителями и болезнями разными способами.
Правильно размножать растения в жилых помещениях.
Использовать комнатные цветы для очищения и оздоровления атмосферы в доме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Б.Н. Головкин «Энциклопедия комнатного цветоводства»
Н.Н.Верзилин «Путешествие с комнатными цветами»
В.А.Родина «Цветоводство»
Е.Сербина «Комнатные растения»
Р.А.Удалов «В мире кактусов»
С.Березкина «Комнатные растения, позитивное влияние на самочувствие»
С.Н. Приходько «Лечебница на подоконнике»
Г.Б.Гортинский «Целебные растения в комнате»
Д.А.Муравьева «Тропические и субтропические лекарственные растения»
М.А.Кузнецова «Сказания и легенды о лекарственных растениях»
Н.И.Клиновская «Комнатные растения в школе»
В.И.Серпухова «Комнатные и балконные растения»
А.Н.Семенова «Комнатные растения: друзья и враги»
Л. Образцова «Комнатные растения – природная аптека»