Организация самостоятельной работы студентов на занятиях по экономическим дисциплинам








Организация самостоятельной работы

студентов на занятиях по экономическим

дисциплинам




Автор: Савинова Татьяна Владимировна


преподаватель спецдисциплин

БОУ ЧР СПО «Чебоксарский

техникум связи и информатики»

Минобразования Чувашии














Содержание



Введение

3

1

Место и функции самостоятельной работы в учебном процессе

5

2

Дидактические требования и принципы организации самостоятельной работы

7

3

Классификация видов и форм самостоятельной работы

15

4

Особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин (примеры)

19


Заключение

27


Список использованных источников

28














Введение


Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад (К.Д. Ушинский и его последователи).

Многовековой практический опыт людей доказывает, что лишь знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения. Образование должно дать не только определенную сумму знаний, но и обеспечить высокий уровень культурного развития будущего специалиста, самостоятельность мышления, воспитать умение постоянно пополнять знания, повышать квалификацию, адаптироваться к перемене труда в ходе научно-технического прогрес­са, научить молодых людей учиться.

Организация преподавателем самостоятельной работы студента должна исходить, как подсказывает опыт, из ряда предпосы­лок.

Необходимо, в первую очередь, ясно осознать цель образования, т.е. по­нимать, к чему направлять усилия, волю в учебном процессе. При этом сле­дует исходить из того факта, что в современных условиях качественно меняется характер образования. В настоящее время вместо преподавателя – «передатчика знаний» возникает особый спрос на преподавателя с ярко выраженным творческим характером, способного воспитать другую творческую личность. Этим определяется из­менение отношения к студенту: из объекта обучения он превращается в субъект обучения, точнее – в активного соучастника учебного процесса. Преподаватель должен настроить себя и студента на то, что он (студент) скорее учится сам, чем его учат. Таким образом, преподаватель помогает студенту учиться, а студент, в свою очередь, помогает преподавателю опти­мально реализовать эту помощь.

Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Актуальность работы обусловлена тем, что самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания студентов, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, формирования общих и профессиональных компетенций.

Цель работы: систематизировать опыт организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения экономических дисциплин.

Задачи:

1) Раскрыть сущность самостоятельной работы обучающихся, определить место и функции самостоятельной работы в учебном процессе.

2) Рассмотреть дидактические требования и принципы организации самостоятельной работы.

3) Ознакомиться с классификацией видов и форм самостоятельной работы.

4) Выявить особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин.



1 Место и функции самостоятельной работы

в учебном процессе


Самостоятельная работа – планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания основной (или дополнительной) профессиональной образовательной программы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Эффективность выполнения студентами самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и обучающихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от преподавателя знаний психолого-педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью обучающихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

В учебном процессе самостоятельная работа студентов выполняет различные взаи­мосвязанные функции. Важнейшие из них: познавательная, обучающая и воспитательная. Их органическая связь и взаимообусловленность реализуют­ся в учебной деятельности, направленной на формирование творческой лич­ности, и в деятельности последней, направленной на собственное жизнетворчество. Самостоятельная работа по дисциплине должна стать основой становле­ния творческой личности, средством борьбы за глубокие и прочные знания студентов, средством формирования у них активности и самостоятельности, развития их умственных способностей. Самостоятельная работа способствует постепенному формированию общих компетенций, прописанных в ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.




2 Дидактические требования и принципы организации самостоятельной работы



Компетентностный подход к обеспечению и оценке качества образования требует активной познавательной деятельности обучаемого, а организация образовательного процесса должна быть направлена на создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения проблемно-ориентированных и производственных задач.

При изучении экономических дисциплин («Основы экономики», «Экономика организации», «Экономика отрасли» и т.п.) с помощью различных видов самостоятельной работы студенты могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельных работ понимается, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению студентами глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

  2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

  3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у студентов разнообразных умений и навыков.

  4. Последовательность выполнения самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.

Однако одна система не определяет успеха работы преподавателя по формированию у студентов знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принципы доступности и систематичности, связи теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к студентам. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у студентов интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Задание для самостоятельной работы должно быть сформулировано через деятельность. Студенты должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе студентов осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к преподавателю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности студентов в работе.

Очень часто в рабочих программах учебных дисциплин или профессиональных модулей преподаватели указывают только тематику самостоятельной работы, не соблюдая требование формулировать задания для самостоятельной работы через деятельность.

Пример 1 – Тема СРС: Организационно-правовые формы коммерческих организаций.

При такой формулировке студент не имеет четкого представления о том, что же он конкретно должен сделать по данной теме: прочитать § учебника? Составить конспект? Подготовить сообщение для выступления на уроке? Выполнить реферат?

Пример 2 – Тема «Организационно-правовые формы коммерческих организаций». Изучить, используя справочно-правовые системы «Гарант» или «Консультант Плюс», ГК РФ (Ч.I, Гл.4, §1-4), составить схему «Классификация юридических лиц» и заполнить макет таблицы «Сравнительная характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций».

В этом случае задание для выполнения самостоятельной работы студентом будет понято однозначно.

«Формулировка самостоятельной работы должна определять тему и вид деятельности (расписать, что должен сделать студент по этой теме), быть однозначно понятой и преподавателями, и студентами, и родителями, и администрацией». [5]

Очень часто преподаватели используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причем они формулируют задания на репродуктивном уровне. Е.А. Тупичкина и И.В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителя, преподаватели забывают о возможности организации самостоятельной деятельности обучаемых с различными дидактическими целями. Эти авторы попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:

  • актуализация знаний обучаемых;

  • получение новых знаний;

  • закрепление и повторение знаний и умений;

  • проверка знаний и умений. [15, с.10]

  1. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для студентов, а сами студенты – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

Рабочие учебные планы по специальностям СПО определяют общий объем самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу. Как правило, он составляет около 30% от максимальной нагрузки. Задача преподавателя заключается в том, чтобы наиболее оптимально распределить в рабочей программе этот объем часов по разделам и темам учебной дисциплины или междисциплинарного курса.

  1. На первых порах у студентов нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа с текстом, подготовка небольших сообщений, составление глоссариев, составление конспектов, заполнение готовых макетов таблиц и т.д.). В этом случае самостоятельной работе студентов должен предшествовать наглядный показ приемов работы преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы преподавателем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой студенты оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы по экономическим дисциплинам совершается в основном по следующим направлениям:

а) путем усложнения содержания задания (самостоятельно разработать макет таблицы для систематизации изученного материала, разработать тесты, кроссворды для взаимного контроля и т.п.);

б) путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны преподавателя.

  1. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей студентов (домашняя проработка кейсов – конкретных проблемных ситуаций, с целью дальнейшего их обсуждения на уроке и высказывания своего способа решения проблемы).

  2. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным студентам требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к студентам (разрабатывать несколько вариантов кейсов различной трудности).

  3. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес студентов. Это достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед студентами практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Студенты всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют новые функции, предметы, «открывают» новые методы, применяют знания ИКТ (Работая микрогруппами, подготовить компьютерную презентацию на одну из тем: «Факторы, порождающие инфляцию», «Антиинфляционная политика государства»; самостоятельная работа в ходе подготовки и проведения деловой игры и т.п.)

  4. Самостоятельные работы необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у обучающихся будут вырабатываться твердые умения и навыки.

  5. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой студентов по приобретению знаний, умений и навыков.

  6. При выполнении студентами самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Преподаватель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, обучает студентов методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности студентов и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Наиболее значимые, интересные самостоятельные работы в форме рефератов, научно-исследовательских работ, проектов, а также документы, подтверждающие успехи студента, достижения в области изучения данной дисциплины или освоения профессионального модуля (грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в предметных олимпиадах, неделях специальности, научно-практических конференциях, выставках творческих работ и т.п.) студенты накапливают в своем портфолио.

Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в техникуме. Портфолио является не только современной эффективной формой оценки результатов освоения студентом профессиональных и общих компетенций, но и способствует:

-мотивации к образовательным достижениям;

-приобретению опыта деловой конкуренции;

-обоснованной реализации самообразования;

-повышению конкурентоспособности будущего специалиста.

Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства, принятые в техникуме, и позволяет учитывать уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

Преподаватель анализирует портфолио студента в ходе промежуточной аттестации (на зачете, экзамене), использует при оценке общих компетенций.

Таким образом, эффективность самостоятельной работы обучающихся прямо зависит от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль системы самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно использовать и методы косвенного руководства учебной деятельностью обучаемых, и методы управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации.

«Методика организации и проведения самостоятельной работы должна учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного и учтенного в единой системе самостоятельных работ изменения их частно-дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности. Такие изменения на разных этапах обучения способствуют развитию интеллектуальных возможностей обучающихся, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем. [16, с.8-9].


3 Классификация видов и форм самостоятельной работы



Под самостоятельной работой студентов мы понимаем такую работу, которая выполняется студентами по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом студенты сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (графическое построение схемы, описание порядка выполнения, систематизация материала и сведение ее результатов в таблицу, написание реферата, подготовка доклада и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия студентов, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения экономическим дисциплинам применяются различные виды самостоятельной работы студентов, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности студентов, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества студентов и т.д.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания (задание для СРС: найти информацию в рекомендованных дополнительных источниках, в том числе в интернете и подготовить краткие тексты сообщений для выступления на уроке по темам: «Земля как фактор производства», «Труд как фактор производства», «Капитал как фактор производства» и т.п.; изучить, используя справочно-правовые системы «Гарант» или «Консультант Плюс» НК РФ (Ч. I, Гл.8, ст.53-57; Ч.II, Раздел VIII, Гл.21-26, Раздел IX, Гл. 27-30, Раздел X, Гл.31) и заполнить макеты таблиц «Виды и характеристика налогов, уплачиваемых организациями», «Виды и характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами» и т.п.; найти информацию и подготовить текст выступления (до 5 мин.) на тему: «Производственная инфраструктура предприятия» и т.д.).

  2. Закрепление и уточнение знаний (задание для СРС: провести самотестирование по разделу.1 «Основные экономические понятия»; решить по образцу задачи по теме «Основной капитал» и т.п.).

  3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения расчетных практических задач различного вида, разбора конкретных производственных ситуаций и т.д.

  4. Формирование умений творческого характера достигается при поиске новых способов решения задач, новых вариантов решения проблемных ситуаций, подготовке и участии в деловых играх и т.п.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит также и от того, каким образом организована деятельность обучающихся. Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия преподавателя и студентов, самих студентов между собой.

Формы организации самостоятельной деятельности имеют важное воспитательное значение. Но достигаются положительные результаты, если преподаватель знает возможности каждой формы, ее специфику и педагогические условия использования. Рассмотрим их.

1) Индивидуальная самостоятельная работаработа, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество обучаемых. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества студента с преподавателем. Обязанности преподавателя при этом не менее сложны и ответственны, чем студента. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого преподаватель может выделить те вопросы, которые доступны отдельным студентам для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. По экономическим дисциплинам это может быть подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов. На уроках для них выделяется 5—10 минут в процессе изучения нового материала.

Также, это может быть длительная индивидуальная работа творческого характера, выполняемая теми студентами, у которых сформировался познавательный или профессиональный интерес в процессе изучения экономических дисциплин. К индивидуальной самостоятельной работе можно отнести и внеучебную работу, связанную с самообразованием студентов, направленную на удовлетворение их интересов и познавательной потребности.

2) Групповая форма организации самостоятельной работы (работа в парах, работа малыми группами, фронтальная работа). Чем же привлекает она преподавателей? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих обучаемых, для коллективного взаимодействия. При групповой форме организации самостоятельной работы у студентов формируются общие компетенции:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

До проведения групповой работы преподаватель может организовать специальную подготовку консультантов к выполнению тех функций, которые выполняет сам. Консультант распределяет обязанности между членами группы после предварительного ознакомления с материалом, расчленяя общее задание на части, решает, сколько времени необходимо затратить, в каком порядке (по какому плану) строить работу, как оформить отчет всей группы. Наряду с этим он руководит обсуждением выдвигаемых гипотез, принимает решения, направляет деятельность членов группы и контролирует ее. Таким образом, функции педагогического руководства частично передаются самим обучающимся, а это имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Самостоятельная проработка материала группой оправдана тогда, когда этот материал имеет широкие связи с ранее изученным (подготовка и проведение урока обобщения и закрепления знаний в виде деловой игры, урока с использованием КЕЙС-технологии; урока контроля знаний в виде конкурса между командами, урока-КВН и т.п.; )

Применение вариантов групповой работы не только порождает различные способы и механизмы сотрудничества обучаемых, требует самоорганизации, но и оказывает влияние на мотивационную сферу учения. Однако, комплексное решение учебно-воспитательных задач достигается при том условии, если сочетаются в обучении индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации самостоятельной работы.

Варианты этого сочетания могут быть различными.

  1. Студенты индивидуально прорабатывают материал, который затем обсуждается в парах и в общегрупповой фронтальной беседе.

  2. Индивидуальные творческие задания выполняются отдельными студентами дома. Организуется их рецензирование двумя однокурсниками (одногруппниками) с последующим обсуждением работы и рецензий в группе.

  3. Общее задание, выполняемое микрогруппой, разделяется на индивидуальные задания, над которым индивидуально работает каждый член микрогруппы.

Результаты работы каждого студента обсуждаются сначала в микрогруппе, а потом в группе студентов под руководством преподавателя.



4 Особенности организации самостоятельной работы

студентов при изучении экономических дисциплин (примеры)


4.1 Подготовка и проведение семинара


Семинар (от лат. Seminarium – рассадник знаний) – один из основных методов обсуждения учебного материала. Семинары про­водятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной про­граммы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучаю­щимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, фор­мирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

Основная цель семинара – развитие творческого мышления, самостоя­тельности в преодолении познавательных трудностей.

Исходя из того, что семинар является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачи состоят в том, чтобы:

  • углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе са­мостоятельной работы;

  • проверить эффективность и результативность самостоятельной ра­боты студентов над учебным материалом;

  • привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учеб­ного материала в студенческой аудитории;

  • выработать умение формулировать, обосновывать и излагать соб­ственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Глубокий, всесторонний и заинтересованный анализ вопросов, выносимых на семина­ры, учит студентов самостоятельно и логически мыслить, аргументировано полемизировать, заставляет студентов более серьезно относиться к работе над учебниками, учебными пособиями, конспектами лекций, рекомендованными дополнительными источниками информации. Тем самым семинары и систематическая подготовка к ним придают регулярный и планомерный характер самостоятельной работе.

Участие студента в семинаре расширяет его кругозор, развивает культуру общения и речь, навыки публичного выступления. Семинары – эффективное средство воспитания трудолюбия у студентов. Одновременно это одна из форм кон­троля качества усвоения студентами учебного материала. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинара пробелы в знаниях студентов и своевременно исправить положение.

Хорошо когда каждый студент работает увлеченно, стремится доказать свою точку зрения, умеет защитить ее при обсуждении. Однако все это не достигается само собой, а является результатом работы преподавателя, гото­вящего и проводящего семинар. Подготовка студентов к семинарским заня­тиям один из основных и наиболее трудоемких видов учебной деятельности. В ее организации преподавателю принадлежит решающая роль. Известно, что основой для подготовки студентов к семинару является разработанный план семинарских занятий, который содержит перечень вопросов для обсуж­дения, вопросы для самоконтроля, темы рефератов, методические рекомен­дации по данной теме, список обязательной и дополнительной литературы. От качества составления плана во многом зависит эффективность самостоятельной работы студентов.

Активное участие студентов в обсуждении рассматриваемых проблем предполагает умение внимательно слушать выступления своих товарищей, анализировать содержательную и формальную стороны этих выступлений, оценивать знания выступающего, дополнять его или полемизировать с ним.

Семинар – активный метод обучения, в применении которого долж­на преобладать продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. Он должен развивать и закреплять у обучающихся навыки самостоятель­ной работы, умения составлять планы теоретических докладов, их тези­сы, готовить развернутые сообщения и выступать с ними перед аудито­рией, участвовать в дискуссии и обсуждении.


4.2 Самостоятельная работа при подготовке рефератов


Слово «реферат» имеет латинские корни и происходит от слова «referre», что в буквальном переводе означает «докладывать, сообщать». Реферат – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный – содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Сбор материала и написание, устное изложение написанного и обсуж­дение рефератов способствуют выработке навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно анализировать, обобщать и систематизировать материал, сопоставлять различные точки зрения, нахо­дить собственную позицию по спорным вопросам и аргументировать ее. В результате знания студента становятся более прочными, а их приобретение сопровождается удовлетворением от проделанной работы, что служит мощ­ным стимулом интенсификации самостоятельной работы студентов в дальнейшей деятельности. Подготов­ка рефератов вырабатывает умение и навыки письменного изложения мыс­лей, способствует информативному обеспечению устного выступления перед массовой аудиторией.

При изложении реферата на уроке, конференции от студента требуется ясно и четко выражать свои мысли, укла­дываться в отведенное время (не более 10-12 минут), аргументировано за­щищать свои взгляды и положения, пользоваться наглядными пособиями и т.д. При оценке реферата принимается во внимание его научный уровень, умение выделить главное зерно рассматриваемой темы, самостоятель­ность изложения, новизна решений. Лучшие из рефератов после доработки выносятся на конкурс студенческих работ.

Примерные темы рефератов по экономическим дисциплинам:

«Техническая подготовка производства»;

«Информационные логистические системы»;

«Логистический сервис и его задачи»;

«Пути улучшения использования оборотных средств предприятия»;

«Резервы роста производительности труда»;

«Пути снижения себестоимости продукции (услуг)»;

«Методы ценообразования»;

«Влияние налогов на прибыль»;

«Факторы роста уровня рентабельности» и другие.






4.3 Организация самостоятельной работы студентов

с применением Кейс-метода


Удачной и очень интересной формой организации самостоятельной работы студентов является Кейс-метод.

Метод кейсов (кейс-метод, кейс-стади, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения (кейс-метода).

Для достижения целей предметного обучения в системе среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Общие требования к кейсам, используемым в обучении экономическим дисциплинам, заключаются в: правдоподобности описания ситуации; полноте фактов, достаточной для понимания ситуации; минимальности описания ситуации, отсутствии избыточных сведений и подсказок.

Технология разработки задания для СРС с использованием Кейс-метода и организация проведения обсуждения (защиты проектов):

  1. Формулировка общей проблемы.

Требования к формулировкам:

— ясная и четкая постановка вопроса, которая не должна допускать двусмысленного толкования;

— поиск ответа должен вызывать определенные умственные усилия обучаемого;

— формулировка должна быть такой, чтобы студенту хотелось поразмышлять над вопросом, проблемой);

  1. выделение проблемной ситуации в рамках общей проблемы;

  2. создание УМК для организации самостоятельной работы, куда должны войти следующие документы: раздаточный материал, список основной и дополнительной литературы, инструкции по разработке проекта, описание ситуации, режим работы студентов, продолжительность каждого этапа, наглядный материал, критерии оценки работы студентов;

  3. создание микрогрупп, их мотивация, выдача заданий для работы. Группа разбивается на микрогруппы, каждая из которых получает задание (разрешить ту или иную проблему по предложенной ситуации). Каждой микрогруппе выдается УМК;

  4. организация самостоятельной работы студентов в соответствии с выданными заданиями – самостоятельная работа с кейсом. Для работы над решением проблемы дается определенное время (не менее двух недель). Проблема должна быть разрешена, а ситуация рассмотрена со всех сторон;

  5. организация дискуссии и защита разработанных проектов. Критерии оценки могут быть очень разными, но, как правило, оцениваются:

  • глубина решения проблемы,

  • активность каждого члена микрогруппы,

  • неординарность в разрешении ситуации,

  • разнообразие форм и методов,

  • качество оформления наглядного материала, используемого при защите, и т.п.

«При использовании Кейс-метода студенты наряду с профессиональными знаниями приобретают навыки взаимодействия, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Кроме этого, формиру­ется сознание принадлежности коллекти­ву, а коллективное обсуждение общих вопросов форми­рует критичность, сдержанность, уважение к другому мне­нию, внима­ние к коллегам; разви­ваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет.» [10, с.22-23].

При таком методе организации самостоятельной работы по экономическим дисциплинам формируются общие компетенции обучающихся, и происходит подготовка к освоению студентами профессиональных компетенций (ПК формируются при изучении профессиональных модулей).














Заключение


Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний студентов по дисциплине, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт преподавателей показывает, что:

  • Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению студентами более глубоких и прочных знаний.

  • Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

  • Реализуется идея сотрудничества участников учебного процесса, гуманизация их деловых и межличностных отношений. Это в первую очередь, способствует формированию устойчивых мотивов самостоятельной деятельности студентов.

  • Ускоряется процесс образования комплекса умений, в котором важную роль играет саморегуляция обучающихся. Целенаправленное проведение взаимоконтроля и самоконтроля не только активизирует учение, но и стимулирует ответственность студентов.

  • Формируются общие компетенции обучающихся и происходит подготовка к освоению студентами профессиональных компетенций.





Список использованных источников


  1. Об образовании в Российской Федерации : [федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 21.12.2012].

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080104 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) : [утвержден 06.04.2010 приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 282; Рег. № 17241 от 17.05.2010].

  3. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2005.

  4. Грецов А.Г. Практикум по технологиям обучения современного студента. СПб., 2007.

  5. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Кн. 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом/Науч. ред. и сост.: А. М. Зобов, Б. Н. Киселев. М.: ГУУ, 1998.

  6. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

  7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г., Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

  8. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. – 2010. — № 4 – с. 22-23.

  9. Завгородняя А., Ямполъская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания. – 2001. – № 2 – с. 24-27.

  10. Никитина Э.К., Коваленко О.А. Исследовательская ситуация – одно из условий формирования лидерских качеств. // Начальная школа. – 2013. – № 12. – с. 42-47.

  11. Пилюгина Н.А. Проектный метод – один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения. // Начальная школа. – 2014. – № 1. – с. 44-47.

  12. Попович И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий. // Начальная школа. – 2014. – № 1. – с. 47-54.

  13. Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего обучения // Начальная школа. – 1996. – № 5. – с. 10.

  14. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2008. – № 2. – с. 8.



Интернет-ресурсы:

https://elibrary.ru/item.asp?id=15341396

https://www.mbastrategy.ua/content/view/1350/198/lang,Rus/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F4%E5%F0%E0%F2

https://www.profobrazovanie.org/


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Род глаголов в прошедшем времени"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: