Конспект урока на тему «СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»


Министерство образования и науки РТ

ГБПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум

им. Габдуллы Тукая»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»


НА ТЕМУ «СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: САБИРОВА ГУЗАЛИЯ МИСХАТОВНА












с. Б. Атня – 2015



АННОТАЦИЯ



Методическая разработка написана для проведения занятия по теме: «Счета бухгалтерского учета».

В разработку включены план урока, методика проведения занятия, приложения. В приложениях — материалы для проверки усвоения пройденного материала и задание для закрепления изученного материла

Чтобы обеспечить глубокое и качественное усвоение темы применяется метод обучения – объяснение с элементами беседы. При раскрытии темы используются: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, наглядные материалы, слайды, презентации), план счетов, таблицы, схемы, доска, карточки, книги, презентация, проектор, ноутбук.

Особенностью данного урока является применение электронных разработок и самостоятельная работа студентов по подготовке презентации.

Применение электронных разработок позволяет продуктивно использовать время урока, обеспечивает доступность материала, заинтересовывают студентов.

Целью методической разработки является улучшение методики преподавания данной темы. Может быть использована преподавателями учетно-экономического цикла.


















ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

1. План урока

2. Методика проведения урока

3. Заключение

Список использованной литературы

Приложения
































ВВЕДЕНИЕ



Для руководства хозяйственной деятельностью и контроля за ней необходимо иметь показатели движения имущества, обязательств предприятия и источников их формирования. Процесс управления только тогда достигает цели, когда в текущем учете контроль за наличием и движением имущества, формированием и погашением обязательств осуществляется по отдельным их группам, видам и наименованием в разрезе каждой позиции по местам нахождения или возникновения. Из этого вытекает необходимость счетов и двойной записи, как способов отражения и систематизации информации о характере движения хозяйственных средств в процессе производства.

В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как оно является основой системы обработки бухгалтерской информации. Именно этот метод ведения бухгалтерского учета позволяет выявить и отразить взаимосвязи хозяйственных операций и представить в итоге хозяйственную деятельность как целостную информационную модель.

На основе счетов составляется самая важная форма отчетности – бухгалтерский баланс.

Значение темы определяется тем, что она очень важна в профессиональном значении для будущих бухгалтеров.

Только уяснив сущность счетов и двойной записи, методику их ведения можно понять содержание следующих тем.

В результате изучения темы, студенты должны знать понятия о счетах бухгалтерского учета, сущность и значение двойной записи, уметь открывать бухгалтерские счета и составлять бухгалтерские проводки.

Методическая разработка предназначена для проведения урока по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».

Целью методической разработки является улучшение методики преподавания урока.














План урока по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»


ПЛАН УРОКА № 14

Тема: Счета и двойная запись.

Цели: а) Обучающая: дать понятие о сущности бухгалтерских счетов и двойной записи, показать их значимость в практической работе бухгалтера.

б) Воспитательная: воспитать чувство ответственности и понимания роли бухгалтера в правильном отражении хозяйственных операции.

в) Развивающая: развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление при составлении и обосновании бухгалтерских проводок.

Формируемые компетенции:

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Метод урока: традиционный.

Межпредметная связь: «Основы экономической теории», «Экономика организаций», «Менеджмент».

Внутрипредметная связь: Тема « Классификация хозяйственных средств по составу и размещению», «Бухгалтерский баланс»



Информационное обеспечение урока:

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11г. № 402-ФЗ

2.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 н.

3.Герасимова Л.Н. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4.Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник.-М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2010.


Материально-техническое обеспечение урока:

интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация к уроку, план счетов, схемы и построения активных, пассивных и активно-пассивных счетов.

ЭТАПЫ УРОКА


I. Организационный момент (1 мин)

а) проверка посещаемости и готовности студентов к уроку.

II. Актуализация знаний (15 мин)

1) Тестирование

2) Письменный опрос по карточкам

III. Сообщение темы, постановка цели и задачи урока (1 мин)

IV. Изучение нового материала (58 мин)

  1. Сущность бухгалтерского счета и его строение.

  2. Счета активные и пассивные.

  3. Активно-пассивные счета.

  4. Двойная запись.

V. Закрепление изученного материала (10 мин)

а) Фронтальный опрос:

1) Дайте определение счета бухгалтерского учета.

2) Строение счета.

3) Понятие «Сальдо»

4) Что представляет собой «оборот».

5) Схема записей на активном счете.

6) Схема записей на пассивном счете.

7) Как определяется сальдо на активных счетах.

8) Как определяется сальдо на пассивных счетах.

б) Выполнение задания

VI. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время (1 мин.)

Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник.-М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2010, стр. 89-110.

Составить кроссворды по изученным вопросам темы: «Счета и двойная запись».

VII. Рефлексия. Подведение итога урока (4 мин)

  1. Что нового узнали вы на этом уроке?

  2. Остались ли неясные вопросы?

  3. Что осталось непонятным?

  4. Что получили от этого урока?

  5. Как пригодятся эти знания в дальнейшей профессиональной деятельности.









МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА



Урок начинается с организационного момента. Преподаватель отмечает отсутствующих, определяет готовность класса к уроку. Затем проводится проверка знаний студентов по пройденной теме. Преподаватель отмечает, что сегодняшняя тема связана с ранее пройденной и поэтому важно усвоение пройденного. Проверка знаний проводится используя различные виды контроля: карточки-задания и карточки-тесты раздаются обучающимся для письменного контроля знаний.

С целью ускорения проверки ответы продемонстрируются на экране (Слайды 3-19). Ответы проверяются всей группой, студенты отмечают свои ошибки. В конце преподаватель делает выводы, анализирует допущенные ошибки.

Затем преподаватель сообщает новую тему, знакомит с задачами и целями урока. При этом студенты должны уяснить, что изучаемая тема очень важна в профессиональном значении – для будущих бухгалтеров (Слайд 20-21). Знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера. Бухгалтерские счета являются основой системы обработки бухгалтерской информации. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности – бухгалтерский баланс. Только уяснив сущность счетов и двойной записи можно понять содержание последующих тем по предмету «Основы бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет». Поэтому очень важно, чтобы студенты освоили тему « Счета и двойная запись».

Для этого изучение материала необходимо вести в форме доступной пониманию студентов.

Изложение первого вопроса начинается с объяснения значения бухгалтерских счетов и их строения. Идет объяснение преподавателя с одновременной демонстрацией слайдов (Слайд 22-27).

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет – это также накопитель информации, который затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности. Счет – основная единица хранения информации в бухгалтерском учете.

На основе счетов составляется самая важная форма отчетности – бухгалтерский баланс.

Внешние счета выглядят по-разному: в виде книги («Кассовая книга»), ведомостей (расчетная ведомость) и т.п. в современных условиях, когда вместо карточек, книг и ведомостей применяются технические носители информации, счета приобретают вид, который определяется соответствующими техническими средствами сбора, обработки, хранения и передачи информации. Наряду с этим счет имеет название, соответствующее учитываемому на нем объекту, и кодовое обозначение. Название счетов и их коды указаны в плане счетов.

Счета не только имеют различный внешний вид, их содержание тоже сильно отличается друг от друга.

Однако все счета роднит одно: любой счет представляет собой способ группировки и показа в обобщенном виде каких-то однородных хозяйственных объектов. На счете последовательно записываются все операции, вызывающие изменения в группе средств, для которых открыт счет. Счет позволяет ответить на вопрос: что учитывается на счете. Если речь идет о счете 10 «Материалы», то, естественно, на нем собрана информация о материалах и здесь не могут быть показаны отличные от материалов объекты, например, наличные деньги в кассе.

Именно понимание того, что учитываемые объекты необходимо группировать по принципу однородности, и легло в основу при создании системы бухгалтерского счета и последующего его использование для отражения хозяйственных операций признается умение определять местонахождение на счете начального сальдо.

Для наглядности изучение счета полезно начинать с «Т-моделей счета» (представить в форме Т-образной таблицы)

Понятие связано с тем, что напоминает букву «Т».

Эта простейшая модель включает три элемента:

  1. Название.

  2. Левая часть – дебет.

  3. Правая часть – кредит.

На доске чертится схема счета. Затем эта же схема показывается на экране.

При изложении второго вопроса дается понятие активных и пассивных счетов (Слайд 28). На активных счетах учитывается наличие и движение имущества предприятия по составу и размещению. На пассивных счетах учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства.

После пояснения понятий активных и пассивных счетов преподаватель дает задание студентам – по плану счетов определить, какие счета активные и какие счета пассивные.

Затем преподаватель на экране показывает схему активного счета. На активных счетах первоначальные и конечные сальдо, а также увеличение сумм хозяйственных средств пишется по дебету счета, уменьшение хозяйственных средств – по кредиту (Слайд 29).

Сальдо активного счета на конец отчетного периода рассчитывается следующим образом:

Ск = СН + ОКт — ОДт,

где Ск – конечное сальдо,

СН – начальное сальдо,

ОКт — дебетовый оборот,

ОДт – кредитовый оборот.

Под суммой оборота по дебету и кредиту понимаются общие суммы всех записей по дебету и кредиту счета.

Пассивные счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение. Начальное сальдо – кредитовое.

На пассивных счетах по дебету пишется уменьшение сумм, вызванных хозяйственных операциями, по кредиту увеличение сумм, вызванных хозяйственными операциями. Сальдо и начальное и конечное пишется по кредиту (Слайд 30).

Остаток по пассивному счету на конец отчетного периода определяется следующим образом:

СК = СН + ОКт — ОДт.

После рассмотрения основных понятий, преподаватель дает задание студентам – по плану счетов определить, какие счета активные и какие счета пассивные. Используя доску, наглядные материалы и презентацию показывается строение счетов и запись на счетах.

После изучения построения счетов преподаватель дает задание студентам по открытию активного счета «касса», записи хозяйственных операций на счет и подсчету конечного остатка (Слайд 31). Такое задание дается и по пассивным счетам (Слайд 32).

Студентам дается задание по открытию пассивного счета

На третьем вопросе отмечается, что наряду с активными и пассивными счетами имеются активно-пассивные счета. В таких счетах остаток может быть и дебетовым и кредитовым. К такому типу счетов относится счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

К этому счету ведется аналитический учет, который дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и с каждым кредитором. На этом счете предприятия и физические лица, находящиеся во взаимных расчетах с предприятием, могут оказаться как дебиторами, так и кредиторами, и необходимо знать, каковы величины дебиторской и кредиторской задолженности. Поэтому какой-то общий, свернутый итог по счету недопустим, так как это приведет к взаимному погашению дебиторской и кредиторской задолженности, а также искажению фактического финансового положения предприятия. Иначе говоря, если предприятие кому-то должно 100 000 руб. и предприятию кто-то должен100 000 руб. то из этого не следует, что все это можно взаимно погасить и заявить, что предприятию никто не должен, и предприятие никому не должно. Необходимо своевременно платить кредиторам и взыскивать задолженность с дебиторов.

На четвертом вопросе характеризуется сущность двойной записи, показывается порядок составления бухгалтерских проводок (Слайд 33). Процесс изучения вопроса идет с его одновременным закреплением — путем выполнения практических примеров и контроля знаний, умений и навыков студентов (Слайд 34-37).

После изучения вопросов темы, преподаватель проводит закрепление изученного материала. Закрепление проводится в виде блиц опроса в устной форме:

1) Дайте определение счета бухгалтерского учета.

2) Строение счета.

3)Понятие «Сальдо»

4)Что представляет собой «оборот».

5)Схема записей на активном счете.

6)Схема записей на пассивном счете.

7) Как определяется сальдо на активных счетах.

8)Как определяется сальдо на пассивных счетах.

Затем студентам раздаются карточки – задания на составление бухгалтерских проводок и их обоснование.

В качестве задания для самостоятельной работы студентов во внеурочное время рекомендуется материал учебника Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. -М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2010, стр. 89-110. и составить кроссворды по изученным вопросам темы: «Счета и двойная запись».

В конце урока преподаватель дает домашнее задание, подводит итог, оглашает оценки. Для выявления уровня осознания содержания пройденного занятия проводит рефлексию. Преподаватель обращается студентам вопросами:

— что вы узнали нового?

— остались ли неясные вопросы?

— что осталось непонятным?

— что получили от этого урока?

— как пригодятся эти знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

И на этом урок заканчивается (Слайд 38).

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Методическая разработка написана для улучшения методики проведения занятия на тему: «Счета бухгалтерского учета».

В результате изучения темы студенты должны знать: понятие о счетах бухгалтерского учета, строение активных и пассивных счетов, открывать счета, подсчитать обороты и конечное сальдо на бухгалтерских счетах. Понимание важности изучения плана счетов позволяет студентам понять ответственность их за достоверность учета. Для принятия оперативных управленческих решений руководством организации крайне важна информация, содержащаяся на бухгалтерских счетах. Счета являются способом ведения бухгалтерского учета, который удовлетворяет всем требованиям финансово – хозяйственного управления организацией.

Для объяснения нового материала используются презентации, по ходу демонстрации которых преподаватель реализует обучающую цель. Также презентации используются на этапе закрепления и повторения изученного материала.

На уроках с применением технических средств ярче реализуется принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Практика показала, что уроки с использованием презентаций позволяют студентам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная классная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

Методическая разработка предназначена для проведения урока по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие.- М.: Форум, 2011

2. Герасимова Л.Н. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

3. Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник.-М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2010.

4. Харьков В.П. Бухгалтерский финансовый учет:- М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010.

Интернет-ресурсы:


Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и

Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/.






























Приложение 1.


ТЕСТЫ


1. Что такое бухгалтерский баланс?

а) Таблица двухсторонней формы, правая сторона которой называется дебетом, левая — кредитом;

б) Таблица двухсторонней формы, правая сторона которой называется пассивом и показывает виды и размещение средств, а левая – активом и отражает источники образования этих же средств;

в) Способ обобщения показателей, характеризующих ход и результаты хозяйственных процессов;

г) Способ обобщенного отражения и экономической группировки средств предприятия в денежной оценке по видам и источникам их образования на определенную дату.


2. Основное уравнение бухгалтерского учета:

а) Активы = обязательства — собственный капитал;

б) Активы = обязательства + собственный капитал;

в) Активы = собственный капитал;

г) Активы = собственный капитал + акционерный капитал.


3. Что показывается в активе баланса?

а) Внеоборотные, оборотные и заемные средства;

б) Внеоборотные, оборотные средства;

в) Собственные, заемные и привлеченные средства;

г) Внеоборотные. Оборотные средства и прибыль.


4. Какие источники средств показываются в пассиве баланса?

а) Собственные и заемные;

б) Резервы, прибыль, фонды потребления;

в) Собственные средства, кредиты банка, отвлеченные средства;

г) Отвлеченные средства и прибыль.


5. В какой части баланса отражается кредиторская задолженность поставщикам и финансовым органам?

а) Во II разделе актива.

б) В V разделе пассива.

в) В I разделе актива.

г) Во II разделе пассива.


Приложение 2.



ВАРИАНТ № 1


Определить типы изменений в балансе под влиянием каждой хозяйственной операции.


п/п

Содержание операции

Сумма тыс. руб.

Название статей баланса

Тип изме-нений

Актив

Пассив









1


Израсходованы семена на посев озимой пшеницы.

47









2


Перечислено с расчетного счета в погашение задолжен-ности поставщикам.

95








3


Часть прибыли предприятия направлена на увеличение резервного капитала.

177







4



Оприходованы минеральные удобрения от поставщиков расчеты, за которые еще не произведены.

285








5


На расчетный счет поступил платеж от дебиторов.

250








Приложение 3.


ВАРИАНТ № 2


Определить тип изменений в балансе под влиянием каждой хозяйственной операции.


п/п

Содержание операции

Сумма тыс. руб.

Название статей баланса

Тип изме-нений

Актив

Пассив









1


Получены наличные деньги с расчетного счета в кассу.

23









2


Оплачено поставщикам за счет краткосрочного кредита банка.

315








3


Оприходованы нефтепродукты, купленные от нефтеба-зы, расчеты за которые еще не произведены.

412







4



Выдана из кассы оплата труда персоналу.


31








5


Получен и зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит банка.

210







Приложение 4.



Задание для закрепления.


Укажите типы балансовых изменений и корреспонденции:


  1. За счет средств расчетного счета погашены краткосрочные кредиты банка в сумме 350 тыс. руб.

  2. Получены с расчетного счета в кассу денежные средства в сумме 30 тыс. руб.

  3. Получены от поставщика материалы на сумму 90 тыс. руб., платеж за которые еще не произведен.

  4. Начислена заработная плата работникам животноводства 100 тыс. руб.

  5. Выдана из кассы заработная плата работникам 98 тыс. руб.





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: